Из-за высокой вязкости смола плохо реагировала на водяную баню и неравномерно дегазировалась в камере. Пришлось потратить много времени на ее прогрев, после чего она достигла необходимого состояния. Использовала её всего один раз и не могу точно вспомнить, какое было её состояние при застывании. Но, кажется, я применяла смолу под названием Epoxy Crystal PLUS.
В чем отличие ювелирной и технической смолы?
Первым шагом в работе со смолой является четкое планирование будущего изделия. Необходимо понимать, что именно вы хотите создать и какой тип материала вам наиболее подходить. Стоит помнить, что универсальности в выборе состава не существует. Эпоксидная смола имеет множество вариаций, и её характеристики существенно различаются, поэтому выбор материалов нужно делать осознанно. Рассмотрим далее особенности и отличия различных видов смол.
Ювелирная смола используется для создания ювелирных изделий, а также небольших предметов интерьера и иногда для создания закладок для книг. Прозрачность является важнейшим достоинством этого материала. Смола качественно защищена от воздействий ультрафиолетовых лучей, обеспечивая сохранение оригинального цвета изделий без пожелтения с течением времени. Она может обретать форму красивой линзы или образовывать купол над изделием, что особенно важно в ювелирном деле. Еще одно преимущество ювелирной смолы заключается в ее более жидкой структуре, что способствует выходу пузырьков воздуха. Также стоит упомянуть, что большинство ювелирных составов практически не имеют резкого запаха, как это зачастую бывает у других типов смол.
Эпоксидная смола для рисования
Эта смола характеризуется более густой консистенцией по сравнению с ювелирной и не в состоянии сформировать купол, вместо этого она растекается в разные стороны. Именно такой эффект позволяет художникам создавать картины. Однако одним из недостатков данных смол является их склонность к пожелтению со временем, что делает их непригодными для изготовления украшений. С течением времени поверхность изделия может потемнеть или изменить оттенок, что приводит к потере первоначального облика. Этот состав не подходит для склеивания изделий.
Для этих нужд используется техническая смола, которая является более экономичной, так как не обладает нужными свойствами для создания ювелирных изделий или художественной заливки. Ее ключевое преимущество – это возможность заливки в больших объемах без риска закипания. Она также отлично выполняет функции клея, надежно соединяя любые материалы, а также используется для производства мебельных столиков, кухонных столешниц, подоконников и прочего.
1. Удобство и пропорции смешивания
ПЭО-510КЭ-20/0
Эта смола стала одной из первых отечественных ювелирных смол, представленных СПб Технологическим институтом в качестве замены импортной Crystal resin. Производитель выпустил 7 марок прозрачных ювелирных эпоксидных смол для заливки, но я особенно предпочитаю ПЭО-510КЭ-20/0, так как она наиболее подходит для моего творческого процесса. Смола продается в двух бутылках, где указано содержание каждой. Эпоксидная основа имеет густую консистенцию, тогда как отвердитель – жидкий, как вода. Оба компонента имеют кристально чистый внешний вид. Смешивание происходит в пропорции 4:1 по весу. Это достаточно удобно, и легко запомнить, поскольку при сложении обоих компонентов итоговое число всегда кратно пяти. Из-за вязкости смолы важно аккуратно начинать процесс смешивания, чтобы избежать перелива жидкого отвердителя из низкого стакана. Смесь необходимо тщательно перемешивать, обращая внимание на дно и применяя технику второго стакана. Если делать это аккуратно, пузырьки практически не образуются. В итоге получается жидкая и удобная для работы смола.
Magic Crystal 3D
Я долго использовала эту смолу из-за ее умеренной цены. Она поставляется в двух бутылках и мешается в соотношении 2:1, что крайне удобно. Практически невозможно перепутать пропорции. Оба компонента достаточно густые. При смешивании необходимо проявлять осторожность, используется техника второго стакана. Из-за густоты пузырьки воздуха легко образуются даже при аккуратном размешивании, а заливать сложные формы с низкими деталями становится неудобно. Требуется определенное время, чтобы адаптироваться к работе с этой маркой.
Epoxy Crystal PLUS
Это относительно новая смола на рынке, которая быстро завоевала популярность благодаря своему соотношению цены и качества. Она поставляется в двух контейнерах в картонной упаковке, включая перчатки и инструкцию. Смешивание происходит в пропорции 10:3,5 по весу, что мне, откровенно говоря, показалось не очень удобным. Я долго привыкала к этим пропорциям. Смола высокая по вязкости, а отвердитель более жидкий. Если смешивать небольшие объемы или с большой интенсивностью, то пузыри легко образуются. Обязательно требуется двойное смешивание в новом стакане, так как есть вероятность недомешивания в нижней части исходной смеси.
Poly Glass
Смола обладает почти идентичными характеристиками с Epoxy Crystal PLUS, однако у нее еще более густая консистенция. В моем случае это скорее минус, так как ее труднее смешивать и у нее склонность к образованию пузырей.
D-line Crystal Epoxy
Это очень интересная новинка на рынке. Смола поставляется в двух бутылках. Я заказала пробник, который был просто обмотан стрейч-пленкой. Оба компонента, смола и отвердитель, обладают жидкой консистенцией. При перемешивании они становятся даже более жидкими, фактически как вода. Благодаря такой консистенции пузыри практически не образуются даже при интенсивном смешивании. Я непременно смешиваю в одном стакане, хотя по привычке все равно использую второй.
2. Реакция на водяную баню, удобство дегазации
После смешивания я всегда помещаю стакан на водяную баню, так как это помогает быстрее освободить пузырьки воздуха.
ПЭО-510КЭ-20/0
Эта смола прекрасно реагирует на водяную баню. Если у вас нет дегазатора, то, как правило, длительное прогревание на водяной бане позволяет добиться хороших результатов по выходу пузырьков. При дегазации в вакуумной камере она вскипает умеренно и дегазируется быстро и легко.
Magic Crystal 3D
Это самая густая из всех рассматриваемых смол. Я прекратила использовать её, когда несколько партий пришли мутными. Хотя мутность пропадала при прогреве на батарее, вероятно, были нарушены технологии производства, потому что смола не дегазировалась в вакуумной камере даже после прогрева на водяной бане. Поверхность покрывалась множеством мелких пузырьков, но желаемый результат не достигался.
Epoxy Crystal PLUS
Это смола средней густоты, но у меня практически всегда появляются пузыри. Однако, после прогрева на водяной бане и обработки в вакуумной камере это осуществимо почти идеально. Вскипает довольно активно, поэтому стоит использовать контейнер значительно больше объема самой смеси.
Poly Glass
Эта смола гуще, чем Epoxy Crystal PLUS, но легче по консистенции, чем Magic Crystal 3D. Дегазируется на среднем уровне. После водяной бани в ней много пузырьков, даже после вакуумной дегазации остаются пузырьки.
D-line Crystal Epoxy
Интересный опыт был с этой смолой. Так как она очень жидкая, я однажды решила прогреть её на бане, и она идеально дегазировалась. Вторую порцию я поставила в дегазатор, и она дегазировалась очень быстро за 10 секунд. Однако в третий раз я сначала прогрела её, а потом поставила в вакуум и столкнулась с неожиданностью. Смола сильно нагрелась и почти закипела. В её толще возникло множество мельчайших пузырьков, и она сразу начала затвердевать. Через час уже была полностью готова. Я никогда раньше не сталкивалась с подобным. Я не выбросила отливку, и в итоге образец стал опалесцирующим с молочной белизной. Прозрачности можно было не достигнуть. Я отправила полученный образец производителю, и они сообщили, что, возможно, я использовала двойное воздействие на образец. С тех пор я больше не рисковала с этой смолой, она перестала меня устраивать, так как мне не нужны подобные нежданности.
Artline Crystal Epoxy
Несмотря на мои подозрения, что эта смола является аналогом D-line Crystal Epoxy, она выдержала двойное воздействие «баня + дегазатор» и показала отличные результаты благодаря своей изначально жидкой консистенции.
Как работать с ювелирной смолой
Работа с ювелирной смолой – это довольно простой процесс. Основное правило, которому стоит следовать при работе с ювелирной эпоксидной смолой заключается в точности соблюдения пропорций при смешивании компонентов. Неправильные пропорции могут привести к тому, что смола не достигнет нужной вязкости и твердости. Пропорции смолы и отвердителя могут различаться у разных производителей.
Существует два типа эпоксидных смол — горячего и холодного отверждения. Первые затвердевают только в результате запекания (при высокой температуре), в то время как вторые застывают при комнатной температуре в течение 12-24 часов.
Как сделать ювелирную смолу
Для получения ювелирной смолы вам нужны два компонента — эпоксидная смола и отвердитель, без которых вы не сможете применить смолу по назначению. Для создания работающего состава и будущих украшений вам понадобятся:
- перчатки для защиты рук и респиратор;
- инструменты для перемешивания;
- формы для заливки смолы (существуют специальные силиконовые формочки для рукоделия и творчества);
- декоративные элементы — цветные добавки, блестки, разнообразная фурнитура.
Порядок работы
При работе с ювелирной эпоксидной смолой рекомендуется проводить процесс в проветриваемом помещении, избегая открытых источников огня, и непременно использовать индивидуальные средства защиты, такие как респиратор и перчатки.
- Изучите инструкцию. Чтобы смола приобрела нужную консистенцию, важно точно отмерять порции компонентов. Нарушение пропорций может привести к хрупкости, липкости или химической нестабильности смолы.
- Подготовьте формочки. Если вы используете специальные силиконовые формы, подготовка не требуется, так как готовые изделия легко вынимаются из таких форм. А вот формы из других материалов лучше смазать жидкостью для свечей или вазелином.
- Перемешайте отмеренные компоненты до получения однородной массы. Мешать рекомендуется около 10 минут, пока смесь не станет однородной и более вязкой. При образовании пузырьков следует удалять их. Если нужно добавить цвет, то делать это лучше на этом этапе.
- Формируйте смолу и оставьте застывать. Защита застывающей массы от попадания пыли крайне важна, так как ее поверхность липкая, и любые мелкие частицы могут испортить итоговое изделие. Формы следует располагать на идеально ровной поверхности, чтобы избежать неровностей при застывании.
- При использовании смолы с холодным отвердением оставьте формочки на сутки под защитой от пыли. Если вы работаете с горячей смолой, запекайте формы с подготовленной массой в соответствии с инструкцией производителя, обычно это 20-25 минут при температуре 110-130 °C.
- После полного затвердевания вы можете обрабатывать изделие. На этом этапе возможно шлифование, полировка и любые другие обработки.
На каком этапе придавать форму изделию?
С момента смешивания компонентов до их полного затвердевания ювелирная смола проходит несколько этапов.
- Сначала она жидкая, и в это время удобно заливать её в рельефные формы, так как жидкий состав заполнит все контуры.
- Затем она становится вязкой, что идеально подходит для заливки в плоские формы.
- После этого состав становится тягучим, как мед, и на этой стадии смолу можно использовать для склеивания.
- Далее смола становится еще гуще, ее поверхность становится липкой и не подходит для обработки.
- Липкость пропадает, смола становится упругой и пластичной. Теперь она легко формуется, хотя потребуется дополнительная поддержка, чтобы форма не изменилась.
- Эпоксидная смола продолжает твердеть и в конечном итоге полностью схватывается. Готовое изделие прочное и практически небьющееся.
Техника безопасности при работе с эпоксидной смолой
При работе с эпоксидной смолой важно соблюдать несколько защитных мер:
- Носите защитные перчатки и медицинскую маску во время работы.
- Если смола попала на кожу, сразу же промойте её теплой водой с мылом.
- Не применяйте эпоксидную смолу для создания изделий, имеющих прямой контакт с пищей.
- Перед началом работы застелите рабочую поверхность полиэтиленовой пленкой или вощеной бумагой, которая должна быть утилизирована после завершения работы.
- Обеспечьте хорошую вентиляцию, чтобы вредные пары эпоксидной смолы не оставались в помещении. Если вы не планируете заниматься этим постоянно, открытого окна будет достаточно.
Как создавать бижутерию из эпоксидной смолы?
Основные этапы работы с эпоксидной смолой:
-
В заранее подготовленную посуду добавьте равные части смолы и отвердителя. С помощью деревянной палочки аккуратно перемешайте компоненты и оставьте смесь на 40-60 минут, следя за отсутствием пузырьков. Если они все же образовались, осторожно проколите их зубочисткой.
-
Гербарий Цветы, лепестки, листья, семена, ягоды должны быть тщательно высушены. В противном случае ваше изделие со временем может помутнеть, а растения пожелтеть.
Попробуйте прямо сейчас сделать украшение из эпоксидной смолы своими руками. Все необходимое вы найдете в нашем интернет-магазине Beadstree. Выбирайте, оформляйте заказ и воплощайте свои творческие идеи!
Почему важно использовать специальные молды для смолы?
Если вы применяете формы, не предназначенные для эпоксидной смолы, вам обязательно придется столкнуться с рядом проблем.
- Из пластиковых формочек для мыла сложно извлечь застывшее изделие без повреждений, и на его поверхности образуются разводы.
- В силиконовых молдах для кондитерских изделий получаются изделия с мутной поверхностью, что требует дополнительного шлифования и полировки.
В нашем каталоге вы найдете специальные молды для работы с эпоксидной смолой, изготовленные из платинового силикона, которые позволяют качественно застывать полимеру, не прилипающему к смоле и не вступающему с ней в реакцию. Изделия из эпоксидной смолы получаются легко и без лишних усилий.
С разнообразием форм и размеров молдов вы сможете создавать уникальные стильные украшения собственноручно: браслеты, кольца, серьги, кулоны и многое другое. Для подвесок и серег рекомендуется закупать фурнитуру – крепления и сеттинги.
И еще немного советов при работе с эпоксидной смолой:
- Перед началом работы проверьте, какова температура воздуха и уровень влажности. Оптимальные условия для правильного затвердевания смолы: температура около 23-25 °C, влажность не больше 55%.
- Тонкий слой смолы застывает значительно дольше, чем толстый, что обусловлено специфическими процессами полимеризации материала.
- При многослойной заливке между слоями рекомендуется выдерживать перерыв в 6-8 часов, чтобы стыки были менее заметны и слои качественно сцеплялись.
- Некоторые производители позволяют замораживать остатки неиспользованной разведенной или окрашенной смолы, а затем разогревать её на водяной бане. Внимательно ознакомьтесь с инструкцией.
- Если смола растеклась, но еще не успела застыть, ее можно удалить при помощи ацетона или изопропилового спирта.
- Если на готовом изделии образовались небольшие кратеры (это часто случается в закрытых молдах для бусин и кулонов), залейте их тонким слоем свежей смеси и дайте просохнуть снова.
- Фурнитура прикрепляется к готовым изделиям с помощью смолы или эпоксидного клея. Если необходимо просверлить отверстия, для этого применяются специальные инструменты.
Каждая марка смолы имеет свое полное время высыхания, которое указано в инструкции. Главное не забыть, чтобы во время сушки молд находился на ровной горизонтальной поверхности, без резких температурных изменений и высоких уровней влажности. Обязательно накрывайте молд защитной крышкой во время сушки, чтобы на изделие не попали пыль или шерсть домашних животных.