Тем, кто только начинает свое знакомство с пирографией, рекомендуется использовать заготовки из светлых пород древесины, которые предварительно были тщательно отшлифованы, высушены и очищены от сучков. Например, для этих целей можно выбрать березу, липу или ольху. Также подойдут и более доступные по цене фанерные планки, которые легко обрабатывать и использовать в работе.
Выжигание по дереву для начинающих
Выжигание по дереву, известное также как пирография, представляет собой увлекательное хобби, которое привлекает как взрослых, так и детей. Одним из главных его преимуществ является то, что для занятия не требуются дорогостоящие материалы и сложные инструменты. Для начала достаточно приобрести качественный пирограф и простые деревянные дощечки или фанеру.
Обустройство рабочего места
Процесс подготовки рабочего места для выжигания по дереву не вызывает особых затруднений, особенно если вы только начинаете. Работать можно на ровной и устойчивой поверхности, например, сидя за столом на прочном стуле. Размеры рабочего места должны быть достаточно большими, чтобы разместить на нем выжигатель, заготовки, набор шаблонов и обеспечить комфортное пространство для самого мастера.
Для удобства работы рекомендуется подготовить опорный валик для запястья, который можно сделать, просто свернув полотенце. Естественное освещение — идеальный вариант, но при необходимости можно использовать и настольную лампу. Свет должен падать под острым углом на рабочую поверхность, что позволит разглядеть даже самые мелкие детали и тени, создаваемые выжиганием.
Кроме того, важно установить электрические розетки рядом с рабочим столом.
Более опытным мастерам рекомендуется дополнительно оснастить свое рабочее место такими инструментами, как ножовка, лобзик, плоскогубцы и кусачки. Чтобы улучшить качество изображения, не лишними будут остро заточенный карандаш с ластиком и мелкая наждачная бумага, которые также должны быть под рукой. В процессе выжигания могут понадобиться и другие инструменты, такие как отвертка, стальная линейка, клейкая лента и копирка. Также стоит позаботиться о качественной вентиляции в мастерской.
Краткий экскурс в историю
Выжигание по дереву — это древний вид искусства. Археологи в Перу находили изображения, созданные подобным способом, возраст которых составляет около 2700 лет. На Руси пирография известна с IX века и использовалась для украшения игрушек и предметов повседневного обихода, таких как сундуки, шкатулки, ложки, ковши и мебель. Пирография была особенно популярна в лесных районах, где древесина служила основным строительным материалом, что делало этот способ украшения изделий логичным выбором.
Изначально пирография требовала много усилий. Инструменты, нагретые на открытом огне, быстро теряли тепло, и их приходилось постоянно повторно нагревать, что затрудняло создание рисунков и делало процесс длительным и трудоемким. До XIX века для этой цели использовали печи с отверстиями для инструментов, котелки и металлические прутья или кочерги с различными насадками и асбестовыми ручками для предотвращения ожогов. В Англии, где это искусство пользовалось особенно большой популярностью, термин «горячая кочерга» стал нарицательным для пирографии.
Чтобы ускорить процесс, художники иногда нанимали помощников, которые подавали им инструменты из печи. Среди тех, кто увлекался этой деятельностью, были известные личности, такие как Альбрехт Дюрер, Пабло Пикассо, Рембрандт и даже писатель Виктор Гюго. Тем не менее, пирография редко становилась основным ремеслом — выполнение заказов занимало слишком много времени. Некоторые мастера достигли мастерства в технике, точно подбирая температуру кочерги для получения более тонких оттенков. В викторианскую эпоху ремесленники усовершенствовали инструменты: появились пирографы, работающие на газовых, спиртовых и керосиновых горелках, которые могли быть активированы с помощью груши. Эти устройства стали популярны даже среди женщин и, таким образом, искусство выжигания стало доступным практически всем.
К середине XX века был создан электрический выжигатель. Он имел значительный размер и склонен к перегреву, но был более продвинутым по сравнению с предшествующими моделями. В 1962 году пятнадцатилетний подросток удалось улучшить конструкцию, превратив её в ту, к которой мы сейчас привыкли.
Как устроен пирограф
Современный пирограф не так сложен в устройстве, как может показаться на первый взгляд. Вот его основные компоненты:
- трансформатор;
- рукоятка, на которую прикрепляется наконечник;
- шнур, соединяющий рабочую часть пирографа с трансформатором;
- в некоторых моделях — регулятор мощности для изменения интенсивности выжигания;
- наконечник или перо.
Перья, которые используются в пирографах, обычно изготавливаются из нихрома, сплава, содержащего никель и хром, а также других металлов, подходящих по свойствам. Эти материалы способны выдерживать высокие температуры, не плавясь. При протекании электрического тока через нихромовую насадку она накаляется до нужной температуры, что и составляет принцип функционирования инструмента для выжигания по дереву.
Пирографы могут быть двух типов: в одном случае наконечник представляет собой петлю из нихромовой проволоки, в другом — остаются твердые насадки различной формы. Рассмотрим каждую разновидность подробнее.
Пирограф с твердым наконечником
Этот тип устройства напоминает паяльник и подходит для первых шагов в искусстве пирографии. Такие выжигатели обычно не дороги, компактны и более безопасны в использовании, с чем может справиться даже ребенок. Тем не менее, у них есть и некоторые недостатки:
- они не имеют регулятора мощности, что часто приводит к перегреву;
- долгое время требуется для нагрева до рабочей температуры;
- из-за риска перегрева их необходимо периодически отключать от сети, что замедляет рабочий процесс;
- длинная рукоятка затрудняет выполнение мелких деталей рисунка.
Для такого типа пирографа насадки могут иметь различные формы. Наиболее распространенными являются: универсальная насадка с закругленным концом, заостренная линейная, ножевидная, лепестковая и точечная. Все они помогают упростить процесс рисования различных элементов, минимизируя количество ошибок в ходе работы.
Пирограф с наконечником в виде проволочной петли
Этот вид оборудован для профессионального использования и отлично подходит для детальной прорисовки мелких элементов рисунка. Форма проволоки легко меняется с помощью плоскогубцев. Регулятор мощности позволяет установить постоянную рабочую температуру, а при необходимости изменять её. Это минимизирует необходимость в частом отключении устройства от сети и предотвращает перегрев. Насадка быстро нагревается и столь же быстро остывает.
Однако у такого устройства имеются и свои недостатки. Во-первых, высокая стоимость. Во-вторых, наконечники часто перегорают и требуют замены.
Техники и способы выжигания
Контурная техника. Если вы только начинаете осваивать пирографию, то лучше всего начать с этого метода. Рисунок выполняется только по основным линиям, что делает его очень легким для выполнения. Таким же образом можно создавать надписи и штриховки.
Силуэтная техника. Этот метод подразумевает создание рисунка путем выжигания фона вокруг него. Таким образом, сам рисунок остается нетронутым, а фон полностью затушевывается.
Художественная техника является более сложной и предполагает комбинированное использование обеих вышеперечисленных техник. Результат — очень сложные рисунки, в которых хорошо передается перспектива и прорабатываются детали. Для успешного выполнения таких работ требуется умение рисовать карандашом, без этого навыка сложно добиться качественного результата. Начинать рекомендуется с элементарных геометрических фигур, уделяя особое внимание светотени, объему и глубине.
Кроме выжигания с помощью электрического пирографа, существуют и другие интересные методы:
- Использование кислоты. Для этого на древесину наносится тонкий слой воска, по которому процарапывают контуры, а затем изображение обрабатывается химическая составом.
- Пиротипия. Метод заключается в нанесении рисунка на дерево раскалённым штампом. Чем сильнее давление, тем ярче и четче получается отпечаток.
- С помощью электроразряда. В этом методе изображение рисуют электролитами, а затем проводятся электрические токи по линиям.
- Лазерная обработка. Этот вариант позволяет создавать масштабные, сложные и четкие изображения, так как лазерным лучом управляет компьютерная программа.
- Использование солнечных лучей. Это самый древний и трудоемкий метод. Солнечные лучи собираются с помощью лупы в пучок и направляются на поверхность фанеры. Качество рисунка в данном случае довольно низкое.
С чего начать?
Первое, что нужно сделать, — это подготовить рабочее место. Убедитесь, что под рукой имеется не только пирограф, но и подставка для него, а также набор сменных насадок и плоскогубцы. Помещение должно хорошо проветриваться; в крайнем случае рекомендуем включить вентилятор и надеть респиратор. Под локоть рабочей руки можно положить свернутое в валик полотенце для удобства. Также не забудьте о хорошем освещении.
1. Подготовка поверхности
Начинать следует с подготовки рабочего места. Убедитесь, что пирограф, набор сменных насадок, плоскогубцы находятся на расстоянии вытянутой руки. Примечательно, чтобы помещение имело хорошую вентиляцию — это предотвратит накопление вредных паров при работе. В крайнем случае, включите вентилятор, чтобы обеспечить циркуляцию воздуха. Для удобства можно положить полотенце, свернутое в валик, под запястье рабочей руки. Хорошоше освещение также будет способствовать более качественной работе.
2. Нанесение рисунка
Острым твердым карандашом начертите контуры будущего изображения. Ненужные линии можно удалить с помощью мягкого белого ластика. Вы можете перенести рисунок, используя черную копировальную бумагу:
- Поместите копирку на деревянную заготовку.
- Сверху наклейте желаемое изображение и зафиксируйте его малярным скотчем.
- Обведите изображение карандашом, стараясь сильно нажимать так, чтобы не пропустить ни одну деталь.
- Снимите скотч и копирку после завершения обводки.
3. Выжигание
Сначала необходимо выжечь края рисунка, а затем переходить к внутренним деталям и штриховке. Двигайте рукой в направлении к себе — это поможет избежать усталости.
Если вы работаете с сложным изображением, которое требует заливки или градиента, сначала выжигайте контуры. Если что-то пойдет не так, ошибочные линии можно будет обработать наждачной бумагой. Ошибки неизбежны, и не стоит их бояться.
4. Финишная обработка
Готовое изображение следует аккуратно обработать мелкозернистой наждачной бумагой. Обязательно удалите все угольки. Если вы хотите получить цветное изображение, его можно раскрасить красками или цветными карандашами. В конце работу рекомендуется покрыть бесцветным лаком для дерева и дать ему полностью высохнуть.
Как нанести изображение на заготовку
Эскизы для выжигания могут быть нарисованы на бумаге, а также можно наносить рисунки сразу на заготовки, используя копировальную бумагу. Это позволит быстро и аккуратно перенести выбранные контуры на деревянную основу. Ведь не всегда удается рисовать сразу на фанере или дереве без предварительного создания бумажных эскизов. Для нанесения изображения вам понадобятся карандаши с различной жесткостью: твердые для дерева и средней плотности для бумаги.
Для начала не требуется много инструментов. Достаточно пирографа и набора для выжигания (подходящие досочки с эскизами), стола и стула. Если ребенок впоследствии станет заниматься более серьезным выжиганием, можно будет также приобрести ножовку или лобзик, круглогубцы, плоскогубцы, кусачки, отвертку, наждачную бумагу, проволочную щетку для чистки насадок, стальную линейку, остроконечные карандаши, ластики, клейкую ленту, копирку и наборы шаблонов.
Однако новичку не потребуется всего этого сразу. Ему достаточно будет хорошей ровной рабочей поверхности просторного стола, надежного источника света (естественного света или настольной лампы) и полотенца для создания валика под запястье.
Важно помнить, что свет на рабочую поверхность должен попадать под острым углом. Это поможет юному мастеру увидеть едва заметные тени, которые образуют бороздки на его работе, и правильно оценить визуальный результат работы еще во время процесса. Рядом с рабочим столом обязательно должна находиться электрическая розетка.
Виды и техники выжигания по дереву (относительно изображений)
На сегодняшний день можно выделить три основные техники выжигания, от простого к сложному:
✍ Контурное выжигание
Это, безусловно, самый элементарный подход к выжиганию по дереву, с которого начинают все начинающие мастера. Осваивать контурное выжигание лучше всего с плоского рисунка, а затем постепенно переходить к более сложным работам с рельефом и комбинированными сюжетами.
Контурное выжигание осуществляется с помощью кончика жала, при этом рука мастера должна иметь надежную опору. Эта техника очень напоминает рисование простым карандашом. Линия должна быть ровной, без пропусков, с учетом структуры древесины. Твердая древесина требует большей температуры для выжигания, тогда как мягкая прожигается гораздо легче.
Работать в контурной технике имеет смысл при небольшом нагреве. Нужно осторожно и размеренно проводить жало по деревянной поверхности. Контурное выжигание идеально подходит для создания разнообразных надписей и штриховок. Для начинающего мастера эта техника особенно полезна, так как позволяет отточить навыки работы с выжигателем с минимальными затруднениями.
✍ Силуэтное выжигание
Это техника, при которой получается рисунок, окруженный выжженной деревянной поверхностью. Сам рисунок выделяется четким светлым рельефом на темном фоне. Достичь этого эффекта можно, добавляя фон либо удаляя часть изображения.
На фанерной или деревянной поверхности рисунок перенести можно с помощью копировальной бумаги, а все мелкие детали и линии требуют более тщательной прорисовки.
Простые рисунки выжигать легче, однако в некоторых работах потребуется учитывать законы светотени. Достичь уникальных переходов тонов можно, добавляя светлые штрихи, уменьшая температуру нагрева наконечника или уменьшив время прижигания/снижая давление на жало.
Для силуэтного выжигания рекомендуется использовать специальный наконечник с расклёпанным кончиком. Иглу следует проводить строго вдоль волокон древесины. При корректном выполнении этой техники получается однородная темная поверхность без вкраплений светлых и затемненных пятен. Работая быстро, вы можете добиться различных коричневых оттенков, от светлого до насыщенного темного цвета.
Работы в силуэтной технике часто выполняются без предварительной прорисовки контуров и идеально подходят для декорирования мебели, столов и разделочных досок.
Несмотря на то что силуэтное выжигание может показаться сложным для начинающих, с практикой и упорством оно станет доступным.
✍ Художественное выжигание
Эта техника считается наиболее сложной в пирографии — это настоящее искусство. Она объединяет элементы силуэтной и контурной техник, дополняя их специфику. Начать работу в художественной технике стоит с простых геометрических форм, а затем постепенно оттачивать свои навыки в работе со светом и тенью.
Пирография как хобби
Если вам понравились первые результаты работы с пирографом, вы скорее всего захотите продолжить изучение этого увлекательного хобби. Со временем вы будете осваивать все более сложные работы, переходя от мягкой однотонной древесины к более текстурированным породам. Вы научитесь подчеркивать элементы рисунка, используя древесный рисунок в своих работах. Возможно, вы дойдете до уровня, на котором сможете зарабатывать на своих произведениях, как настоящие художники-пирографы.
Кроме того, с помощью выжигания по дереву можно не только украшать мелкие предметы, но и разрисовывать мебель, двери и другие элементы интерьера. Это особенно хорошо будет смотреться, например, в загородном доме в деревянном стиле.
Техника безопасности
В завершение напомним вам о важности соблюдения техники безопасности, особенно если вы решили привлекать к этому хобби детей.
- В рабочем состоянии пирограф раскален. Использовать его можно только за ручку, и нужно внимательно следить, чтобы не прикоснуться случайно к горячим металлическим частям устройства.
- С пирографом не следует шутить. Даже обычным карандашом можно случайно поранить кожу, а уж о раскаленном жале и говорить не стоит.
- Включенный пирограф следует ставить только на подставку. Если её нет в комплекте, лучше заранее подготовить импровизированную подставку. Помните, что после выключения устройство будет остывать постепенно. Если забыть о подставке, придется держать его в руке или искать место, чтобы его положить — это небезопасно.
- Менять насадки на пирографе можно только с помощью плоскогубцев, когда прибор включен. Никогда не берите насадки руками, даже если думаете, что они уже остыли.
- Чтобы избежать перегрева пирографа, который может привести к поломке или даже более серьезным последствиям, необходимо время от времени отключать прибор от сети во время работы.
Видео – урок выжигания по дереву