Маримба известна своим уникальным и завораживающим звуком, а использование молоточков при игре создает впечатляющее ощущение, притягивающее внимание слушателей. Этот африканский идиофон прошел долгий путь через века и успешно внедряется в разнообразные музыкальные жанры, такие как латинская музыка, джаз, поп и даже рок-композиции.
Все, что нужно знать о маримбе
Маримба представляет собой ударный музыкальный инструмент, который принадлежит к семейству ударных инструментов. Её отличает приятный глубокий тембр и выразительное звучание. Ближайшими родственниками маримбы являются ксилофон и вибрафон, на всех этих инструментах играют палочками. В народной культуре её часто называют африканским органом.
Что это такое?
Маримба — это ударный инструмент, который по своим звуковым характеристикам очень близок к ксилофону. После своего появления она быстро распространилась в Малайзии, а также в северных и центральных частях Америки, включая Мексику и Южную Африку. Конструкция инструмента включает в себя клавиши, которые фиксируются на специальном каркасе, и эти клавиши изготавливаются из натурального дерева.
Основное различие между ксилофоном и маримбой заключается в качестве их звучания. У маримбы клавиши располагаются над мощным резонатором, который изначально представлял собой тыкву. Это создает более насыщенное, мягкое и объемное звучание каждой пластины, усиливая тембральные характеристики звука.
Такое звучание делает исполненные мелодии особенно выразительными и запоминающимися.
В современных практиках исполнения на маримбе возможна работа сразу с 2–6 палочками, а также участие нескольких исполнителей одновременно. Подбирая подходящие палочки, музыкант способен создавать широкий диапазон звуков, от щелкающих до глубоких и нежных.
Что такое маримба
Маримба относится к семейству ударных музыкальных инструментов и состоит из серии деревянных брусков, производящих звук при ударе, которые играются с помощью молоточков, покрытых пряжей или резиной.
Название «маримба» происходит от языка некоторых африканских племен и переводится как «инструмент, схожий с ксилофоном». Внешне маримба и ксилофон довольно похожи, но они отличаются по деталям конструкции и звучанию.
История создания
Существует несколько теорий о происхождении маримбы, среди которых можно выделить три основные. Первая версия утверждает, что маримба появилась в Африке, в Анголе. Вторая версия связывает её происхождение с Индонезией, а третья предполагает, что маримба существовала ещё в древние времена майя. Одним из аргументов в поддержку последней теории является археологическая находка: на вазе, обнаруженной при раскопках в Ратинлиншуле, изображен музыкальный инструмент, очень напоминающий маримбу.
Какова из этих теорий является истинной, до сих пор остается загадкой, особенно учитывая множество мифов и легенд, окружающих историю маримбы.
- Согласно одной из южноафриканских легенд, давным-давно существовала богиня по имени Маримба. Однажды, вешая тыквы на деревянные доски, она заметила, что при ударах они издают чудесную мелодию. В её честь, по мнению некоторых, маримба и получила свое название.
- По другой легенде, жила прекрасная девушка по имени Марьям. Когда её близкий друг ушел в долгое путешествие, она превратилась в дерево. Чтобы сохранить её память и всегда чувствовать её рядом, молодой человек создал музыкальный инструмент из коры дерева и отправился с ним в разные деревни, делая людей счастливыми. Он верил, что через звуки этого инструмента он может обратиться к своей возлюбленной Марьям.
- Третья легенда утверждает, что маримба существовала ещё в древние времена майя. Эта теория также подтверждается находкой на вазе, найденной во время раскопок в Ратинлиншуле, на которой изображен инструмент, напоминающий маримбу. Этот артефакт сейчас хранится в Пенсильванском университете, США.
Маримба стала популярной не только среди музыкантов в Африке, но и в Мексике, Гватемале и других латиноамериканских странах. Со временем резонаторы из тыкв были заменены на деревянные, а диатонический строй уступил место хроматическому.
Латиноамериканская маримба вдохновила множество музыкантов на модернизацию этого инструмента. Знаменитый акустик и создатель ударных инструментов, К. Диган, внес значительные изменения, заменив деревянные резонаторы на стальные и установив новые стандарты настройки. Он также выяснил, что розовое дерево является наилучшим материалом для создания звуковых пластин. Благодаря его усилиям, инструмент стал массово производиться компанией J. C. Deagan, Inc.
Сегодня маримба, созданная Диганом, считается настоящим музыкальным сокровищем и образцом качества. Она продолжает развиваться и совершенствоваться, расширяя свои звуковые и художественные возможности. В последние годы маримба преодолела границы этнической музыкальной культуры и вошла в академическое искусство, завоевав популярность на мировом уровне.
В середине XX века маримба впервые появилась в Японии и быстро завоевала популярность среди местных жителей. Японские композиторы начали создавать специальные произведения для этого инструмента, что привело к формированию своей собственной японской школы игры на маримбе. Исполнительница Кейко Абэ из Японии стала признанной мировой звездой благодаря своему мастерству и технике игры на маримбе.
Сейчас маримба чаще используется в сольных выступлениях, хотя её иногда можно услышать и в ансамблях. Инструмент также нашел свое место в американской популярной музыке. Однако в оркестровых композициях использование маримбы ограничено из-за её специфического тембра и сравнительно низкой громкости.
3. Парк Маримба
В Тустла Гутьеррес, Чьяпас, находится Маримба Парк, очаровательное место, окруженное красивыми цветами, фонтанами, музыкой и весельем.
Ночью парк наполняется различными музыкальными коллективами, показывающими свое искусство, в то время как люди весело танцуют; рядом сооружён памятник Зеферино Нандайапа, выдающемуся представителю мексиканской маримбы.
Любимые в Мексике
Маримба является очень популярным инструментом в Мексике, особенно в таких штатах, как Веракрус, Табаско, Чьяпас и Кампече.
На концерте «От традиционного к современному» вы сможете насладиться разнообразной программой — от популярных песен до произведений, написанных специально для маримбы.
Маримба в современной академической музыке
Маримба использовалась в своих произведениях такими композиторами, как Дариус Мийо (Концерт для вибрафона и маримбы с оркестром), Оливье Мессианом (Преображение Господа нашего Иисуса Христа, Франциск Ассизский), Тору Такэмицу (Rain Tree), Франко Донатони, Карен Танака (Tales of Trees), Дженнифер Хигдон (Splendid Woods), Небойша Живкович (два концерта для маримбы с оркестром), И Чен (Sound of the Five), Марьян Марьян Мозетич (Концерт для фагота, маримбы и струнного оркестра), Андрей Дойников (Frolic-romance), Стив Райх (Six Marimbas) и многие другие современные композиторы.
Кроме того, маримба прозвучала в песне группы Rolling Stones «Under My Thumb», где её играл Брайан Джонс.
Интересные факты
- За вклад в изучение и возрождение маримбы в 2011 году министерство культуры Анголы наградило известного ученого и поэта Хорхе Маседо, который является экспертом в области этно-музыковедения в Университете Киншасы и написал множество трудов о маримбе.
- Helmut Brenner: Marimbas in Lateinamerika. Historische Fakten und Status quo der Marimbatraditionen in Mexiko, Guatemala, Belize, Honduras, El Salvador, Nicaragua, Costa Rica, Kolumbien, Ecuador und Brasilien (=Studien und Materialien zur Musikwissenschaft 43), Hildesheim-Zürich-New York: Georg Olms Verlag, 2007.
Конга
Конга (на Кубе её называют тумбадора) представляет собой высокий и узкий барабан с деревянным или фиберглассовым корпусом и мембраной из кожи или пластика высотой примерно 75 см. На конге играют как сидя, так и стоя. Существует три вида конга: кинто (высокий), трес (средний) и тумба (низкий).
Конга имеет кубинские корни, хотя её предшественники были в Африке. Барабаны макута и сикулу, используемые в Демократической Республике Конго и Анголе, считаются предшественниками конги. Изначально конга использовались для исполнения афрокарибской религиозной музыки и румбы, но впоследствии эти барабаны стали неотъемлемой частью всех латиноамериканских жанров — таких как сальса, сон, меренге, реггетон, дансон, мамбо, ча-ча-ча, ямайское регги, бразильская самба и босса-нова, афрокубинский джаз, латин-рок, а также американский соул и фанк. В 1960-е годы конга также зазвучала в популярных музыкальных стилях Гаити, таких как конпа, йе-йе и мини-джаз, а колумбийские коллективы используют её в кумбии.
Слово «конга» произошло от названия музыки, исполнявшейся во время кубинских карнавальных праздников. Эта музыка сопровождалась битом барабанов, которые назывались tambores de conga, что переводится как «барабаны конга». Термин «конга» получил распространение в 1930-х годах, когда латиноамериканская музыка завоевала популярность в США. Успех инструмента был поддержан танцем конга, первый номер которого представил и популяризировал американский актер и музыкант кубинского происхождения Дези Арнас.
К числу самых известных исполнителей на конге можно отнести кубинцев Чано Посо, Карлоса Видала Боладо и Монго Сантамарию, пуэрториканцев Милтона Кардону и Ленни Кастро, британца Рэя Купера, американца Боба Конти, перуанца Алекса Акунью и датскую группу Safri Duo.
Кахон
Кахон (исп. cajon — ящик) — это ударный музыкальный инструмент, представляющий собой барабан в форме прямоугольной или квадратной коробки, изготовленной из дерева, пластика, фанеры и других материалов. Он должен быть достаточно прочным, чтобы выдержать вес человека, сидящего сверху. Чтобы играть на кахоне, исполнитель садится на него и бьет руками или барабанными щетками по передней панели, известной как «тапа». Тапа обычно изготавливается из твердых пород дерева. На корпусе может находиться звуковое отверстие — спереди, сзади или по бокам, и оно может быть разных форм. Если отверстие находится на тапе, звук приобретает особую басовитость. Тембр кахона может быть модифицирован с помощью натянутых внутри струн или подструнника от малого барабана, в результате чего кахоны делятся на два типа: малые и струнные. Существует также разновидность без улучшений — афроперуанские кахоны, звук которых часто используется как аккомпанемент для фламенко.
Кахон появился в Перу в XVII-XIX веках среди завезенных из Западной Африки рабов, хотя в портовых городах других стран, таких как Куба, уже существовали аналогичные инструменты. Работая в портах, рабы, находя свободное время, играли на ящиках из-под рыбы. Есть и другая версия: рабам запрещалось играть на традиционных барабанах, и поэтому они стали использовать различные ящики и коробки для извлечения звуков. Вероятно, африканцы принесли на новую родину аналоги кахона, в основном из Анголы, и благодаря своей простоте инструмент быстро распространился в Америках. К XX веку перуанская и кубинская музыкальная культуры уже сложно было представить без кахона, и он вскоре стал популярным по всей Латинской Америке и позже в Испании и Португалии. В 1970-х годах испанский гитарист Пако де Лусия, посетивший Перу, получил кахон в подарок от композитора и мастера по его изготовлению Каитро Сото. Инструмент так ему понравился, что он стал использовать его при аккомпанементе фламенко.
В 2000-х годах кахон завоевал популярность во многих странах. Его можно услышать в перуанской музыке — тондеро, самакуэке, перуанском вальсе, испанском фламенко и некоторых стилях кубинской румбы. Кроме того, он используется в таких жанрах, как блюз, поп, рок, фанк, дальний джаз и хип-хоп, а также в народной ирландской музыке. Кахон может служить аккомпанементом для акустической гитары или фортепиано, а также выступать как самостоятельный музыкальный инструмент или заменитель ударной установки во время акустических шоу. В 2001 году кахон был официально признан перуанским национальным наследием.
Среди известных исполнителей кахона можно назвать Марио Кортеса, Майка Медоуса, Стефана Маасса, Нину Родригес и Доун — барабанщика южнокорейской группы DAY6.