Кстати, эксперимент «10 тысяч часов» был проведен на скрипачах, и именно там лежат корни этого я мс. И со скрипкой этот подход определенно работает. Количество часов, необходимое для того, чтобы сыграть что-то сносное в этом диапазоне, определяется слухом, анатомическим строением руки и выносливостью. Трудно сказать, какой фактор важнее.
Как я учился играть на скрипке
Я отнюдь не профессиональный музыкант, поэтому ниже описаны мои максимально субъективные впечатления. Я расскажу о своей детской биографии, которая осталась со мной до сих пор (я не занимался регулярно около 15 лет), что доставляет мне огромное удовольствие.
Я родом из небольшого сибирского городка (тогда 40 тысяч жителей), где в 1990-е годы единственными культурными развлечениями для жителей были ДК и алкоголь. ДК был просто объединением местных энтузиастов, которые создали группу единомышленников. Одни обучали народным танцам, другие собирали хор, третьи ставили спектакли.
Среди этих энтузиастов была женщина, Людмила Борисовна, которая организовала ансамбль скрипачей. Она была соседкой нашей семьи, и когда уезжала в отпуск, оставила нам на хранение свою скрипку. Потому что хороший инструмент стоит очень дорого, особенно в России в 90-е годы.
Когда я пошел в первый класс, родители думали, куда отправить меня развиваться. Отец, как обычно, хотел отдать меня на борьбу, а мама предложила Людмилу Борисовну отдать в младшую группу (как ни смешно, когда я это пишу, я называю эту женщину по имени и отчеству, как в детстве). Так что отдали меня и на борьбу, и на скрипку, потому что не было причин не отдать. Мне было семь лет.
Лирическое отступление про то, когда лучше начинать
Я думаю, что лучше начинать до 7 лет. Я не исследовал эту тему досконально, но, судя по известным музыкантам, вполне вероятно, что обучать ребенка начинают в возрасте 4-5 лет. Так было, например, с Максимом Венгеровым, Иегуди Менухиным и Яшей Хейфецем. Последние двое, по данным Wiki, начали заниматься в возрасте 3 лет. Конечно, нужно сказать, что окружение также оказывает очень сильное влияние. Эти трое были из музыкальных семей, где музыку не только слушали, но и так или иначе занимались ею.
Первые занятия
Поскольку меня отдали не в музыкальную школу, а в музыкальный ансамбль, уроки были очень специфическими (как я понял только позже).
Типичная неделя включала в себя:
- Индивидуального занятия с преподавателем 1:1 (такие занятия называются Специальность)
- Теории музыки (Сольфеджио)
- Групповых репетиций ансамбля (занятия так и назывались, Ансамбль)
В начале моего обучения особенным было научиться держать скрипку и смычок. Я думаю, что такие уроки есть при изучении любого музыкального инструмента, но при изучении скрипки это особое удовольствие.
Лирическое отступление про то, почему играть на скрипке сложно, часть 1
Играть на скрипке сложно по многим причинам. Первая — это высокий барьер для начала игры по сравнению с другими музыкальными инструментами. Прежде чем попытаться издать звук смычком, нужно привыкнуть правильно держать скрипку. Вначале вы учитесь делать это без смычка. Потому что это очень важно:
- потому что когда ты правильно держишь инструмент ты можешь заниматься часами без вреда для осанки (спина не болит через 10 минут после начала)
- потому что у каждого человека существует индивидуальное положение тела, при котором можно обеспечить максимально качественное звукоизвлечение – широкая амплитуда движения правой руки (в ней смычок), свободное и быстрое движение левой руки из одной позиции в другую (это очень важно делать, не касаясь струн и не создавая лишних звуков и шумов)
- потому что скрипач, который стоит в удобном положении выглядит красивее того, который стоит криво 🙂
Вот, например, Кюн-Вха Чунг показывает, как научиться держать скрипку естественно — инструмент не падает, и вам не нужно напрягаться, чтобы удержать его:
С другой стороны, Леонид Коган играет в высокой позиции (его рука находится в стороне от позвонков и высоко лежит на грифе), и при этом он стоит не очень естественно и удобно, но этот человек может долго и качественно играть таким образом.
Так что удобный способ держать скрипку очень индивидуален для каждого человека. Поэтому это очень важный момент, которому нужно хорошо научить начинающего скрипача. Это буквально фундамент, на котором строится дальнейшая работа и практика.
Как правило, на первых уроках меня учили сначала держать скрипку, потом смычок. А потом держать и скрипку, и смычок так, чтобы не было чрезмерного напряжения, но и так, чтобы инструмент не падал, а смычок издавал чистый звук. В моем случае я не уделял достаточно времени этому начальному обучению, что привело к проблемам с осанкой и некоторым нюансам в постановке тона, над которыми мне приходится работать до сих пор.
Подготовка к игре
Акклиматизация начинающего скрипача также требует определенного времени и специальных упражнений, прежде чем он сможет взять в руки скрипку. Поэтому первые уроки проходят без инструмента и смычка. Ученика учат правильно стоять, ровно дышать, расслаблять различные части тела, повышать тонус и исправлять осанку.
Все это делается как с помощью обычных упражнений, таких как прыжки или наклоны вперед при взмахе рук и полном расслаблении от плеч до кистей, так и с помощью специальных упражнений, которые готовят ученика к правильному захвату инструмента левой рукой, наклону головы, положению пальцев на грифе и правой руки со смычком. И каждое из этих упражнений нацелено на конкретный результат: укрепление мышц, снятие напряжения, отработка осанки и умения управлять телом.
Игра на скрипке для всех учеников проходит в вертикальном положении с равномерным распределением веса тела на обе ноги.
Это не означает, однако, что начинающий музыкант проводит все уроки в идеально жесткой позе. Время от времени он может слегка переносить вес тела с одной ноги на другую, чтобы дать ногам отдохнуть.
Но это не должно быть очевидным движением, создающим впечатление, что музыкант раскачивается. Но стоять на месте тоже нехорошо: ноги устают, возникает общее напряжение тела, руки теряют свободу движений, пальцы становятся беспокойными. Всего этого следует избегать с первых уроков.
Скрипку следует держать левой рукой у нижнего конца грифа между указательным и большим пальцами. Пальцы левой руки не следует использовать на первых уроках игры, потому что сначала нужно научиться правильно держать инструмент. Для этого несколько раз потренируйтесь поднимать инструмент и класть его под подбородок в положении для игры, опираясь на левую ключицу. Позже вы можете сделать несколько упражнений, чтобы изменить глубину грифа между указательным и большим пальцами и уменьшить расстояние между ними. Помните, что пальцы не должны прижиматься к грифу, а гриф должен удобно лежать в «постели» между ними.
Инструмент кладется на левую ключицу музыканта и упирается в подбородок, голова слегка наклонена и повернута влево. Глаза ученика должны быть на грифе, а левая рука должна находиться под грифом так, чтобы кончики пальцев могли обхватить струны в вертикальном положении. Кисть является продолжением предплечья (их стволы выровнены). Для отработки правильной позы на инструменте требуется некоторое время, возможно, несколько уроков, пока вы не найдете удобное положение. Затем вы можете начать располагать пальцы на грифе.
В то же время вы можете подготовить правую руку к удержанию смычка. Сначала тренируйтесь с обычным карандашом, располагая пальцы следующим образом:
- мизинец касается карандаша лишь кончиком;
- указательный — серединой второй фаланги;
- средний и безымянный располагаются между ними с наибольшим удобством;
- большой палец находится снизу — напротив либо указательного, либо среднего, либо между указательным и средним (найти наиболее комфортное место).
Когда вы, наконец, найдете подходящее положение для всех пальцев, вы должны мысленно зафиксировать это положение и затем практиковать его с большим количеством повторений. Следующий шаг — перенести это ощущение и практику на смычок.
Обзор основных штрихов
Начинающий скрипач должен знать основные приемы игры на скрипке, известные как струнные инструменты. Все они служат для придания инструменту чистого, выразительного и мелодичного звучания. Техника правой руки, управляющей смычком, играет доминирующую роль. Смычок является основным средством воздействия на инструмент (как и на любой струнный инструмент).
И, конечно, нельзя недооценивать важность левой руки. Пальцы левой руки отвечают за точность звука, чистоту и сам тембр. Более того, пальцы левой руки участвуют не только в исполнении ударных приемов, которые, как правило, являются результатом слаженной работы обеих рук, но в первую очередь отвечают за собственные приемы игры, в которых они, естественно, играют главную или «сольную» роль, например, при исполнении вибрато.
Наиболее важными техническими штрихами для скрипачей являются следующие:
- легато (от итал. legato);
- деташе (от фр. détacher).
Для начинающих необходимо более подробно объяснить эти скрипичные приемы, которые относятся к технике игры на струнных инструментах.
Легато
Легато — это последовательное взятие многих нот с непрерывным движением смычка в одну сторону. В нотах связное звучание (т.е. легато) двух или группы нот обозначается линией (дугообразная линия, соединяющая первую и последнюю ноты группы):
Деташе
В отличие от этого стиля игры, в нотах каждая нота вытягивается отдельно, обязательно меняя сторону движения смычка. Однако смычок не должен отрываться от струны, чтобы ноты не звучали как очередной артикуляционный такт, так называемое «стаккато». Деташе сглаживает резкое изменение направления движения смычка именно за счет его отрыва от струны.
В нотной грамоте этот штрих обозначается чертой выше/ниже ноты (или не выделяется вовсе):
Для начинающих эти группы штрихов также должны быть обозначены:
- отрывистые, куда входят стаккато (итал. staccato) и мартле (фр. martelé);
- прыгающие: спиккато (итал. spiccato) и соттийе (фр. sautillé).
Названия этих групп можно найти под другими ударами на рисунке ниже:
Отрывистые и скачкообразные штрихи отличаются тем, что первые (стаккато, мартеле) имеют паузы между нотами с остановкой смычка, но выполняются без снятия со струны, тогда как вторые (спиккато и соттие) требуют снятия смычка.
Ученик постепенно знакомится с нюансами исполнения каждого штриха и демонстрирует свои знания путем обязательной отработки соответствующих упражнений в процессе обучения.
Далее мы подробно рассмотрим, как правильно играть на скрипке левой и правой рукой.
Где на скрипке ноты
Когда вы впервые видите скрипку, вы обычно спрашиваете себя: как найти ноты на инструменте? Поскольку на скрипке всего четыре струны и нет ладов, играть ноты очень сложно. Самая большая хитрость — запомнить, на каком расстоянии от грифа находится та или иная нота. Автор видеоурока в доступной форме объясняет гамму инструмента и показывает приемы для игры нужной ноты. Новичкам требуется несколько тысяч повторений, чтобы освоить первую гамму на скрипке.
Неприятный звук скрипки — результат неправильного распределения веса смычка по струнам. В обучающем видео преподаватель на примере ученицы показывает, как получить глубокий, ровный тон. Урок поможет ей решить проблему с руками, равномерно вести смычок и снять лишний вес со струн, освоив профессиональную технику игры.
Как научиться играть на скрипке с нуля
Каждый человек хотя бы раз в жизни слышал игру на классической скрипке. Скрипка — уникальный, мелодичный инструмент. Если вы всерьез намерены овладеть им, следует помнить, что этот путь достаточно труден, и скорость обучения зависит от вашего усердия. Безусловно, лучше всего учиться с частным преподавателем. В Fmusic вы найдете профессионального преподавателя, который удовлетворит ваши потребности. Он или она сможет составить план занятий, который будет более эффективным и поможет вам достичь желаемого уровня исполнения.
С чего начать и как научиться играть на скрипке с нуля? В идеале вам нужно выучить сольфеджио и теорию музыки. Последняя поможет вам развить музыкальный слух. Интонирование нот следует отрабатывать несколько раз в неделю. Таким образом, чтение нот сольфеджио станет для вас довольно легким.
Когда вы освоите ноты, ваша игра значительно улучшится. Однако если вы не хотите тратить время на его изучение, ваш преподаватель не будет настаивать. В этом мы отличаемся от классических музыкальных школ. Обучение только тому, что хочет сам ученик, является гарантией положительного опыта. Если вы обнаружите, что скрипка вас больше не привлекает, мы можем предложить вам другие интересные курсы. Например, уроки игры на гитаре или фортепиано.
Материалы по теме
Открытые уроки в классе скрипки
Хотите принять участие в бесплатном открытом уроке скрипки с преподавателем? Вы можете сделать это каждый день. Узнайте как!
Скрипка
Струнный инструмент скрипка, история, происхождение и другие интересные факты.
Игра на скрипке — легко!
Как научиться играть на скрипке с нуля? Легко ли освоить этот инструмент? Приходите в нашу музыкальную школу и научитесь этому уже на первом уроке.
Классическая музыка I: Сборник магистр. 1 Больше не доступно
Обучение игре на новом музыкальном инструменте само по себе является сложной задачей. Но проигрывание одной и той же горстки песен снова и снова может сделать этот процесс еще более трудным.
Вместо того чтобы учить вас играть на скрипке естественным образом, «Классическая музыка I: коллекция мастера» том 1 предоставляет вам свободный доступ к более чем 100 шедеврам. Вы сможете легко просмотреть их и выбрать то, что хотите выучить. Лучшие преподаватели скрипки советуют скрипачам играть под записанную музыку, и это приложение позволяет сделать это легко.
Бесплатная версия приложения дает вам доступ к клипам из классических саундтреков. Если вам понравится то, что вы услышите, вы можете перейти на версию «люкс», чтобы получить приложение с полными возможностями воспроизведения.
Аналогичный вариант для Android можно найти в приложении Violin Music No More.
Скачать — Classical Music I: A Collection of Masters. 1 для iOS (делюкс-версия за $4,99).
Как вы начнете изучать скрипку?
Научиться играть на скрипке может быть непросто, особенно если вы никогда раньше не держали в руках этот инструмент. Но с таким количеством самоучителей и виртуальных возможностей попробовать себя в игре на инструменте, ничто не помешает вам научиться. Эти приложения могут помочь вам научиться играть на скрипке, не заплатив за это ничего. Или они могут помочь вам решить, тот ли это инструмент, которым вы хотите заниматься.
Как давно вы хотели играть на скрипке? Знаете ли вы другие полезные приложения или руководства, которые не были упомянуты здесь? Сообщите нам об этом в разделе комментариев ниже!