Несмотря на возможность обходиться без бендов и ограничиваться только банджо-роллами, стоит отметить, что нейлоновые струны вполне подходят для кантри-музыки. Яркими примерами этого являются работы Джерри Рида и Чета Эткинса. Тем не менее, использование медиатора обеспечивает гораздо более выразительное звучание на металлических струнах.
Чем классическая гитара отличается от вестерн-гитары, и как это исторически сложилось
Существует множество разновидностей акустических гитар, однако большинство из них делятся на две основные категории: классические и вестерн, которые часто просто именуются акустическими. Например, фламенко-гитары и разнообразные латиноамериканские инструменты, как правило, можно отнести к категории классических, в то время как добро, джазовые арктопы и джаз-мануш классифицируются как вестерны. Основное различие между этими гитарами заключается в том, что классическая гитара спроектирована для использования нейлоновых струн, а вестерн — для металлических. Такое разделение возникло еще в середине девятнадцатого века, когда гитару привезли в Америку, и с тех пор развитие европейских и американских гитар шло своими путями, хотя времена от времени пересекались.
Чтобы глубже понять историю, давайте начнем с её истоков. Многие полагают, что Испания — это родина гитары, но это не совсем так. Общим предком классических и вестерн-гитар считается романтическая гитара, которая появилась в Италии в конце 18 века. Первый известный инструмент этого типа был создан Фердинандо Гальяно в Неаполе. Предшествующие романтическим гитарам барочные гитары имели десять струн и пять пар струн. Колки на барочных гитарах имели фрикционную конструкцию, а функции ладовых порожков выполняли обрезки жильных струн, обернутые вокруг грифа.
Романтическая гитара стала популярной благодаря работе итальянских и испанских композиторов-гитаристов того времени, чьи имена можно встретить в любом классическом гитарном учебнике: Карулли, Джулиани, Каркасси, Сор и Агуадо. Гитара продолжала развиваться и совершенствоваться, и наиболее значительный вклад в развитие этого инструмента внесли такие мастера, как Рене Лакот из Парижа и Иоганн Штауффер из Вены.
Кристиан Мартин, ученик Штауффера, эмигрировал из Саксонии в Америку, где продолжил традиции своего учителя и стал родоначальником вестерн-гитары. Первые гитары, созданные им, имели сходство с инструментами Штауффера, однако, если у романтических гитар пружины располагались параллельно поперек деки, то Мартин применил систему X-образной геометрии, позаимствованную у своих немецких соплеменников. Гитары Martin имели корпуса различных размеров, нумерованных от нуля до пяти — увеличение номера соответствовало уменьшению размера корпуса (при неизменной мензуре), при этом самый большой корпус — 0, теперь соответствует тому, что называется Parlor. Интересно отметить, что во времена жизни Мартина старшего металлические струны еще не существовали, использовались жилковые струны, которые были аналогичны романтическим, но парлор уже можно считать предшественником вестерн-гитары.
Примерно через две десятилетия после того, как Мартин пересек океан, испанский мастер Антонио де Торрес осуществил создание конструкции, которая в дальнейшем стала классической гитарой. Он увеличил акустический объем тела гитары, что сделало её звучание громче, удлинил мензуру, что способствовало более глубокому воспроизведению басов, и уменьшил толщину верхней деки, усилив её жесткость с помощью треугольной, а затем веерной схемы пружин, чтобы обеспечить более высокую чувствительность инструмента к динамике игры. Торрес также тщательно подбирал оптимальное место для установки струнодержателя на верхней деке, увеличил ширину грифа и изобрел множество других интересных конструктивных особенностей, некоторые из которых не прижились, например, торнавоз, который в то время быстро канул в небытие, но снова вернулся в 21 веке (компания Fender называет это своей патентованной конструкцией SIRS, а D’Addario – O-Port).
Отличия
Итак, в чем же заключаются основные различия между классическими и вестерн-гитарами?
Первое и наиболее заметное отличие — это, безусловно, струны.
Конструкция классической гитары, со своей тонкой и чувствительной верхней декой, веерообразной геометрией пружин и отсутствием усиленного струнодержателя, предназначена для натяжения нейлоновых струн. Использование металлических струн может привести к повреждению инструмента. Более того, традиционные классические гитаристы не одобряют усиление грифа с помощью анкерного механизма, поскольку он не предназначен для противостояния сильному натяжению металлических струн.
Конструкция верхней деки вестерн-гитар и конфигурация её пружин делают её менее чувствительной, и если на такую гитару установить нейлоновые струны, она будет звучать тускло и невыразительно.
Также классическую гитару легко отличить по характерным формам корпуса. Достаточно всего лишь один раз увидеть её, чтобы запомнить. В отличие от этого, вестерн-гитары отличаются широким разнообразием форм и размеров: Парлор, Гранд Аудиториум (фолк), Дредноут, Джамбо. Однако, если мы рассмотрим фолк-гитары канадского производителя Godin, выпускаемые под различными брендами (такими как Norman, Seagull, Art&Lutherie, Simon&Patrick), то до недавнего времени их модели также не имели характерных отличий от классических гитар (после редизайна такая форма осталась только у Simon&Patrick).
Кроме того, гриф большинства вестерн-гитар соединяется с корпусом на 14-м ладу, тогда как у классических гитар это происходит на 12-м. Тем не менее, имеется ряд исключений: многие вестерн-гитары винтажного стиля, особенно Парлоры, имеют 14 ладов в открытом доступе. Также существуют современные классические гитары с 14 открытыми ладами, такие как Lowden WL-35 Jazz или катавэйные электроакустические гитары вроде Washburn EC41. Однако большинство из подобных инструментов следует называть кроссоверами. Обычно их форма корпуса вестерновская, а гриф чаще всего уже стандартного размера для классических инструментов.
Что касается ширины грифа, то в классических инструментах она обычно составляет 52 мм, реже — 50 мм. Всё, что более узкое, скорее всего относится к ранее упомянутым кроссоверам. У вестерн-гитар ширина грифа может варьироваться значительно. Наиболее распространенной является узкая ширина — 43 мм, но встречаются и более широкие варианты. К примеру, у переизданий винтажных Martin ширина грифа составляет 47,6 мм, а у именной гитары Seagull фингерстайлера Peppino D’Agostino — целых 48,5 мм.
Зачастую наблюдается отличие и в конструкции головки грифа. На большинстве классических гитар (за исключением некоторых моделей фламенко, которые имеют фрикционные колки) голова инструмента имеет две прорези для размещения валов колков. В то же время у большинства вестерн-гитар голова сплошная, а колки располагаются перпендикулярно ее поверхности, а их бутоны смотрят в стороны. Однако исключения тоже бывают. Гитары Martin винтажного стиля, множество моделей Takamine и других производителей могут иметь как традиционные, так и сплошные головки в зависимости от модели. Но в большинстве случаев на валы классических гитар устанавливаются пластиковые или костяные втулки, в то время как у вестерн-гитар они обычно металлические.
Гриф большей части современных вестерн-гитар оснащен анкерным механизмом, позволяющим регулировать его прогиб в зависимости от изменения калибра струн и климатических условий. Большинство традиционных испанских классиков, в отличие от этого, не имеют такого механизма, хотя среди современных модернизированных инструментов анкер также встречается довольно часто. Испанские мастера настолько консервативны, что крайне редко применяют маркеры на грифе, даже на боковой его поверхности.
Что это такое?
Особенности конструкции вестерн-гитары продиктованы её основным предназначением — аккомпанированием вокалиста. Основные моменты включают в себя следующее:
- широкий и массивный корпус по сравнению с другими гитарами;
- гриф, который, наоборот, менее широкий, чем у классической гитары, благодаря чему на нем проще исполнять сложные аккорды;
- струны, которые используются исключительно в металлической оплетке, обеспечивают четкость и контрастность звучания относительно голоса исполнителя;
- дека крепится к грифу на 14-м ладу, тогда как у классической гитары — на 12-м;
- укрепленная конструкция гитары, что обеспечивает её долговечность.
Благодаря самому массивному корпусу этот струнный инструмент способен генерировать громкий и мощный звук. Именно это обстоятельство подняло популярность вестерн-гитар в середине XX века, и до сих пор этот инструмент пользуется большим спросом среди музыкантов.
Жесткие металлические струны на вестерн-гитаре натягиваются значительно сильнее. Поэтому, чтобы выдержать это напряжение, корпус должен быть соответствующей прочности. Именно поэтому внутри его укрепляет система реек, а внутри грифа имеется анкерный стержень.
Использование медиатора при игре на вестерн-гитаре дает возможность добиться ещё более чистого и правильного звучания.
Часто на грифах вестерн-гитар можно увидеть маркеры на нечетных ладах, как на джамбо-гитарах. Они располагаются как на передней поверхности грифа, так и на боковой. Эти точки помогают аккомпаниатору быстрее и точнее ставить руку на необходимый лад, кроме того, они указывают на тоники и основные ступени гамм. В отличие от классической гитары, где маркеры присутствуют только на боковой стороне грифа.
Немного истории
Вестерн-гитара имеет почти столетнюю историю. Ее возникновение связано с компанией по производству акустических гитар C. F. Martin & Company (Нью-Йорк). В 20-30-х годах XX века разработчики приняли решение модернизировать акустику таким образом, чтобы она звучала как можно громче. Более мощный инструмент был востребован среди музыкантов, выступающих в барах и на сценах, ведь тогда еще не существовало усилителей звука, так же как и электрогитар.
При этом в классических гитарах того времени использовались жилковые струны, а в новинке уже появились металлические, которые мы наблюдаем на большинстве современных инструментов. Это позволило исполнителям пробиться сквозь шум толпы и донести свою музыку до публики. Разница в звучании этой новинки и стандартных гитар была весьма заметной.
Изначально инструмент назывался фолк-гитарой, однако со временем в народе прижилось название вестерн.
В современном понимании термин «фолк» подразумевает уже совсем другие гитары, имеющие стандартные размеры, поэтому, чтобы избежать путаницы, мы не будем использовать термин фолк применительно к вестерн-гитаре.
Как выбрать гитару с хорошим звучанием:
После того как вы определились с типом гитары, можно переходить к изучению различных моделей. Рекомендуется посетить музыкальный магазин, чтобы потрогать и пощупать разные инструменты, задавать вопросы продавцу (который часто сам является гитаристом). Полезно также почитать отзывы о различных моделях в интернете.
Что касается бюджета, стоит отметить, что правило «чем дороже, тем лучше» в этом случае действительно работает. Поэтому, если есть финансы для приобретения серьёзного инструмента, лучше не упускать эту возможность. В случае с классическими гитарами можно задуматься о ручной работе мастеров. Однако если ваш бюджет ограничен, вполне возможен выбор среди более доступных моделей.
И вот теперь самое важное.
Гитара должна быть вам визуально приятна! Часто говорят, что «душа легла» или «не легла». Это касается и звучания. Если у продавца есть возможность сыграть на музыке, оцените звук, насколько он вам близок — считается ли он ярким и живым? Да, это сугубо субъективные моменты, но они определяют ваше общее настроение при владении инструментом, особенно когда дело касается игры на нем.
Если вы рассматриваете новый инструмент — проверьте, чтобы не было царапин, сколов, трещин или неровностей. Если вы заметите какие-либо недостатки, просите скидку, но всегда лучше избегать подобных гитар. При покупке б/у инструмента также следует обходить стороной модели с серьезными дефектами. Пара неглубоких царапин, как правило, не скажется на звуке, но трещина в деке или отклеивающийся нижний порожек — это уже серьезная проблема.
Как проверить гитару при покупке?
1. Проверьте места креплений и склейки частей гитары (нижний порожек, соединение грифа с корпусом) — они не должны отклеиваться или шатываться. Колки (крутилки на голове грифа, предназначенные для натяжения струн) должны вращаться в обе стороны плавно, без чрезмерных усилий, но и не слишком свободно; при вращении не должно быть щелчков или заеданий.
2. Гриф — это очень важная часть гитары (длинная палка, вдоль которой натянуты струны). К нему нужно уделить особое внимание. Он должен быть ровным. Чтобы это проверить, посмотрите на него со стороны корпуса и со стороны головки грифа. Если гриф изогнут или имеются заметные бугры, от покупки стоит отказаться.
Правильная форма грифа имеет критическое значение, влияющее на удобство игры и на то, как гитара «строит» звук по ладам. При деформации грифа (винте или прогибе) на некоторых ладах может возникать дребезжание или отсутствие звука вовсе.
На примере неравномерного грифа:
3. После этого проверьте лады (металлические полоски на гриffe). Они должны быть гладкими, без выемок, сильных потертостей или повреждений. Проведите ладонью или пальцами снизу и сверху по бокам грифа — порожки не должны выпирать или царапать. Если не обратить на это внимание, при игре будет возникать дискомфорт.
Высота струн над грифом — также значимый параметр. Высота измеряется над порожком 12-го лада. В норме этот параметр составляет 2 мм для первой струны толщиной 0,012 дюйма. Чем меньше калибр струн, тем больше колебание, поэтому высота должна быть выше. Если струны будут ниже нормы, они могут дребезжать на определенных ладах, если выше — их сложнее будет прижимать. В любом случае, продавец или мастер может отрегулировать этот параметр по вашему запросу.
Измерение высоты струн:
После всех регулировок прогиба грифа и высоты струн попросите продавца сыграть на каждой струне на каждом ладу — не должно быть лишних призвуков или ненужного дребезжания. Или, если вы имеете такую возможность, попробуйте сделать это самостоятельно.
4. Дерево, из которого сделана гитара, имеет большое значение. Более доступные модели часто изготавливают из ламината (фанеры), более качественные — с верхней декой из массива древесины, а самые лучшие — полностью из массива. Ламинированные материалы менее подвержены перепадам влажности и температуры, что важно в условиях сухого климата, но древесина в массиве лучше воспринимает вибрации струн, что делает звук более насыщенным и объемным.
Вестерн-гитара Belucci BC3810 RDS
Фото: https://market.yandex.ru
Вестерн-гитара Belucci BC3810 RDS — это высококачественный инструмент, в производстве которого используются только лучшие сорта древесины, что способствует созданию яркого резонирующего звука. Звонкий и прозрачный тембр дарит музыканту истинное удовольствие от игры и обеспечивает четкое звучание даже при использовании микрофона. Инструмент обладает элегантной формой корпуса и привлекательным дизайном верхней деки. Гитара звучит великолепно не только в закрытых помещениях, но и на открытом воздухе, что делает её идеальной для долгих поездок. Надежная механика колков обеспечивает стабильный строй.
Вестерн-гитара Belucci BC3810 RDS
Достоинства:
- высокое качество звучания
- удобство в использовании
- отличное качество изготовления
- привлекательный дизайн
- устойчивая настройка
Вестерн-гитара Flight D-165C SAP
Фото: https://market.yandex.ru
Вестерн-гитара Flight D-165C SAP оснащена верхней декой из шпона красного дерева, но не стоит недооценивать этот материал — он гораздо менее капризен и менее подвержен влиянию влаги и температуры. Это немаловажно в условиях сурового российского климата, особенно в отопительный сезон. Акустическая гитара Flight D-165C SAP имеет вырез, позволяющий без особых усилий дотягиваться до верхних ладов. Верхняя и нижняя дека гитары изготовлены из красного дерева, что наполняет звук своей теплотой и мелодичностью.
Вестерн-гитара Flight D-165C SAP
Достоинства:
- превосходное качество звука
- удобство в игре
- высокое качество изготовления
- стильный дизайн
- постоянная настройка
Отличие от гитары дредноут
Обе гитары являются акустическими, однако между ними существуют некоторые различия. Главным образом это проявляется во внешнем виде. Дредноут имеет более выраженную талию, благодаря чему его корпус больше по размерам и часто определяется как прямоугольный. Еще одно отличие заключается в звучании: многие музыканты утверждают, что дредноут может обеспечить более широкий диапазон низких тембров, что делает его идеальным для исполнения джаза и блюза, в то время как вестерн-гитара подойдет для аккомпанемента вокальным исполнителям.
Техника игры
Музыкант, играющий на классической акустике, может столкнуться с трудностями в освоении техники игры на вестерн-гитаре, особенно из-за сильного натяжения струн.
Играть можно как пальцами, что демонстрируют истинные виртуозы, так и с помощью медиатора. Использование медиатора помогает защитить ногти музыканта во время игры боем.
Существуют и другие особенности исполнительской техники:
- узкий гриф позволяет гитаристу для прижатия басовых струн использовать большой палец;
- тонкие металлические струны идеально подходят для исполнения джазового вибрато и бендов;
- глушение струн выполняется ребром ладони, а не внутренней частью.
С технической точки зрения, вестерн-гитара более практична для сценических выступлений, однако в сравнении с электрогитарой она, тем не менее, уступает по мощности. Поэтому на крупных мероприятиях музыканты чаще отдают предпочтение электрогитарам, а вестерн используют для создания акустического фона.