Октавы на гитаре

Начинающие музыканты сталкиваются с необходимостью изучения основ этой сферы искусства. Каждое направление музыки имеет свои особенности, которые обязательно необходимо освоить. Например, если вы хотите овладеть искусством игры на гитаре, то одной из первых задач станет изучение размещения нот на грифе гитары.

Основы теории музыки для полных нулей

Среди гитаристов-любителей существует мнение, что знание теории музыки вовсе не обязательно и даже может быть вредным. Они объясняют это тем, что музыка должна исходить “из души”, и соблюдение каких-либо правил и норм может негативно сказаться на формировании собственного уникального стиля у музыканта. Однако я считаю, что данный подход ошибочен. Во-первых, лишние знания бывают только на пользу, а во-вторых, чтобы хоть как-то адекватно осознавать, что вы играете, необходимо знать хотя бы азы музыкальной теории. К тому же, например, в группе взаимодействовать с другими музыкантами становится значительно проще при наличии базовых знаний о теории музыки.

В этой статье я поделюсь самыми главными основами музыкальной теории, которые должен усвоить каждый гитарист. В первой части мы обсудим различные аспекты звуков и ритмики.

Вся музыка представляет собой последовательность звуков.

Звук — это физическое явление, образуемое звуковыми волнами. Эти волны могут иметь различную частоту, что в свою очередь влияет на высоту звука.

Высота звука — это характеристика звука, показывающая частоту колебаний звуковой волны. Чем выше частота, тем выше звук. В музыке используются звуки, частота которых находится в диапазоне 16-5000 Гц (то есть колебанием в секунду).

Чтобы не связываться с понятиями частоты звука, было введено понятие ноты. Нота — это графическое представление музыкального звука.

Ряд звуков, находящихся в определённых звуковых соотношениях между собой, называется звукорядом, а каждый звук в отдельности — ступенью звукоряда. В музыке, как правило, используются 88 различных звуков, которые различаются по высоте. Основным ступеням звукоряда даны семь самостоятельных названий-нот: До (C), Ре (D), Ми (E), Фа (F), Соль (G), Ля (A), Си (B). Эти семь основных звуков периодически повторяются по всему звукоряду. Повторение происходит, поскольку каждый восьмой звук охватывает первый звук, но на удвоенной частоте. Часть звукоряда, которая включает все семь основных ступеней, называется октавой.

Каждая октава состоит из 12 звуков или равных частей, промежуток между которыми называется полутоном. Эта система известна как темперированный строй. Расстояние между двумя полутонами называется целым тоном.

Каждая основная ступень может быть повышена или понижена. Названия полученных производных ступеней происходят от основных. Повышение основной ступени на полтона называется диез (#), а понижение — бемоль (Ь). Например: Ля-диез (A#), Ми-бемоль (Eb).

Ниже представлена таблица соответствия частот всем 12 звукам в каждой октаве.

Частота, Гц Суб-контp- Контp- Большая Малая 1.00 2.00 3.00 4.00 5.00
Hота октава октава октава октава октава октава октава октава октава
До C 32.70 65.41 130.82 261.63 523.25 1046.50 2093.00 4186.00
До-диез C# 34.65 69.30 138.59 277.18 554.36 1108.70 2217.40 4434.80
Ре D 36.95 73.91 147.83 293.66 587.32 1174.60 2349.20 4698.40
Ре-диез D# 38.88 77.78 155.56 311.13 622.26 1244.50 2489.00 4978.00
Ми E 20.61 41.21 82.41 164.81 329.63 659.26 1318.50 2637.00 5274.00
Фа F 21.82 43.65 87.31 174.62 349.23 698.46 1396.90 2793.80
Фа-диез F# 23.12 46.25 92.50 185.00 369.99 739.98 1480.00 2960.00
Соль G 24.50 49.00 98.00 196.00 392.00 784.00 1568.00 3136.00
Соль-диез G# 25.95 51.90 103.80 207.00 415.30 830.60 1661.20 3332.40
Ля A 27.50 55.00 110.00 220.00 440.00 880.00 1720.00 3440.00
Ля-диез A# 29.13 58.26 116.54 233.08 466.16 932.32 1864.60 3729.20
Си B 30.87 61.74 123.48 246.96 493.88 987.75 1975.50 3951.00

Ритмика, метр, длительности нот

Звук, а именно нота, как известно, имеет длительность своего звучания. Существуют ноты, которые звучат дольше, и те, которые звучат кратко. В музыке длительность нот не имеет абсолютного значения — она относительна и зависит от метра.

Метр — это равномерное чередование сильных и слабых долей. Существует устройство, называемое метроном, которое издает звук с одинаковыми промежутками времени. Скорость его тиканья можно настроить пользователем, и это называется темпом. Один тик равен одной доле в метре. Темп измеряется в ударах в минуту (УВМ или BPM — beats per minute). Обычные механические часы можно считать примером метронома с фиксированной скоростью в 60 тиков или ударов в минуту, поскольку в одной минуте 60 секунд.

Сильная доля — это та доля, которая выделяется по громкости, по сравнению со слабой долей. Для лучшего понимания, какие доли являются сильными, а какие — слабыми, обратимся к примеру. Когда мы слушаем любимую мелодию, нам может захотеться подстукивать ногой в ритм. В тот момент, когда ваша нога касается пола, это будет сильная доля. Когда нога поднимается, это будет слабая доля. Мы можем считать: 1-и-2-и-3-и-4-и. На цифру 1 мы топаем — это сильная доля, а на “и” мы поднимаем ногу — это слабая доля. Обычно самая сильная доля приходится на первую цифру, и мы переходим к понятию музыкального такта.

Такт — это отрезок музыкального произведения, который начинается с одной сильной доли и продолжается до следующей сильной доли. В нотах и табулатурах его обозначают вертикальной чертой.

Статья по теме:  Гитара для левшей чем отличается

Такт

Тактовый размер — это цифры в форме дроби, которые показывают размеры такта. Числитель указывает на количество долей в такте, а знаменатель указывает на значение длительности этих долей. Наиболее распространённый тактовый размер в современной музыке — это 4/4. Это значит, что в такте четыре доли, и каждая из них эквивалентна четвертной ноте. Вальс, например, имеет тактовый размер 3/4, что означает три доли, каждая из которых — четвертная. Также встречается 5/8, что означает пять долей, каждая из которых является восьмой долей ноты, и т.д.

Интервалы

Интервал — это расстояние между двумя звуками, которые могут звучать последовательно или одновременно. Последовательные звуки формируют мелодический интервал, а звуки, которые звучат одновременно, образуют гармонический интервал. Нижний звук называют основанием интервала, а верхний — вершиной.

Интервал имеет качественные и количественные характеристики. Качественная характеристика показывает количество тонов и полутонов, составляющих интервал, а количественная — это количество ступеней, образующих интервал. Мелодические интервалы делят на восходящие (второй звук выше первого) и нисходящие (второй звук ниже первого).

Интервалы бывают простыми (в пределах одной октавы) и составными. Для обозначения интервалов используют числительные на латинском языке, указывающие номер ступени, которая будет вверх от основания интервала.

Простые интервалы

  • Прима
  • Секунда
  • Терция
  • Кварта
  • Квинта
  • Секста
  • Септима
  • Октава

Качественная величина интервала, как уже упоминалось, указывает на количество тонов и полутонов. Поэтому к названиям ступеней добавляют уточняющие слова.

Название Обозначение Количество тонов
Чистая прима ч.1 0
Малая секунда м.2 0,5
Большая секунда б.2 1
Малая терция м.3 1,5
Большая терция б.3 2
Чистая кварта ч.4 2,5
Увеличенная кварта ув.4 3
Уменьшенная квинта ум.5 3
Чистая квинта ч.5 3,5
Малая секста м.6 4
Большая секста б.6 4,5
Малая септима м.7 5
Большая септима б.7 5,5
Чистая октава ч.8 6

Таблица

Таблица расположения нот на грифе гитары представлена ниже для всех типов шестиструнных инструментов, включая электрогитары.

Гриф с нотами

Для понимания изображения необходимо пояснить, особенно если вы новичок и не до конца разбираетесь в том, как записывается нотная грамота и аккорды. Начнём с того, что обозначают буквы.

Все достаточно просто: если взглянуть на гриф гитары и ноты на ладах, расположение нот на грифе зеркально соответствует таблице, приведенной выше с традиционно известными нотными названиями. То есть буква C обозначает ноту До и так далее.

При прохождении всех 12 ладов в сторону деки звук меняется, и всё повторяется заново, но на октаву выше. Обычно гитарист может пользоваться 4 октавами для создания и воспроизведения музыки, что справедливо для классического исполнения (6 струн). В экзотических вариантах диапазон может быть значительно шире.

Для пианистов, например, стандартная раскладка клавиатуры охватывает более восьми октав на классическом фортепиано. Существуют уменьшенные пианино, но обычно это или простые синтезаторы, либо пианино для детей.

Таблица и ноты на грифе гитары, показанные на этом рисунке, представляют собой случай, когда мы играем на шестиструнной классической или акустической гитаре в стандартном строе.

Классический строй

О том, по каким нотам настраивается гитара, можно узнать в соответствующем разделе нашего сайта. Этому посвящена отдельная статья, объясняющая, как настроить гитару.

По умолчанию от верхней струны к нижней (от самой тонкой к самой толстой) — порядок следующий:

Дополнительные знаки

Вы могли заметить на рисунке знаки «бемоль» — b и «диез» — #. Эти обозначения указывают на повышение или понижение основного звука на полтона. Обычно между нотами находится 1 тон, за исключением пар Си и До и Ми и Фа. Следовательно, эти знаки необходимы для того, чтобы показать, что звук повысился или, наоборот, понизился в процессе движения по грифу.

Знаки диеза и бемоля будут особенно важны в процессе изучения гамм.

Нотный гриф гитары

Схему нот на грифе гитары можно представить немного иначе.

Тем, кому неудобно пользоваться верхним изображением, мы предлагаем рассмотреть нотный гриф гитары с раскладкой всех обозначений по нотному стану с учетом октав.

На этом изображении показаны обычные классические ноты, расписанные до 19 лада. Для электрогитары картина будет аналогичной, но количество ладов и звуков будет больше.

Нотный стан

Здесь отображено расположение нот на грифе шестиструнной гитары для начинающих с октавами для каждого лада и каждой струны. Обратите внимание, что здесь нет обозначений полутонов. Тем не менее, если совместить верхний и нижний рисунки, вы сможете понять, где и что находится.

Если первое изображение более наглядное и удобное для новичков, проходящих обучение с нуля, то второй вариант лучше применять тем, кто занимается сольфеджио и проходит уроки игры на гитаре, будь то в музыкальной школе для детей или у преподавателя для взрослых.

Сколько октав на гитаре?

Звуковой диапазон стандартной 6-струнной гитары испанского строя с 19 ладами начинается с ноты ми малой октавы (открытая шестая струна) и заканчивается нотой си третьей октавы (XIX лад первой струны). Таким образом, звуковой диапазон гитары охватывает 4 октавы:

  1. Неполная малая;
  2. Полная первая;
  3. Полная вторая;
  4. Полная третья.

Малая октава охватывает пять нот (ми, фа, соль, ля, си с их альтерацией). Эти звуки можно сыграть либо только на 6-й струне, либо первые три ноты (ми, фа, соль) на ней, а ноты ля и си – на 5-й.

Статья по теме:  Банкетка для пианино. Может есть знатоки

Нота до первой октавы находится на грифе гитары в двух местах — на III ладу 5-й струны и VIII ладу 6-й. Больше нигде её не получить. Самый высокий звук в первой октаве, си, располагается в нескольких местах на разных струнах: на открытой 2-й струне, III лад 3-й, IX лад 4-й, XIII лад 5-й и XIX лад 6-й. На грифе гитары с XIX ладами 24 ноты относятся именно к первой октаве из основного звукоряда. На первой струне нет ни одного его звука.

Вторая октава имеет более разнообразные чистые (без альтераций) звуки на грифе, их количество здесь составляет 28. До второй октавы можно взять на четырёх струнах:

  • на 2-й (I лад);
  • на 3-й (V лад);
  • на 4-й (X лад);
  • на 5-й (XV лад).

Окончательный звук октавы, си, получится, если зажать первую, вторую и третью струны на VII, XII и XVI ладах соответственно. Струна №6 не содержит звуков второй октавы.

Высокие звуки третьей октавы располагаются только на мелодических струнах (третьей, второй и первой), и они находятся выше VIII лада по грифу.

Как построить и играть?

Классический строй гитары продуман так, что построить и сыграть гамму в одну октаву от любого звука можно на одной позиции, без перемещения по грифу. Это особенно удобно для начинающих гитаристов. Например, если вам нужно сыграть первую октаву, то для новичков самым лёгким решением станет освоение гаммы до мажор в первой позиции:

  • до на III ладу пятой струны: зажать пальцем №3 (безымянным) левой руки;
  • ре – открытая четвёртая;
  • ми на II ладу четвёртой струны: зажать пальцем №2 (средним) левой руки;
  • фа на III ладу четвёртой струны: прижать пальцем №3 левой руки;
  • соль – открытая третья;
  • ля на II ладу третьей струны: прижать пальцем №2 левой руки;
  • си – открытая вторая;
  • до второй октавы (гамма должна завершаться звуком до следующей октавы) на I ладу второй струны: зажать пальцем №1 (указательным) левой руки.

Обязательно играйте любую гамму в восходящем и сразу же — в нисходящем направлении.

В случае двух- и трёхоктавных гамм лучше воспользоваться аппликатурой А. Сеговии, разработанной этим выдающимся музыкантом для исполнения диатонических мажорных и минорных построений. Практически все гитаристы начинают развивать своё техническое мастерство именно на данном материале.

Рассмотрим типичную двухоктавную гамму до мажор с аппликатурой А. Сеговии:

Эта гамма позволяет сыграть ряд мажорных построений от различных звуков, не меняя аппликатуру. Таким образом, выучив одну гамму от звука до, можно играть и другие мажорные двухоктавные звукоряды:

  • от ноты ре, сдвинув аппликатуру на 2 лада выше по грифу (то есть начав на V ладу с той же пятой струны);
  • от ноты ми, начав порядок пальцев и струн с VII лада;
  • от ноты фа, расположенной на VIII ладу пятой струны;
  • от ноты си, расположенной на II ладу пятой струны, ниже на один лад от звука до.

Высший звук ми мажорного построения, начинающего от ноты ми на VII ладу пятой струны, достигается на XII ладу первой струны.

Новичку, обучающемуся на классическом инструменте, не стоит сдвигать правую руку за пальцем левой руки далее XII лада — там играть уже не очень удобно неопытному гитаристу.

Тем не менее на инструменте, имеющем вырез в корпусе возле высоких порожков, можно продолжить перемещение руки и играть гаммы от звуков фа, соль, ля и даже си первой октавы. Хорошо играть эту типичную гамму, перемещаясь по полутонам, то есть проигрывая в том числе и альтерированные мажорные построения (до-диез мажор, ре-диез мажор и т.д.). Один из способов игры — это неспеша двигаться вверх по грифу, исполняя все мажорные тональности, подходящие под данную аппликатуру.

Типичная соль мажорная гамма в три октавы:

Эта мажорная последовательность начинается со второй позиции, восходит до двенадцатой и имеет три перехода:

  1. с II в V;
  2. с V в VIII;
  3. с VIII в XII.

Как играть

Чтобы научиться играть октавы, необходимо выучить расположение нот на грифе гитары. Это следует сделать основательно. На самом деле, в этом нет ничего сложного. Если вы хотите сыграть в октаву, например, ноту ля, извлеките звук из шестой струны, зажимаемой на пятом ладу указательным пальцем левой руки.

Далее извлеките звук из четвертой струны, зажатой на седьмом ладу безымянным пальцем левой руки. Процесс аналогичен для других нот.

А если требуется сыграть в октаву, например, на открытой шестой струне (ми), извлеките звук из этой струны, а затем из четвертой струны, зажатой указательным пальцем на втором ладу (это тоже нота ми).

Для наглядности вы можете посмотреть видео, где показано, как играть октавами в джазовом стиле. Даже если ваш уровень техники не такой, как у гитариста в видео, вы сможете легче понять, как играть октавами.

Октавы — это замечательное средство для разнообразия музыкальной композиции и придания ей оригинальности. Музыкальная часть, исполненная октавами, практически всегда актуальна, особенно на пике произведения. Применяя их, вы сможете красиво обыграть тональность во соло-партии. Использование игры октавами открывает большие возможности для создания мелодий и арпеджио.

Статья по теме:  Все о диджериду что такое диджериду

Нотная таблица

Прежде чем начать запоминать нотную схему струн, нужно изучить таблицу расположения нот на грифе гитары, где они обозначены в целой октаве (до 12-го лада) с повторением в аналогичном порядке (13-й лад становится первым).

Порядок расположения нот 6-струнных гитар

Расположение нот на грифе шестиструнной гитары начнём рассматривать с ноты До (С):

Открытые струны шестиструнного инструмента не издают ноты До — она появляется только при зажиме (струна – лад):

  • 1 / 6 – 8 лада;
  • 2 – 1;
  • 3 – 5;
  • 4 – 10;
  • 5 – 3 лада.

Звучание Ре может быть получено на 4-й открытой струне, а также:

  • 1 / 6 – 10;
  • 2 – 3;
  • 3 – 7;
  • 5 – 5 лад.

Проигрывание Ми может осуществляться на открытых 1 и 6 струнах, а также:

Открытые струны не дают звучания Фа — она появляется только при зажиме:

  • 1 / 6 – 1;
  • 2 – 6;
  • 3 – 10;
  • 4 – 3;
  • 5 – 8 лада.

Звучание Соль может быть получено на 3-й открытой струне, а также:

  • 1 / 6 – 3;
  • 2 – 8;
  • 4 – 5;
  • 5 – 10 лад.

Звучание Ля слышно на 5-й открытой струне, а также:

  • 1 / 6 – 5;
  • 2 – 10;
  • 3 – 2;
  • 4 – 7 лад.

Звучание Си появляется на 2-й открытой струне, а также:

  • на 1 / 6 – 7;
  • 3 – 4;
  • 4 – 9;
  • 5 – 2 лад.

Нотная схема грифа 7-струнной гитары

Строй и нотный стан на гитаре с 7 струнами могут иметь разные раскладки. Наиболее распространённый вариант — так называемый русский строй. В этом случае схема нот звучит как открытый Соль-мажорный аккорд: Ре – Соль – Си – Ре – Соль – Си – Ре.

Для семиструнного акустического инструмента часто применяют цыганский строй. Его главное отличие от русского — настройка 2-й и 5-й струн на звучание аккорда Си-бемоля.

Высокую популярность имеет испанский строй, в котором звуки проигрываются по следующему принципу: Си – Ми – Ля — Ре — Соль — Си – Ми.

Что касается семиструнных электрогитар и бас-гитар, то седьмая струна здесь настраивается в Си (В) октаву, как и вторая струна.

Пошаговое изучение нотной схемы гитары

При изучении нот на грифе гитары для начинающих, сначала следует запомнить, что октавы повторяются каждые 11 ладов. Начинайте запоминание с самых низких струн. Для улучшения запоминания полезно тренировать проигрывание гамм, начав с звуков открытых струн.

Для изучения используются специальные таблицы и рисунки с изображением стандартного строя ладов и нот отдельно для шестой и остальных струн.

Популярные упражнения для изучения нот на гитарном грифе

Чтобы запомнить, где какая струна на гитаре, быстро находить нужную ноту и без ошибок составлять конкретный аккорд, новичкам рекомендуется использовать несколько полезных методов:

  • Визуальный и звуковой тандем. Проигрывая ноты, необходимо произносить их названия вслух и смотреть на грифовые лады. Это позволит активизировать разные системы памяти, что значительно улучшит запоминание информации. Кроме того, такое практическое задание поможет развить слух, так как мозг будет запоминать названия и расположение, а также звучание конкретных нот.
  • Проигрывайте ноты как в прямом, так и в обратном порядке.
  • Начните с 1-й струны. Постепенно подключайте 2-ю, 3-ю и остальные струны, пока не дойдете до последнего лада на шестой.
  • Регулярные тренировки. Постоянная практика — ключевой элемент обучения игре на гитаре или любом другом музыкальном инструменте. Чем чаще вы будете тренироваться, тем быстрее освоите необходимый объём информации.
  • Использование наклеек для ладов. Такие напоминания особенно полезны для новичков в начале обучения. Через несколько недель вы заметите, что уже не обращаете внимания на наклейки, и тогда эти обозначения можно смело убрать.

Исполнение хроматической гаммы

Гаммой называют последовательное проигрывание всех семи нот с повышением на тон. Гамма может быть как мажорной, так и минорной — они располагаются параллельно друг к другу. Хроматическая гамма предполагает проигрывание, при котором каждый звук повышается на полтона, без учета одной ноты. В случае с гитарой это означает проигрывание звуков с открытой струны до 12 лада.

Хроматическая гамма позволяет отрабатывать технику игры, увеличивая скорость перебора пальцами и движения кистью. Во время исполнения важно соблюдать темп для ритмичного звучания каждой гаммы как в прямом, так и в обратном порядке.

Освоение исполнения октав

Постепенно необходимо осваивать ноты в разных октавах, соответствующих конкретным струнам и ладам. В классическом строе гитарный гриф состоит из следующих октав:

  • Малой: включает струны басового регистра. Малая октава является неполной — от открытой первой струны Ми до 7 лада Си на шестой струне.
  • Первой: содержит третью часть звуков гитары и охватывает все струны, кроме первой.
  • Второй: у этой октавы есть свое звучание на всех струнах, от 8-го лада на первой струне до 20-го на шестой.
  • Третьей: самая высокая по звучанию, причем она играется на первых трёх струнах.

Запись нот в память

Пройдя все этапы запоминания звуков и отработав ноты на практике, можно пытаться самостоятельно тренироваться с воспроизведением их по памяти. Для успешного и безошибочного запоминания расположения нот можно пройти следующий тест:

Оцените статью
Ручки Не Крючки
Добавить комментарий