Вот еще один фанерный самолет, который полностью украшен яркими цветами, а на его поверхности даже детализирована кабина пилота. Несмотря на то, что конструкция модели является простой и несложной, выглядит такая поделка весьма эффектно и привлекает внимание.
Чертеж модели самолета из дерева. Как сделать самолет из фанеры. Вырезание лобзиком заготовки и сборка. Другие поделки
Процесс создания деревянного самолета может показаться сложным, однако на самом деле он доступен любому увлеченному авиацией человеку, даже школьнику, который активно участвует в авиамодельном кружке. Не стоит думать, что такая модель самолета предназначена для перевозки пассажиров. За все усилия, вложенные в создание модели, изобретатель будет вознагражден отличными летательными характеристиками самого самолета и его высокой прочностью. Создатели, запускающие свои деревянные планеры, получают invaluable опыт управления и регулировки свободно летающих авиамоделей, а также незабываемые ощущения от полета созданного собственными руками деревянного самолета.
Теперь давайте подробно остановимся на материалах и инструментах, которые вам могут понадобиться для работы. Скорее всего, следующие компоненты будут вполне достаточными:
- рейки из сосны;
- лобзик;
- клей ПВА;
- рубанок;
- алюминиевая проволока;
- пенопласт;
- лавсановая пленка;
- бытовой утюг с терморегулятором.
Если вы собрали все необходимые материалы, значит, вы готовы к выполнению работы и можете переходить к самому процессу создания модели.
Это начальный этап работы над созданием деревянного самолета. Следует взять предложенные реечки (сечением 5×5 мм) и склеить их при помощи клея ПВА. После полного высыхания клея вы можете усилить конструкцию каркаса внутри уголками, которые можно сделать из пенопласта. Данный материал отлично подходит для авиамоделирования благодаря своей высокой прочности при небольшом весе. Поэтому вы также можете вырезать верхнюю часть киля из небольшой заготовки пенопласта при помощи ножа. Вместо пенопласта можно использовать бальзу. Обратите внимание, что переднюю и заднюю кромки каркаса обязательно нужно закруглить, чтобы избежать острых углов. Лавсановая пленка будет полезна для киля — он будет выглядеть намного более привлекательным, если его обтянуть такой цветной пленкой. К задней кромке крыла нужно приклеить руль поворота, который, как правило, вырезают из картона толщиной около 0,5 мм.
Делаем стабилизатор
Эту деталь также изготавливают из сосновых реек с таким же сечением, как и у каркаса нашего самолета. Как и с корпусом, кромки необходимо закруглить и дополнительно укрепить элементы из пенопласта. Концевые части стабилизатора можно согнуть из заранее подготовленной проволоки. В качестве альтернативы можно использовать алюминиевую вязальную спицу, кусок провода или любой другой подходящий материал. Закрепление должно быть выполнено плотно, используя нитки, обработанные клеем ПВА или эпоксидной смолой. Как только стабилизатор будет готов, необходимо, как и киль, обтянуть его тонким слоем лавсановой пленки.
Сделайте крыло из соснового дерева. Передняя и задняя кромка крыла должны быть сечением 3,5×9 мм, а лонжерон – 3,5×7 мм. Подойдут сосновая заготовка или липа для создания нервюра. После завершения сборки каркаса аккуратно состругайте кромки по профилю крыла, закругляя их для улучшения аэродинамических качеств.
Что потребуется?
Перед началом создания самолета из фанеры необходимо подготовить исходные материалы и разнообразные инструменты. Основная работа осуществляется при помощи ручного лобзика по дереву, а все заусенцы удаляются с помощью наждачной бумаги и квадратного напильника. Размечать детали удобнее всего с использованием обычного карандаша и линейки, а соединять деревянные элементы между собой рекомендуется либо клеем ПВА, либо специальным клеем, предназначенным для работы с этим материалом. В некоторых случаях мастера предпочитают пользоваться клеевыми пистолетами. Изготавливать самолет предполагается из модельной фанеры, идеальным вариантом является авиационная фанера БС-1, которая производится из лущеного березового шпона. Рекомендуется использовать листы толщиной 3-7 миллиметров (трехслойные или семислойные). Для начинающего моделиста будет полезно попробовать несколько вариантов для определения оптимального для себя.
Следует учесть, что специальная авиационная фанера БС пропитана спирторозчиняемым бакелитовым клеем. Этот материал отличается высокой прочностью, малым весом и хорошей гибкостью, но его цена значительно выше, чем цена других видов фанеры. В случае, если была приобретена трехслойная авиационная фанера, важно помнить, что для ее производства чаще всего используют фенольные клеи, что делает невозможным хранение готовой модели в спальне или детской комнате. Если толщина выбранного листа составляет от 1 до 3 миллиметров, такой самолет сможет летать.
В противном случае, модель будет выполнять лишь декоративные функции, без возможности полета.
При покупке фанеры следует убедиться, что толщина листа равномерна на всей поверхности. Важно, чтобы не было дефектов, трещин или отслоений.
Специалисты единодушны во мнении, что чем суше фанера, тем проще и эффективнее проходит ее обработка. В случае приобретения сырых листов, их следует оставить в помещении с низкой влажностью и стабильной температурой на месяц.
Следует отметить, что работа с лобзиком может выполняться только при наличии исправной и надежно зафиксированной ручки инструмента. Перед тем как приступить к работе, стоит проверить крепление подставки для выпиливания к рабочему столу, а также надежность крепления пилки в рамке устройства. Во время выпиливания деталей лучше держать левую руку подальше от рабочей зоны режущего инструмента, избегать резких движений и слишком низкого наклона. Появляющиеся опилки рекомендуется сметать специальным инструментом. В процессе работы с лобзиком периодически следует менять лезвие при необходимости.
Чертежи
Некоторые моделисты предпочитают разрабатывать проекты самолетов, полагаясь исключительно на свою фантазию и не создавая предварительно чертежи или шаблоны. Им достаточно учитывать конкретные показатели размаха крыльев фанерного устройства. Обычно средняя длина составляет около 30 сантиметров. Если размах увеличивается, то и размеры самолета также увеличиваются. Более целесообразным решением будет создание чертежей на бумаге или нанесение их сразу на листы фанеры. Процесс конструирования начинается с разметки корпуса, крыльев и стабилизатора на основе этих чертежей.
Готовый чертеж, распечатанный на бумаге, удобно зафиксировать на фанере булавками, после чего сделать необходимые проколы по контуру модели с помощью тонкого шила. После этого получившиеся отверстия соединяются карандашом, и уже на основе этих линий можно вырезать детали модели. Например, вы можете создать макет легендарного военного самолета Пе-2 времен Второй мировой войны. Инструкции по его изготовлению можно найти в приложении ко второму выпуску журнала «Юный техник» за 1980 год. Рабочий чертеж можно сделать и самостоятельно, опираясь на имеющиеся фотографии. Корпус самолета вычерчивается по сетке 32 на 32 миллиметра, а конечная нервюра крыла — по сетке 10 на 10 миллиметров. Конструкция выполняется из фанеры толщиной от 1,5 до 4 миллиметров.
Шаг 2: Вырезаем и шлифуем бальзу
Сначала необходимо вырезать контур деталей модели. Обычно они полноразмерные при печати на бумаге формата А4. Нарисуйте контур на бальзовом дереве с помощью карандаша или копировальной бумаги. Вырезайте детали при помощи ручной пилы с учётом всех мер предосторожности, чтобы избежать травм. Будьте особенно аккуратны при вырезе крыла и руля высоты в фюзеляже. Процесс шлифовки осуществляется двумя шлифовальными губками — с зернистостью 60 и 180. Следите за тем, чтобы форма сечения при шлифовке соответствовала форме крыльев, руля высоты и руля.
Шаг 3: Шасси и мотор
Шасси изготовлено из пружинной проволоки. Этот материал трудно резать и гнуть, однако, как вы можете заметить, это вполне возможно! Колеса закреплены на оси с помощью коннекторов для проводов. Теперь можно прикрепить шасси к фюзеляжу. Я также добавил дополнительный дюбель, чтобы шасси не двигалось вперёд. Два кронштейна для крепления двигателя выполнены из алюминиевой ленты толщиной 2 мм и шириной 20 мм.
Для начала найдите схему самолета и распечатайте ее на бумаге в том размере, в котором вы хотите получить готовую модель. Для масштабирования нет необходимости использовать специальные программы — достаточно взять любую деталь в качестве основы и, изменяя масштаб печати, получить нужный размер.
Вырежьте все части самолета из бумаги и перенесите их на фанеру. Делайте отметки точно по схемам, избегая лишних деталей, используя тонко заточенный карандаш.
Вырежьте лобзиком все детали самолета из фанеры так, чтобы отмеченные линии карандашом были вскрыты краем пилы. Не оставляйте их на фанере, так как это может привести к тому, что детали будут немного крупнее, и их придется подгонять.
8 этап
При необходимости, модель самолета можно покрасить для создания более привлекательного внешнего вида.
________________ ___________
Для тренировки я предлагаю следующую модель. Для скачивания в большом размере кликните по ссылке.
Перед тем как приступить к созданию модели самолета, важно чётко определиться с тем, что именно вы хотите получить в итоге.
Это может быть простая самолетная модель, соответственно доступная для детей с 4 класса, которые вырезают её вручную на уроках труда.
Также, это может быть модель конкретного самолета с полной детализацией либо же действующая, то есть действительно летающая модель. Здесь речь идёт о совершенно другом уровне мастерства, не обойдётся без использования электроинструментов.
В любом случае, всё начинается с чертежей.
Далее с бумаги необходимо перенести (с учетом размеров и деталей) чертеж на фанеру, но помните, что для разных элементов толщина фанеры должна быть разной: фюзеляж изготавливают из более толстой фанеры, а крылья — из более тонкой.
После этого выпиливаются детали, которые уже были перенесены на фанеру (крылья, фюзеляж, стойки, стабилизатор и так далее) с использованием лобзика (можно как ручного, так и электрического).
Затем следует шлифовка фанеры, чтобы не оставалось никаких заусенцев после резки отдельных элементов.
Во фюзеляже сразу стоит делать шип, в крыльях — паз, для надёжного крепления деталей между собой.
Далее начинается сборка, здесь лучше использовать столярный клей (хотя также подойдет и ПВА), а по необходимости детали подгоняют друг к другу с помощью напильника и наждачной бумаги.
Начать сборку лучше с крепления крыльев к фюзеляжу, а затем установкой стабилизатора в хвостовой части.
Эти этапы являются основными, но нюансов очень много, всё зависит от сложности модели.
По окончании сборки модель можно покрасить, смотря по желанию и месту.
Шаг 6: Финальные шаги
На заключительном этапе все элементы собираются в единое целое. Тестирование является важной частью моделирования. Например, мне пришлось рассчитать диаметр и прочность проводов (из медного провода), чтобы убедиться, что они подходят под проектируемую модель. Я хотел использовать более мягкий кабель, но из-за его изоляции он становился не самым лучшим вариантом. В итоге, удалось установить, что медный провод с эмалевым покрытием является наиболее оптимальным решением.
Другой важный момент: достаточно ли мощности для двигателя с учетом потерь в проводах? Например, от батареи 12 В после всех потерь у меня осталось 5,2 В для двигателя, потребляющего ток в 5,4 А. Таким образом, мощность двигателя составляет 28 Вт (или больше, до 37 Вт). Не забудьте сбалансировать модель самолета. В начале, двигатель нужно настроить так, чтобы он был направлен на 5 градусов вправо для натяжения линий управления. Затем, когда вы берёте самолет за 1/3 длины крыла, он должен находиться в горизонтальном положении. Если это не так, используйте противовесы. Лично я использовал 20 г свинца, размещенного вокруг фюзеляжа. Всегда аккуратно наматывайте провода (медные) на кабельный барабан, иначе они могут легко повредиться.
Шаг 7: Заключение
Первый запуск самолета стал настоящей неожиданностью для меня. Все мои предварительные расчеты: мощность двигателя, потери в проводах, характеристики батареи и многое другое, привели к тому, что модель не только хорошо летала, но и отлично реагировала на управление. Переключатель на ручке управления оказался настоящей находкой. Я могу запускать самолет с плоской поверхности и управлять его полетом, решая, когда необходимо остановиться.
Кроме того, я даже смог выполнять некоторые трюки, включая и выключая питание во время полета. Уверен, что данная концепция имеет потенциал для доработки. Я носил с собой защищенную батарею весом 3 кг в компактной сумке. Главное предназначение этого проекта — разработка и тестирование простого и доступного метода управляемого полета было успешно достигнуто. Веселье и удовлетворение от процесса сборки остались незабываемыми, а полноценное управление моделью приносит еще больше радости.