В 1980-х годах парфюмерия претерпела значительные изменения: традиционные ароматы утратили свою популярность, и на их месте появились новые, которые вскоре также перестали пользоваться спросом, приведя к прекращению их массового производства.
Любимые ароматы советских женщин
Основным критерием выбора парфюмерии для женщин того времени была стойкость аромата. Такая особенность советских духов нередко вызывала повод для шуток и иронии.
После образования СССР все косметические и парфюмерные предприятия, располагавшиеся на его территории, были подвержены национализации. Например, первая в России парфюмерная фабрика А. Ралле и Ко, основанная в 1843 году, стала государственной овощно-косметической фабрикой «Свобода».
В первые годы существования советской власти внимание к косметическим средствам практически отсутствовало; единственным востребованным товаром было мыло. Производство мыла не требовало специальных ароматов, и к 1930 году фабрики начали сокращать свой ассортимент. За восемь лет было создано более 30 сортов мыла, а также зубных порошков и средств для бритья.
Парфюмерной продукцией занималась фабрика «Новая Заря», созданная на базе компании «Брокар и Ко». К 1930-м годам она стала лидером в различных аспектах парфюмерного производства.
Трест ЖирКость (ТЭЖЭ) контролировал выпуск косметики и парфюмерии. Название компании, на фоне качества выпускаемых товаров, часто становилось объектом шуток. В ответ на однообразие товаров говорили, что трест называется ТЭЖЭ, потому что духи все те же. Дефицит парфюмерии был вызван не только идеологическими аспектами (согласно которых рабочий должен был быть аккуратным, но не надушенным, как «буржуй»), но и нехваткой сырья — жиров и эфирных масел.
По указанию Иосифа Сталина в составе Народного комиссариата пищевой промышленности СССР было создано управление Главпарфюмер, возглавляемое Полиной Жемчужиной — женой Вячеслава Молотова. Ранее она управляла фабрикой «Новая Заря». Позже Полину Семёновну стали называть жемчужиной советской парфюмерии.
Помимо руководящих функций, Жемчужина занималась рекламой парфюмерии и просвещением. Ее цель заключалась в ликвидации нехватки культуры гигиены среди советских женщин, и она подчеркивала, что недостаток заботы о теле приводит к заболеваниям.
Примеры успеха Полины Жемчужиной можно встретить даже в фольклоре:
На губах — ТЭЖЭ
На глазах — ТЭЖЭ.
Целовать где же?
Эти маленькие частушки пользовались популярностью в 1930-х годах и свидетельствовали о том, что культура личной гигиены активно входила в жизнь советских людей. Женщины начали использовать косметику, что стало намного более доступным по сравнению с 10 годами ранее.
Красная Москва
Это один из самых известных советских ароматов. История его создания имеет несколько версий, но наиболее правдоподобная из них заключается в том, что «Красная Москва» — это вариация аромата «Букет императрицы», созданного Брокарами к 300-летию дома Романовых. После изменения названия компании «Брокар и Ко» на «Новая Заря», по предложению главного парфюмера Августа Мишеля, началось воссоздание популярных духов под новым именем.
Композиция, состоящая из 60 ингредиентов, произвела фурор. Уникальный флакон в форме кремлёвской башни оказался весьма привлекательным, что сделало «Красную Москву» желанным подарком для многих женщин. За ней выстраивались длинные очереди, несмотря на достаточно высокую стоимость.
Красная Москва
К 300-летию дома Романовых в 1913 году парфюмер Брокар придумал формулу аромата в честь Екатерины II, назвав его «Любимый букет императрицы». После революции фабрику Брокара национализировали, и управление производством взял на себя Август Мишель, который остался в России, так как у него была русская жена. Власти поставили перед ним задачу разработать новый аромат для советской женщины.
Мишель с ответственностью подошел к задаче и предложил создать тонкие цветочные духи с названием «Манон», однако руководство решило, что «Манон» слишком лиричен для женщин, возводящих коммунизм. В результате, по легенде, Мишель вспомнил прежний аромат «Букет императрицы», подарив ему новое название — «Красная Москва». Аромат с характерными сладковато-горькими нотами гвоздики был признан не только революционным, но также соответствующим международным стандартам: в 1958 году «Красная Москва» получила золотую медаль на Международной выставке в Брюсселе. Однако на сегодняшний день существуют сомнения относительно точного родства между «Букетом императрицы» и «Красной Москвой».
«Также существует популярная легенда, утверждающая, что ароматы «Красной Москвы» и «Шанель № 5» аналогичны. Ольга отмечает, что схожесть этих ароматов слишком натянута и связана скорее с модой на подобные композиции в начале прошлого века. Этот миф, тем не менее, оказался очень живучим».
Существует рассказ о том, что иностранки, приезжающие в Советский Союз, охотились за «Красной Москвой», так как она была значительно дешевле «Шанель».
Пиковая дама
Шипровый аромат с оттенками ириса, дубового мха, пачули и бергамота был создан парфюмерами «Новой Зари» в честь 150-летия Пушкина, что и стало причиной его названия. Как сообщает Ольга Госина, «Пиковая дама» также поставлялась на экспорт в страны ГДР, и, по слухам, пользовалась там хорошим спросом. Сложный роковой аромат, жёстко ассоциировавшийся с определенными выходами, наши бабушки надевали исключительно в театр или ресторан.
К 1990-м годам популярность «Пиковой дамы» существенно упала — молодежь предпочла легкие и свежие ароматы. Однако в наше время, когда мода на сложные ароматы вновь вернулась, «Пиковую даму» восстановили сразу два производителя: российская компания «Брокард» и итальянская компания «Xerjoff». Кроме того, можно найти и винтажные флаконы «Президент», выпущенные ещё на «Новой Заре», на разных сайтах объявлений.
Какими духами пользовались женщины в СССР, когда о французских ароматах оставалось только мечтать
Получайте на почту одну читаемую статью каждый день. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
На протяжении всей истории женщины всегда были опьянены прекрасными ароматами и мечтали о заграничных духах, предпочтительно из Франции, которая издавна славилась своим парфюмерным искусством. Однако до 80-х годов французские духи были практически недоступны в СССР — их получение связано с большими трудностями и высокими ценами. Поэтому на туалетных столиках большинства советских женщин стояли духи отечественного производства, которые, несомненно, не уступали своим французским аналогам.
Красная Москва
Эти духи стали визитной карточкой советской парфюмерии и по сей день вызывают ностальгические воспоминания. Их нежный фиалково-ирисовый аромат с нотками флердоранжа, гвоздики и бергамота невозможно перепутать ни с чем другим.
Согласно легенде, эти духи были созданы еще в царской России и выпущены в честь 300-летия Дома Романовых. Их создателем стал известный французский парфюмер Август Мишель, который трудился на фабрике Брокар и К в процессе разработки данного аромата. Он изначально носил название «Любимый букет императрицы».
После революции Мишель, оставшийся в России благодаря русской жене, продолжил свою деятельность в парфюмерной индустрии. В 1925 году, когда была открыта московская фабрика «Новая Заря», он сумел восстановить утраченный аромат и представить его под новым названием «Красная Москва».
Эти духи завоевали множество международных наград и стали любимыми у миллионов женщин. Их стоимость была сравнительно высокой даже по советским меркам, но они пользовались огромной популярностью, и их производство не останавливалось даже в условиях Великой Отечественной войны.
Красный мак
Духи «Красный мак» появились в Совете в честь десятилетия Октябрьской революции, когда в Большом театре был поставлен балет Рейнгольда Глиэра под тем же названием. Фабрика «Новая Заря» решила порадовать женщин новым парфюмом, предлагая его по более доступной цене по сравнению с «Красной Москвой», что способствовало его быстрой популярности.
Несмотря на то что духи «Красный мак» считались пролетарскими, они отличались высоким качеством и тонким восточным ароматом с сладковатыми нотами амбры и корицы. Они упаковались в оригинальный флакон с матовым стеклом, украшенный гравировкой двух маков.
Женщины, имеющие утонченные вкусы в парфюмерии, предпочитали «Красный мак» другим духам, но считали этот аромат зимним и использовали его только в холодное время года.
Белая сирень
Духи «Белая сирень» появились в продаже в трудные послевоенные годы, когда страна была в восстановлении и нуждалась в эмоциональной поддержке. Однако советская парфюмерная промышленность не оставила без подарка женщин, и ленинградская фабрика «Северное сияние» выпустила новый аромат с таким названием.
Эти невероятно нежные духи, обладающие запахом весны и свежести, с нотами цветущей сирени стали ярким образцом советского парфюмерного мастерства и завоевали любовь многих женщин.
Ландыш серебристый парфюмерной фабрики Северное сияние
Вспоминая ароматы советской эпохи, невозможно не упомянуть о духах «Ландыш серебристый». С начала 40-х годов их выпускала другая известная ленинградская фабрика — «Северное сияние». Интересно, что этот вариант значительно отличался от роскошной вечерней «Красной Москвы» и считался более экономичным.
Аромат «Ландыша серебристого» был дневным, с свежим, цветочным, но таким же стойким запахом лесного и садового ландыша. Как и во многих отечественных духах, в «Ландыше» содержалось значительное количество чистого спирта, что сделало его популярным не только среди женщин, но и среди мужчин, которым порой нравилось использовать его в качестве альтернативы.
Кроме того, «Ландыш серебристый» приобрел репутацию эффективного народного средства для борьбы с мигренью: его запах оказывал успокаивающее влияние на нервную систему, тем самым облегчая головную боль.
Быть может парфюмерной фабрики Миракулум
Это еще один народный любимец среди ароматов Советского Союза. Хотя он был запущен в Польше в начале 50-х годов, советские женщины влюбились в него с первого вдоха.
Интересно, что создание духов польскими парфюмерами вдохновила Капитолина Лазаренко — солистка утесовского оркестра, гастролировавшего в Польше в 1955 году. Когда она исполнила популярную песню «Может быть», публике понравился несложный мотив, и вскоре появилась идея создать одноименные духи.
Популярные ароматы
Некоторые названия духов того времени стали предметом настоящей мечты для советских женщин, ведь хотя многие из них стоили относительно недорого, их можно было трудно достать в обычных магазинах, и они считались дефицитом. Сегодня, спустя десятилетия после своей популярности, стать обладателями таких ароматов стало легче — предлагается краткий обзор лучших ароматов.
Красная Москва
Одни из самых узнаваемых советских духов, известные тем, что изначально были основаны на французском аромате — перед революцией парфюмеры компании, основанной французом Анри Брокаром, создали оригинал. Эта парфюмерная композиция изначально носила название «Любимый букет императрицы», что серьезно сужало ее шансы на продолжение производства в условиях коммунистического режима. Говорят, что «Красная Москва» — это тот же аромат, немного переработанный ввиду отсутствия некоторых ингредиентов.
Фабрика «Новая Заря», представляющая прямую наследницу брокаровской фирмы, продолжает выпускать свой основной товар под старым брендом, хотя современные потребители жалуются, что новый вариант не совпадает с оригиналом. Полная формула остается тайной, однако заметные ноты цитруса, гвоздики, бергамота, жасмина, кориандра и ванили ощущаются чётко. Когда-то это был символ статуса; соответствующий образ делал женщин неотразимыми!
Ландыш серебристый
Это еще одна советская классика, произведенная ленинградской фабрикой «Северное сияние». Любопытно, что «Ландышь серебристый» стал настоящим хитом не только из-за ограниченного выбора в советских магазинах — он появился в продаже в 1954 году, а уже в 1956 году подобную композицию представил в Париже сам Кристиан Диор, который стал одним из основоположников современного концепта женственности.
Если вы по-прежнему любите запах ландыша с советских времен, но, нюхая настоящие цветы, не чувствуете того же аромата — это значит, что вы до сих пор помните о тех духах, которые имели доминирующую ноту. В Советском Союзе парфюмеры не всегда стремились к сложной многослойной пирамиде аромата — чаще всего их продукция имела лишь одну заметную ноту. Надо подчеркнуть, что с временем производители все более упрощали рецептуру в погоне за увеличение объемов производства, поэтому даже более поздний вариант «Ландыша серебристого» может быть подвергнут критике знатоками.
Золото скифов
Есть ароматы, которые не просто нужно создать, но и позволить им дозреть. «Золото скифов» дебютировало на советских прилавках в 1958 году и оставалось практически незамеченным в течение около двадцати лет. На самом деле это странно: здесь парфюмеры приложили немало усилий, создав полноценную трехуровневую структуру аромата. Лишь в 80-е годы этот великолепный, с абсолютной точки зрения, аромат начал набирать популярность.
Сегодня такой парфюм могут счесть довольно тяжелым — его уместно использовать лишь на вечерние мероприятия, однако не рекомендовано носить в течение всего дня, особенно в жаркое время.
Верхний аккорд здесь представлен свежим бергамотом и зелеными нотами, сердце раскрывает уникальное сочетание яблока и персика с ярким иланг-илангом, а в конечных аккордах скрываются древесные ноты сандала и ванили, а также пачули и мха.
Можно ли купить духи СССР сейчас?
Ответ на данный вопрос во многом зависит от судьбы завода-производителя и патента на рецептуру. Во многих случаях ароматы из вышеупомянутых описаний существуют и сегодня — например, фабрика «Новая Заря», производящая «Красную Москву», продолжает деятельность и, в основном, зарабатывает на ностальгии граждан по старым временам. Похожая судьба коснулась и многих других наименований, а в некоторых случаях старые производители полностью исчезли, но на их место пришли новые компании, которые возродили прежние рецептуры и даже увеличили линейку продукции. Например, прибалтийская «Тайна рижанки», которая когда-то считалась достойной импортных ароматов, также продолжает выпускаться до сих пор.
Тем не менее, стоит заметить, что некоторым особенно чувствительным носам настоящие винтажные ароматы кажутся более привлекательными и интересными, чем современные соответствия.
Такие замечания чаще всего касаются парфюмерии, которая производится в нашей стране в текущий момент. Теоретически можно найти и оригинальные флаконы, но они, во-первых, могут стоить очень дорого, а во-вторых, существует высокая вероятность того, что флакон окажется подделкой.