Православная Жизнь

Выбирая место для христианской татуировки, следует учитывать, что она может по-разному восприниматься окружающими. Исторически сложилось так, что считалось желательным размещать определенные произведения искусства на определенных частях тела. В большинстве случаев это связано со смыслом татуировки.

Православная церковь о татуировках: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Современная культура очень часто выражает себя в том, что бросает вызов и ставит под сомнение общепринятые нормы. И многие традиции, которые еще недавно были неприемлемы в обществе, сегодня становятся почти нормой и не вызывают резкой критики.

С другой стороны, православие — это ортодоксальная религия, основные принципы которой не изменились за две тысячи лет существования христианства. Сегодня давайте поговорим о современной тенденции татуировок. Какова позиция православной церкви по отношению к татуировкам? Допустимо ли православному человеку делать татуировку?

Что Библия говорит о татуировках

Основная причина запрета наносить на себя изображения содержится в ветхозаветной книге Левит: «Не делай никакого знака на теле твоем, и никаких письмен не должно быть на тебе». В Новом Завете, в Откровении Иоанна Богослова, есть предупреждение против нанесения на свое тело начертаний зверя, которые часто сравнивают с татуировками.

Православная Жизнь 2

Суть библейского запрета изображений на теле человека заключается в благоговейном отношении к физическому телу как вместилищу бессмертной души. В послании Павла к Коринфянам человеческое тело, очевидно, называется храмом Божьим. Такое возвышенное сравнение исключает пренебрежительное отношение ко всему физическому, не позволяя его осквернять.

Тот же апостол говорит, что каждый верующий человек — живой храм Божий. Как храмы нельзя осквернять по своему желанию, так и все, что дано Богом, не должно изменяться по воле человека. Это не значит, что тело не нуждается в уходе; напротив, как вместилище души, оно должно быть ухожено. Но украшать себя без необходимости, изменять свой первоначальный вид или характеристики — это грех для христианина.

Особенности

В классической христианской традиции нет однозначного мнения на этот счет; ответственность за выбор татуировки с религиозной символикой полностью лежит на ее носителе.

Русская православная церковь не одобряет символы веры на теле, но и не налагает никаких запретов. На заре христианства татуировки с изображением имени Христа или его лица были разрешены. Татуировки с крестом на груди крестоносцев были особенно распространены, особенно перед крестовыми походами. Таким образом, практика нанесения религиозных символов на тело имеет свой исторический опыт

Однако в ветхозаветной книге Левит есть упоминание о запрете татуировки религиозных текстов и изображений на коже. Некоторые богословы называют еще одну причину запрета татуировок в православии. В этом учении человеческое тело часто называют «храмом Божьим», а значит, его нельзя осквернять по своему усмотрению.

По всей видимости, ни в Церкви, ни в обществе нет единого мнения о допустимости использования православной символики в татуировках.

Несомненно то, что такие изображения уместны для религиозных людей.

В прежние века христианские символы на теле считались талисманами. Они защищали своего владельца от трудностей и несчастий в военных сражениях. Сегодня татуировка имеет другое предназначение, а именно — защищать своего владельца:

  • дань религиозным традициям;
  • демонстрация своей веры в Бога;
  • защита от внешнего негатива и плохих поступков;
  • привлечение внимания.

Виды и эскизы татуировок

Татуировки с христианскими символами сегодня считаются довольно распространенным направлением боди-арта. Эти символы имеют сакральный смысл и особый подтекст для верующих христиан. Рассмотрим подробнее наиболее распространенные мотивы.

Кресты

Изначально крест выбивался на коже средневековых рыцарей. В Средние века считалось, что такой знак защитит храбрых воинов в бою и привлечет успех на их сторону. Обычным местом для татуировки была грудь или спина. Сегодня тату-мастера предлагают различные виды крестов:

  • с четками — указывает на абсолютную веру владельца тату;
  • с камнем — говорит о поиске смысла жизни и своего предназначения;
  • катынский — олицетворяет память о людях, ушедших из этого мира;
Статья по теме:  Тату Статуя Свободы

Наколки на Руси

Сегодня татуировки в нашей стране ассоциируются с криминальным миром. Исторически сложилось так, что в России обычные люди их не делали. В Европе татуировки были распространены среди моряков. Известно, что они наносили татуировки в виде крестов и изображений в качестве талисманов, когда уходили в море. У нас татуировки не были распространены до конца XIX века. Во времена царей их делали крепостные и каторжники. Некоторые символы означали, что человек был каторжником. В случае побега их можно было опознать таким образом.

Только в советское время культура татуировки начала распространяться в криминальных кругах. В 1990-х годах, когда советская власть канула в Лету, мир преступности резко изменился. У «воров в законе» больше не было той власти, которую они имели раньше. И теперь татуировки больше не несут определенного подтекста. Люди делают татуировки, чтобы выделиться, показать свою свободу родителям или обществу. Это просто гордость, желание выделиться среди других, когда нет никаких личных выгод.

Место ли татуировкам в Церкви?

Вождь маори Тутувери Карева, конец XIX — начало XX века.

Факты о татуаже:

  • В Древней Японии человек с татуировкой был персоной нон грата: его изгоняли из семьи и общества, обрекая на полную изоляцию. На теле преступников татуировки делались обычно на видном месте и могли даже рассказать, в какой тюрьме они отбывали наказание.
  • В японской провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867 гг.) в качестве наказания за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через лоб, за второе — дугообразную, а за третье — ещё одну. В итоге получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ — «собака». И по сей день человеку, имеющему на теле рисунок, запрещено работать в государственном учреждении, купаться в общедоступных местах.
  • В древнем Китае одним из пяти классических наказаний тоже была татуировка на лице. Также метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег. По сей день в местах лишения свободы по всему миру существует сложная система тюремных татуировок, которые на всю жизнь запечатлевают на человеке историю его преступлений и отбывания наказаний.
  • Древние греки и римляне также использовали тату для подобных целей, помечая рабов. Эту практику возродили испанские конкистадоры в Мексике и Никарагуа.
  • Женщины племени майя наносили татуировку на лицо, что считалось признаком низкого происхождения.
  • Слово «тату» — заимствование из полинезийских языков. Так называли наколки на теле дикие племена, обитавшие на островах Полинезии. Впервые такой способ «украшения» научно описал во время своего путешествия вокруг света английский мореплаватель Джеймс Кук в 1773 году. Он воспользовался словом из языка аборигенов, так как в европейских языках подобного понятия не было.
  • Из своего путешествия Джеймс Кук привёз не только заметки, но и «Великого Омаи» — полинезийца, сплошь покрытого тату. Появление такого чуда вызвало в европейских городах сенсацию. Ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия «знатного дикаря».
  • Именно из бродячих цирков мода на татуаж пошла в массы. Поскольку аборигенов не всегда можно было достать, наколками расписывали себя сами циркачи. Так, в начале XIX века некая леди Виола щеголяла портретами шести американских президентов, Чарли Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая восторги толпы и зарабатывая на этом деньги. Параллельно в том же XIX веке рабочие артелей стали наносить пигментные знаки себе на тело для обозначения своего братства, а моряки — в память о путешествиях.
  • Во время Первой Мировой войны в Великобритании татуировкой «D» метили дезертиров.
  • Татуаж практиковался в эсэсовских дивизиях. Основной темой в татуировках солдат Третьего Рейха была нацистская символика. После капитуляции гитлеровской Германии союзники легко отлавливали эсэсовцев при помощи внешнего осмотра.
  • Ислам запрещает абсолютно любые татуировки, даже религиозного содержания.
  • В Древнем Израиле татуаж как часть одного из языческих ритуалов был прямо запрещён одной из заповедей: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь (Бог ваш)» (Лев. 19:28, также и Втор. 14:1). Этого предписания Библии иудеи и христиане придерживаются и сегодня.
Статья по теме:  Тату на руке для девушки: 10 красивых идей со скрытым смыслом

В наше время люди татуируют лики Христа и Девы Марии. Люди, не имеющие отношения к криминальному миру, считают, что это будет для них своеобразным талисманом. Церковь относится к этому отрицательно. Бог создал человека совершенным существом. Пытаясь дополнить это совершенство, мы берем на себя миссию Бога — пытаемся показать, что мы знаем больше и способны на большее, чем Он. Большинство людей, делающих татуировки, хотят покрасоваться, выделиться среди других.

Зачем люди делают «наколки»?

Давайте сначала попытаемся понять, почему люди вообще делают татуировки. Некоторые люди, очевидно, делают татуировки намеренно, другие же просто хотят подражать или имитировать своих сверстников или «знаменитостей». В постмодернистском обществе понимание того, что правильно и неправильно, утрачено. Поэтому неудивительно, что подобные явления широко распространены. Нет прочной моральной основы, нет критериев в сознании, нет цели и смысла, нет рефлексии. Тело воспринимается только как внешняя оболочка, с которой можно делать все, что хочешь. Это моя собственность, поэтому я могу делать с ней все, что захочу. Предположительно, аргумент звучит примерно следующим образом: «Это модно, это считается стильным, это делала та или иная популярная личность. Почему бы и мне не сделать это? Молодые люди недостаточно зрелы, чтобы понять, что делать татуировку из соображений моды — это абсурд: Сегодня одна мода, завтра другая, а татуировка остается. Тело разлагается, и в старости любой боди-арт будет выглядеть так же уродливо, как татуировка на трупе.

Христианский взгляд на татуировки

Другая категория — это те, кто делает татуировки намеренно. Причин для этого может быть много. Причин может быть много: желание подтвердить принадлежность к определенной группе или музыкальному жанру, самоутверждение, признание в определенных кругах, где это принято, желание занять определенное место в жизни и т.д. В нашей стране татуировки всегда ассоциировались с тюремной субкультурой и отвергались обществом. Наличие таких татуировок легко характеризует человека. В качестве примера можно привести слова из песни Бориса Гребенщикова «Губернатор», в которой дается негативная оценка чернокожим людям во власти, вырвавшимся из грязи в князи

«Под рубашкой Brioni, с татуировкой на груди, И убитые журналисты Без тебя — грош цена».

Мы не хотим останавливаться на тюремной субкультуре. Мы просто хотим отметить, что татуировки заключенных имеют особый смысл и язык, который безошибочно понимается в их мире. Использование татуировок в тюрьме строго регламентировано, и неточности в этой области могут привести к серьезным конфликтам.

Декоративные татуировки не имеют такого значения. Тем не менее, наличие таких «аксессуаров» влияет на сознание их носителей, создает психологическую установку и устанавливает модель поведения. Люди с татуировками, с которыми можно было поговорить, признавались, что после нанесения надписей и узоров «что-то происходит внутри, что-то меняется». Иначе и быть не может. Вспомните философский принцип диалектического единства формы и содержания: нет ни одной материальной системы, которая не имела бы содержания и формы.

Татуировка и внутренний духовной мир

Форма — это содержание, а содержание — это форма. Не только татуировки, но и одежда может определять поведение. Например, в России и многих других странах мира судьи в обязательном порядке носят мантию. Это придает мероприятию чувство официальности и достоинства и воспринимается как судьями, так и присутствующими. То же самое относится к священникам, полицейским и т.д., которые носят мантии.

Размышляя далее о форме и содержании в этом контексте, становится ясно, что татуировка на теле — это всегда переход от внутренней работы по украшению себя к внешнему украшению, которое понимается определенным образом. Часто это знак внутренней слабости: у человека нет других средств, чтобы подчеркнуть свою значимость. Бог дал человеку способность творить. Это потребность, но в данном случае она принимает искаженную форму. Если присмотреться, то можно увидеть во всех татуированных людях невысказанную тоску по небесному и вечному, неуверенность в себе и духовную пустоту. Михаил Круг очень тонко уловил это в одной из своих песен, вложив в уста заключенного следующие слова.

Статья по теме:  Блог про татуировки и тату-культуру

«Звени, против моего свода, рядом со мной — чудный крест с образами, там колокола со звоном и звоном играют».

Колокола — символ того, что владелец татуировки отсидел срок полностью, «от звонка до звонка»

Это напоминает оскверненные церкви советской эпохи, дизайн и надписи которых также выражают форму молитвы. Жалкой и греховной, но бессознательно направленной на связь с вечным.

У меня была возможность поговорить с человеком, который держит тату-салон в Москве. Он сказал, что часто выступает в роли психолога, когда к нему приходят люди, которые не могут найти себя, не знают, что им нужно, даже не знают, какое изображение нанести. Некоторых он даже отговаривает. Например, подростков, которые хотят сделать татуировки на лице, чтобы всех раздражать. «Я вам не нравлюсь таким, какой я есть, давайте посмотрим, каково это, когда тебя видят таким! «

Конечно, в таком случае недостаточно назвать татуировку грехом, нужно оправдание. Нужно протянуть руку помощи, а значит, важно дать что-то большее взамен.

Прежде всего, следует отметить, что человек — творение Божье. Бог создал все «хорошо весьма» (Бытие 1:31). Следовательно, внесение изменений в тело, в том числе и татуировок, является бунтом против Бога. В житии святого Петра Галльского есть такой эпизод. К нему приходит женщина, украшенная румянами и известью, и просит об исцелении.

— Что бы ты сказала, — обратился к ней старец, — если бы увидела, как живописец уродует творение великого художника: побелил бы лицо, написанное по его вдохновению, разлил бы краски, зачернил бы брови и ресницы?

Женщина упала на колени и в слезах умоляла о прощении.

— Помни, дочь моя, — продолжала она, — если для художника оскорбительно вносить такие исправления, то это еще большее оскорбление для мудрого Творца, Который так чудесно украсил человека, «сотворив его меньше ангелов» (Псалом 8:6), для великого художника, который создал твое лицо.

Объективным критерием нравственности для христианина является Библия, Божье откровение для человека. Если мы обратимся к ней, то обнаружим, что она осуждает не только татуировки, но и непристойную одежду и чрезмерное использование косметики. Через пророка Исайю Бог угрожает наказанием за эти грехи.

У кого можно увидеть такое тату?

Только определенный круг людей может иметь на своем теле татуировку купола. Признаться, в отличие от всевозможных бабочек, драконов и других популярных мотивов, эта татуировка не так уж и распространена. Это объясняется тем, что она является тюремной татуировкой. Такие рисунки на теле человека, как купол, церковь или собор, часто ассоциируются с бывшим заключенным.

Буквальное значение татуировки можно перевести как «тюрьма — дом вора». Но у нее есть и более глубокий смысл. Чтобы понять его, нужно обратиться к происхождению татуировки.

Православная Жизнь 3

Способы нанесения татуировки на зоне

Искусством татуировки занимался не сам вор, а мастер-ремесленник, оказавшийся в тюремном мире. Профессионал мог нанести изображение без эскиза, но это было довольно дорого. Тогда заключенные сами находили разные способы нанесения татуировок, так как специальных средств у них не было. В основном они брали пасту из биографии или сами делали препарат, который состоял из сажи, мочи и сахара. Второй вариант встречался гораздо реже. Чтобы привить краситель, брали книжные скрепки или скобы, затачивали их на бетонной стене, а затем привязывали ниткой к простой спичке. Но самым необычным вариантом всегда был медицинский шприц или игла с введенным в нее раствором.

Кстати, значение вышеописанной татуировки меняется, если ее носитель — женщина. В этом случае она просто означает, что он отбыл наказание за грабеж или кражу.

Оцените статью
Ручки Не Крючки
Добавить комментарий