Вместо поглощения материальных благ и соблюдения строгих норм жизни, характерных для общего подхода в обществе, хиппи предлагали альтернативу: внутреннюю свободу, самовыражение через творчество и идеалы глобальной любви.
Кто такие хиппи: от Вудстока до Христиании
Хиппи (англ. hippie или hippy) представляют собой обширное контркультурное движение, возникшее в Соединенных Штатах в 1960-е годы и продолжающее существовать до нашего времени. Хиппи выступали против пуританских норм, традиционалистских устоев общества, а также военных конфликтов, защищали такие ценности, как равенство, ненасилие, любовь и стремление к счастью.
В период 1960–1970-х годов движение хиппи получило широкую популярность как в США, так и в Европе, и даже в СССР. Во время своего расцвета в 1967 году журнал Time оценивал количество хиппи в США в не менее чем 300 тысяч человек. Это движение противостояло культуре успеха, карьеризма и чрезмерного потребления. В результате многие молодежные хиппи покидали дома, бросали учебу, собирались в коммуны и странствовали из одного музыкального фестиваля на другой. Они исследовали влияние психотропных веществ, проявляли интерес к восточной культуре и философии. Хиппи стали популяризаторами таких концепций, как йога, вегетарианство, веганство, астрология, фрисби и экологический активизм.
Многие из участников хиппи-движения оказали заметное влияние на развитие компьютерных технологий и Интернета. В конце 1960-х — начале 1970-х годов фотограф, писатель и активист хиппи Стюарт Бренд создал журнал Whole Earth Catalog. Этот журнал содержал информацию, начиная от советов по ведению хозяйства и заканчивая статьями, предсказывающими появление персональных компьютеров. Молодые контркультурщики, которые не хотели быть частью корпоративной системы, вдохновлялись идеями Бренда и собирали свои домашние компьютеры в гаражах, что впоследствии стало основой для создания таких гигантов, как Apple. Стив Джобс, который, будучи молодым, черпал вдохновение в Whole Earth Catalog, назвал этот журнал «Гуглом в бумажной обложке» и «Библией своего поколения».
Стив Джобс в молодости. Фотограф: Тони Короди (Фото: VTPass)
Музыка играла ключевую роль в жизни хиппи: благодаря этому движению получили всемирное признание такие исполнители, как The Doors, The Beatles, Led Zeppelin, Дженис Джоплин и Джими Хендрикс. Они выступали на одном из самых знаменитых музыкальных фестивалей Вудсток, который собрал не менее 400 тысяч зрителей.
Толпа на фестивале Вудсток, 1969 год (Фото: Getty images)
История хиппи
Зарождение: беби-бумеры, битники и контркультурщики
Хиппи стали продуктом своего времени. Их родителями были беби-бумеры, дети, появившиеся на свет после Великой Депрессии и Второй мировой войны, когда в США начался экономический рост и наблюдался небывалый демографический подъем. В американском послевоенном обществе сформировался культ благосостояния: с улучшением экономики, техническими достижениями, появлением телевидения и развитием рекламы возникла культура потребления. В 1950-х годах в обществе закрепилась идея «идеальной американской семьи», состоящей из супружеской пары с двумя детьми, живущей в загородном доме. Для людей, переживших ужасные экономические трудности и войну, такой стиль жизни казался идеалом.
Реклама газировки 7 Up с изображением образцовой американской семьи, 1949 год (Фото: Envisioning The American Dream)
Однако эта «американская мечта» помогала далеко не всем. В 1950-х годах против нее начали выступать писатели и музыканты, которых назвали битниками. Они критиковали протестантскую этику, империали́зм и патриархальные ценности общества. К числу битников относились такие выдающиеся личнсти, как Джек Керуак, Аллен Гинзбург, Уильям Берроуз, а также музыкант Боб Дилан. Битники вдохновили хиппи, молодежь, выросшую в семьях беби-бумеров, стала противиться образу жизни своих родителей и стремиться к контркультуре, символом которой являлись битники.
Битники: Майкл Маклюр, Боб Дилан и Аллен Гинзберг. Фотограф: Ларри Кинан (Фото: Beatnik Sons)
Начало 1960-х было временем беспокойств: холодная война между США и СССР, испытания ядерного оружия, Карибский кризис, региональные конфликты по всему миру — всё это отражало на молодежных настроениях и повышало недовольство международной ситуацией и действиями правительств. Внутри США также развивались социальные протесты. Борцы за права женщин, небелых и сексуальных меньшинств требовали равноправия, в то время как экологи акцентировали внимание на проблемах окружающей среды. Недовольство молодежи усилилось в 1963 году, после убийства президента Джона Кеннеди, многие воспринимали его как последнего борца за равноправие. Все эти факторы стали катализаторами для протестов и демонстраций, в рамках которых молодые люди противостояли расизму, сексизму, классовому неравенству, войне и ограничению прав. На заре движения журналисты начали называть длинноволосую группу мирных протестующих хиппи, заимствуя слово от английского глагола «to be hip» — быть в курсе. Так хиппи и получили свое название.
Стиль и философия хиппи
Хиппи выражали свои взгляды на жизнь через стиль одежды и образ жизни. Они бойкотировали стремление к материальным благам, считая, что счастье тесно связано с духовным состоянием человека. Лиза Лоу, известный фотограф хиппи, описывала цели движения как попытку восстать против ценностей, навязанных родителями: «Мы пытались вернуться к прикосновениям, к построению связей и жизни».
Кто это такие?
В период с 1964 по 1973 год в США велась война во Вьетнаме, и впервые в истории граждане страны не поддержали военную доктрину, навязанную правительством. Противостояние власти и народа стало основой для возникновения антивоенного движения и вдохновило на создание движения хиппи. Эта новая культура объединила прогрессивную молодежь, философия жизни которой строилась на принципах любви и единения с природой. Субкультура стала своим родом бунтом, который проходил без оружия, но с цветами и улыбками.
Первая упоминание термина «хиппи» появилось в апреле 1964 года, когда один из ведущих на телеканале США использовал слово в уничижительном значении, описывая молодежную группу с длинными волосами, одетую в джинсы и яркие футболки, которые открыто протестовали против войны во Вьетнаме.
Фраза to be hip в английском языке означает «быть в теме» или «понимать». Со временем это слово трансформировалось в «хиппи».
Хиппи отличаются от хипстеров, которые появились в США в 1940-х годах. Основное различие между этими двумя субкультурами заключается в том, что для хиппи важнее идеи мира и любви, тогда как для хипстеров — следование модным трендам.
Идеология
Основу идеологических принципов хиппи составил пацифизм, проявляющийся в отказе от насилия и несении военной службы. Изначально идеология хиппи заключалась в прекращении войны во Вьетнаме, однако позднее философия пацифизма приобрела более широкие масштабы. Этот подход трансформировался в образ жизни, охватывающий все сферы человеческого бытия.
Идея хиппи не подразумевала создание иерархичного общества, наоборот, в этой культуре каждый считался равным. Это стало настоящей революцией в сознании людей, привыкших к подчинению и иерархическим структурам. Идеи мира и равенства нашли отклик в сердцах молодежи, и движение быстро набирало популярность, число его последователей значительно увеличивалось.
Вместо материальных ценностей и ограничений прав хиппи предлагали человеку свободу, возможность творческого самовыражения и всеобъемлющую любовь.
Хиппи не беспокоились о завтрашнем дне — они жили настоящим, следуя девизу «Занимайтесь любовью, а не войной». Люди, объединившиеся вокруг этого нового течения, делили общие интересы и верили в возможность свободной любви, и в то, что война не нужна.
Хиппи образовывали коммуны, следуя установленным правилам. В некоторых из таких коммун пропагандировались не только пацифизм, но и свободный образ жизни, включая эксперименты с наркотиками и алкоголем.
Символика
Учредители движения пропагандировали идеалы естественности и любви к природе. Большинство из них были уверены, что человечеству следует вернуться к своим корням и начать жить в гармонии с природой. Во многих культурах голубь ассоциируется с миром. Для пацифистов символом мира стала лапка голубя, оставившая свой след на земле.
Атрибутика пацифизма — одна из основных черт субкультуры хиппи. Помимо знака мира, хиппи использовали несколько других символов, которые остаются узнаваемыми и по сей день.
- Цветок – символизирует живую природу и стремление к свету. Хиппи сами себя называли «детьми цветов». Во время демонстраций они предлагали цветы вооруженным полицейским, помещая их в стволы их автоматов.
История субкультуры
В 60–70-е годы прошлого века движение хиппи в СССР имело свои причины появления, хотя выражалось оно в более скромных масштабах по сравнению с США. Имидж хиппи стал популярным к концу 70-х годов, когда молодежь той эпохи активно увлекалась музыкой The Beatles и приняла моду на длинные волосы и расклешенные брюки. Однако крепкие советские взгляды на жизнь не позволили этой субкультуре закрепиться в эпоху застоя.
Хиппи в СССР считались бездействующими и не имеющими защиты от государства людьми. Тем не менее их можно было встретить в каждом крупном городе, где молодежь собиралась на встречи. В Москве популярные места – Гоголевский бульвар, Арбат, Пушкинская площадь и Фрунзенский сад на Знаменке.
Хиппизм в СССР ассоциировался с недовольством режимом, идеологией и строем коммунистической партии. Люди, примкнувшие к хиппи, стремились к жизни вне рамок государственных установок.
В массовом сознании хиппи воспринимались как часть западной идеологии, что вызывало недовольство и непонимание. Стиль жизни и внешний вид детей цветов не могли гармонировать с обычным обликом советской молодежи.
Тем не менее движение хиппи не осталось незамеченным в СССР. Под влиянием этой субкультуры в обществе произошли изменения, такие как сексуальная революция, популяризация этностиля и знакомство с вегетарианством. Благодаря пацифистским идеям молодые люди получили возможность выбора альтернативной военной службы, что давало возможность выполнить свой долг перед родиной, не беря в руки оружие. Многие современные культурные деятели ранее были яркими представителями хиппи.
В наши дни хиппи утратили прежнюю популярность среди молодежи. В России на смену пацифистам пришли другие субкультуры: эмо, готы и панки. Мир стремительно меняется, и меняются люди в соответствии с новыми условиями.
Как выглядели хиппи
Даже те, кто не изучал движение хиппи, могли бы легко представить себе их образ: парень или девушка с распущенными длинными волосами, украшенными повязками, в свободных рубашках и расклешенных джинсах. Одежда в стиле хиппи часто отражала фольклорные мотивы, так как они пропагандировали простоту и удаленность от городских реалий.
Мода хиппи в значительной степени обогатила историю моды. Рваные джинсы, потёртости, аппликации, самодельные украшения (включая фенечки и бисер), натуральные ткани, цветочные узоры и головные повязки стали ассоциироваться именно с этим стилем. В определенной степени хиппи заимствовали элементы одежды у местного населения Америки — индейцев: типичными были босоножки, шлёпанцы и сандалии без каблука, выполненные из кожи и ткани, с множеством ремешков. Хиппи следовали идеалам экономичности и удобства, отказавшись от культуры потребления.
Образ жизни хиппи
Соответствуя своим идеалам, хиппи покидали городские территории и создавали общины на природе. Эти сообщества формировались по принципу идейных объединений, которые были известны и до появления хиппи. Коммуны, как называли поселения хиппи, начали возникать приблизительно за сто лет до этого и имели вид деревень с общей собственностью и отсутствующей иерархией, где все выполняли обязанности сообща. Общественная собственность и социальное равенство – это принципы, общие для коммунизма и философии хиппи, у этих понятий есть общий корень.
Члены таких общин обычно объединялись вокруг общих идеалов, которые могли быть религиозными, социальными или духовными, как в случае с хиппи. В этих коммунах люди вместе вели хозяйство, совместно воспитывали детей, занимались духовными практиками, и при этом могли исповедовать различные вероисповедания. Важно было поддерживать идеи любви, пацифизма и свободы. Проживание в таких общинах было привлекательным не только для убеждённых хиппи, но и для тех, кто уставал от напряжённой городской жизни. Больше всего людей привлекала идея свободы как главной ценности.
Куда пропали дети цветов, или Почему угасла мега-популярная в 1970-х культура хиппи
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Контркультура хиппи, возникшая в 1960-х годах в Соединенных Штатах, представляла собой бурный период в истории. Это движение было не просто социальным — это была жизнь и философия, основанные на пацифицизме и любви. Молодежь отказывалась от традиционных норм общества и искала более глубокий смысл усверждения. Их называли «детьми цветов», и лозунги о свободной любви, отсутствии ограничений и рок-н-ролле стали их кредо. Многие хиппи путешествовали в поисках самопознания и нашли его на «тропе хиппи». Однако к середине 1970-х год движение стало терять свою популярность и к концу десятилетия практически угасло. Причины этого мы разберём далее.
Кто такие хиппи
Протесты против войны во Вьетнаме. Кадр из фильма Хиппи Хиппи Шейк, 2007 год.
Впервые слово «хиппи» зазвучало в эфире одного из нью-йоркских телевизионных каналов. Журналисты использовали его для описания группы молодежи с длинными волосами, одетых в светлые майки и джинсы, протестующих против военных действий во Вьетнаме. Популярность сленгового выражения «to be hip» в то время означала «быть в курсе». Сторонников контркультуры из Гринвич-Виллиджа называли «hips», а слово «hippie» использовалось в уничижительном контексте, что подчеркивало неоправданные притязания плохо одетых демонстрантов, пришедших из пригорода.
Основополагающим принципом новообразованной субкультуры стало обостренное отрицание насилия в любой форме. Хиппи выделялись длинными волосами, увлечением рок-н-роллом, жизнью в коммунах, путешествиями автостопом, а также интересом к медитации, эзотерике и восточным религиям. Многие из них активно изучали дзэн-буддизм, индуизм и даосизм. Зачастую хиппи становились убежденными вегетарианцами. Последователи движения часто вплетали цветы в свои волосы, раздавали их на улицах, а также ставили цветы в стволы оружия, держимыми солдатами и полицейскими. Их лозунг «Flower Power» (Сила Цветов) стал символом движения, именно поэтому хиппи присвоили название «дети цветов».
Женщина с цветком. Эллисон Краузе. Одна из самых известных фотографий хиппи. Фото: llbeagle.wordpress.com.
Тропа хиппи
Тропа хиппи стала идеальной возможностью для тех, кто хотел сбежать от навязываемых идеалов западного мира. Этот маршрут проходил через Европу и Южную Азию, начинаясь в Стамбуле и Тегеране, и доходя до Дели и Катманду. Это были увлекательные путешествия для тех, кто только что окончил учебу, оказался без работы и искал свое место в мире.
Существовало два основных маршрута для путешествий. Самый популярный направлялся на север, проходя через Тегеран, Герат, Кандагар и Кабул, направляясь в Индию и Юго-Восточную Азию. Альтернативный маршрут отклонялся от основного в Стамбуле, проходя через Турцию, Сирию и Иран. По прибытию в Индию можно было продолжить путешествие в Шри-Ланку, Таиланд и даже Австралию.
Вдохновленные свободой
Субкультура хиппи оставила заметный след в мире моды, так как к ней относились самые популярные музыканты 1960-х. Джон Леннон и Дженис Джоплин оформляли свои Rolls-Royce и Porsche в психоделическом стиле, The Beatles написали песни, посвященные ЛСД, а Джими Хендрикс выступал на сцене в хипповских нарядах. Некоторые элементы стиля хиппи начали появляться на подиумах после Лета любви, но эффект от фестиваля Вудсток 1969 года — кульминации субкультуры хиппи — четко обозначил переход в новое значение, повлияв на различные сферы жизни, включая моду.
Модельеры, такие как Ив Сен-Лоран и Карл Лагерфельд, который в начале 1970-х работал в Chloé, начали включать элементы стиля хиппи в свои коллекции, последовали за ними Ханае Мори, Рой Халстон и Теа Портер. Налобные повязки и платки, платья ярких цветов, ориентальные и психоделические принты, тай-дай и свободный крой — все это стало частью массовой моды.
Фото: Roberto Cavalli
Многие элементы гардероба хиппи стремительно вошли в мейнстрим. Брюки-клеш, мини-юбки, укороченные топы и пончо, яркие цвета, растительные узоры, длинные волосы у мужчин, усы и бороды -, это все, что в 1960-е стало атрибутами хиппи, спустя десять лет сделалось неотъемлемой частью стиля диско.
Хипстольгия
Эпоха хиппи — важная глава истории, уже отдалённая. То, что в 1960-е годы кажется едва ли не революционными требованиями, сейчас воспринимается как норма жизни. Сексуальная революция победила, идеи здорового образа жизни стали привычными, а музыка The Beatles и Джимми Хендрикса — классикой. Тем не менее, явления, такие как Лето любви и фестиваль Вудсток, продолжают вдохновлять современных дизайнеров. В середине 1990-х годов дизайнер Том Форд для Gucci создал несколько коллекций, которые получили название «хиппи-шик». «Я просто извлёк кое-что из своего детства», — оценил он коллекцию 1996 года.
Базовые элементы гардероба сохраняются с конца 1960-х годов: клешеные джинсы, мини-юбки, макси-платья, свободные блузки и рубашки, кожаные и замшевые куртки. Тем не менее, материалы и качество исполнения претерпели изменения. Шелк и трикотаж заменили хлопок и лен, а бижутерия и аксессуары из кожи сменилась на серебряные и роскошные изделия.
Хиппи-шик периодически возвращается в моду, например, в 2014 году несколько брендов представили коллекции с макси-платьями свободного кроя, растительными принтами, что можно увидеть в коллекциях Zimmermann, Chloé и Etro. Психоделические узоры, свободный крой, пончо и бахрома также стали центральными темами коллекции Roberto Cavalli Resort 2017. Ещё одной иллюстрацией хиппи-стиля можно считать коллекцию весна-лето 2018 года от Anna Sui.
В числе трендов 2018 года особенно выделялись цветочные узоры, клешеные джинсы, бахрома и короткие топы, что вполне согласуется с хиппи-стилем. В XXI веке движение хиппи не существует в чистом виде. Дизайнеры чаще всего используют лишь отдельные элементы, которые характерны для этого стиля; многие из них так глубоко вошли в мейнстрим, что мы забываем об их хипповских корнях.
Одной из причин этого является то, что, в отличие от многих других субкультур, движение хиппи практически исчезло, и редкие сохранившиеся коммунные группы, как, например, датский Свободный город Христиания или район Хейт Эшбери в Сан-Франциско, воспринимаются как собрания эксцентричных маргиналов, ностальгирующих по давно ушедшему времени. Самая массовая субкультура XX века, которая протестовала против капитализма и культуры потребления, была интегрирована в общество и стала частью его истории.