В период династии Мин женская одежда приобрела более скромный вид. Большинство женщин предпочитали носить верхнюю одежду длиной до середины бедра в сочетании с юбками, достигающими пола. Этот стиль создавал визуальный эффект вытянутого силуэта, подчеркивающего элегантность и утонченность женской фигуры.
Традиционная одежда в Китае и история китайского шелка
Когда вы слышите слово «Китай», о чем вы думаете? Вероятно, в вашем сознании возникают образы красного флага с желтыми звездами, финансовые небоскребы, очаровательные панды, Великая Китайская стена, или же вы представляете себе группу людей в одинаковых панамках на Красной площади. По правде говоря, вы не ошибаетесь, если подумите о чем-то из этого. Однако, если немного углубиться в тему, то можно вспомнить и о нежном, струящемся китайском шелке.
Уже в III веке до нашей эры проницательный китайский народ начал развивать шелководство, разводя шелкопрядов у себя дома. Они научились получать из этих червячков прочные, легкие и гладкие нити, из которых шили ткани, вышивали картины, создавали струны для музыкальных инструментов, а также производили тетивы для луков, используемых в охоте и на войне, и даже научились делать бумагу.
Во времена династии Хань (206 до н.э. – 220 н.э.) шелк стал универсальным денежным эквивалентом — налоги в тот период иногда уплачивались не только зерном, но и шикарным шелком. Причем, шелк служил не только для уплаты налогов, но также являлся заработной платой чиновников при дворе. Шелковая одежда ценились за тепло, красоту, долговечность и удивительную легкость, но такой роскошью могли позволить себе лишь богатые люди. Правительство Китая строго запрещало вывоз червячков-шелкопрядов за пределы страны, а также делиться информацией о процессе производства шелка. За нарушение этих запретов существовало суровое наказание: вероятную казнь. Однако, как говорят, шило в мешке не утаишь. Благодаря усилиям византийского императора, которому удалось выкупить у монахов секреты разведения шелкопрядов, информация о шелке распространилась по Византийской империи и Малой Азии. В России же традиция работы с шелком начала развиваться лишь в XVI веке. Вскоре шелк, наряду с фарфором и чаем, стал символом великого Поднебесного царства.
Легенда о китайском шелке
Среди множества народных преданий о том, как китайцы открыли для себя торговлю шелком, существует одна особенно знаменитая история. Она гласит, что у великого Желтого императора была великолепная жена, которая обожала наслаждаться чаем в своем цветущем саду, где раскидистое тутовое дерево дарило тень для приятного отдыха на свежем воздухе. Однажды несколько листьев с этого дерева попали в ее фарфоровую чашечку. На этих листьях оказались коконы тутового шелкопряда. Когда императрица попыталась вытащить нежданных гостей, коконы начали разматываться в длинные пушистые нити. Не теряя времени, она размотала все коконы и соткала из них мягкую и нежную ткань, из которой велела сшить одежду для великого Хуан-ди. Император был поражен новым одеянием и немедленно распорядился о развитии производства нити и шелка, так началась история китайского шелка.
Упоминания о шелке были найдены еще среди гадательных иньских надписей, относящихся ко II тысячелетию до н.э., где уже тогда упоминались тутовые деревья, шелкопряды и сами ткани. Более двухсот иероглифов, дошедших до нас из древности, включают в свой состав ключевую часть, обозначающую шелк (丝 sī), например: ткать (织 zhī), прясть (纺 fǎng), тесьма (组 zǔ), лента и т.д.
С течением времени объемы производства шелковой ткани увеличились, качество улучшилось, а разнообразие шелковых изделий стало бесконечным. В честь богатой и ухоженной ткани был назван знаменитый торговый Шелковый путь.
汉服 hàn fú: возвращение к истокам
Ханьфу 汉服 hàn fú — в буквальном переводе означает одежда династии Хань, и это традиционная китайская одежда, относящаяся к эпохе династии Хань (206 до н.э. – 220 н.э.). Ханьфу олицетворяет элегантность, изящество и культурное наследие древнего Китая.
Эпоха Хань была временем процветания, и ее одежда отражала высокий уровень культуры. Цветовая палитра включала яркие оттенки красного, желтого и зеленого, а узоры таких нарядов часто включали драконов, фениксов и киринов (цилоней) — символов удачи, богатства и счастья.
В отличие от традиционных нарядов династии Хань, современный ханьфу сочетает в себе традиционные элементы с комфортом и практичностью. Эстетика его дизайна более простая и универсальная, а цветовая гамма — более разнообразная. Такой стиль интегрирует современные элементы, соответствуя актуальным модным тенденциям.
Основные элементы ханьфу
Ханьфу, как выразитель традиционной китайской одежды, обладает глубокими культурными корнями и уникальными эстетическими ценностями. Его стиль характеризуется гармоничным сочетанием традиционных швейных техник, богатых и ярких узоров, элегантных силуетов, изысканной вышивки, классических цветовых сочетаний и удобного кроя, которые объединяют традиционные элементы культуры с утонченными аксессуарами.
Одежда в стиле ханьфу состоит из разнообразных компонентов, каждый из которых имеет свои уникальные особенности и предназначение.
Позвольте представить основные элементы ханьфу:
- Рубаха 上衣 shàngyī. Она обычно имеет прямой крой, может иметь короткие или длинные рукава, которые варьируются по ширине в зависимости от стиля и сезона. 上衣 является основным элементом верхней одежды и может носиться как самостоятельно, так и в сочетании с другими элементами.
- Юбка 裙子 qúnzi. Длина и форма юбок могут быть различными, от прямых до расклешенных, а также есть варианты с разрезами. 裙子 могут носиться отдельно или в сочетании с другими элементами, такими как рубашка или жилет.
- Жилет 背心 bèixīn. Это элемент верхней одежды, который надевается поверх рубахи или другого верхнего слоя. Разнообразие стилей и декоративных отделок, таких как вышивка, пуговицы или узоры, делает его привлекательным.
- Пояс 腰带 yāodài. Пояс играет важную роль в образе в стиле ханьфу, не только фиксируя одежду на месте, но и добавляя декоративные элементы. 腰带 может быть изготовлен из различных материалов, таких как шелк или кожа, и украшен вышивкой.
- Обувь 鞋子 xiézi. Включает в себя разнообразные виды, такие как традиционные сандалии или туфли. Обычно обувь имеет плоскую подошву для удобного ношения.
- Аксессуары 配饰 pèishì. Являются важной частью очарования 汉服. Они могут включать головные уборы, серьги, ожерелья, браслеты и другие изящные детали, которые подчеркивают общий стиль.
Особенности китайской национальной одежды
Традиционный костюм в Китае имеет достаточно простой покрой и универсальную форму как для мужчин, так и для женщин. В нем обязательно присутствует воротник-стойка, который является основным признаком, отличающим мужской костюм от женского: для мужского он не должен превышать 2 см в высоту, а для женского может достигать 8 см.
Обычно этот тип одежды имеет правосторонний запах, при котором левая половина халата или рубахи накладывается на правую, полностью закрывая ее. Расположение застежек на одежде соответствовало этому: пуговицы пришивались к левой стороне, а петли — к правой. Для этого использовалась специальная тесьма, вырезанная из основной ткани.
Количество пуговиц всегда должно быть нечетным. Они располагаются следующим образом:
- первая — под воротником;
- вторая — на груди;
- третья — уходит под мышку;
- четвертая, пятая и последующие (всего от 5 до 9 штук) — располагаются вертикально на боку халата-рубахи.
Что касается цветовой гаммы, то она зависела от региона и пола носителя. Так, мужчины северного Китая предпочитали оттенки серого и синего, в то время как южане чаще выбирали контрастные цвета — черный и белый.
Для женщин, независимо от региона страны, использовались ткани ярких цветов с тиснеными узорами.
Желтый цвет всегда считал цветом императора и его семьи. Остальная знать могла позволять себе носить ярко-красные кимоно, сшитые из дорогих шелковых тканей.
Национальный китайский костюм для мужчин
Несмотря на то, что очевидных различий в одежде по половому признаку не было, существовали некоторые нюансы, которые четко определяли мужскую модель. Летний повседневный вариант рубашки для мужчин представлял собой легкую тунику, сшитую из двух больших кусочков ткани, которую носили поверх традиционных штанов.
Штаны — их покрой был прямым, без карманов, с широкой кокеткой (широким пришивным поясом из белой ткани), достигающей почти до груди. Эта деталь подпоясывалась широким (до 20 см) и длинным (до 2 м) кушаком.
Что касается простого народа, то их штаны зачастую были значительно короче, чем у знатных (иногда их длина едва достигала колена), а пришивной пояс мог быть гораздо уже или и вовсе отсутствовать.
Летняя верхняя одежда представляет собой расклешенный халат с запахом, без подкладки. Боковые части этого халата начинаются с талии и плавно спускаются к пяткам с косыми вставками-клиньями. Чтобы длинные полы не мешались и не запутывались, на уровне колен делают разрезы. Рукава традиционной китайской одежды, как правило, широкие, длинные, расклешенные или суженные к запястью.
Демисезонный вариант традиционного костюма включает легкую куртку и утепленную безрукавку или куртку на подкладке. Нижнее белье сохраняется таким же, как и летом.
Куртка безрукавка, как правило, не имеет воротника и оснащена прямым длинным разрезом спереди. Обычно она изготовлена из темного хлопчатобумажного полотна на подкладке. Простые крестьяне такую одежду не носили. Осенне-весенняя куртка (халат) шьется по такому же принципу, как и летняя верхняя одежда, но с утепленной подкладкой.
Зимняя версия традиционного мужского костюма отличается курткой на ватной подкладке, имеющей одну застежку и равную длину со всех сторон — до середины бедра. Стандартное количество пуговиц обычно не превышает семи, в зависимости от роста человека.
В регионах с особенно холодными зимами наблюдалось ношение шуб из овечьей шерсти.
Традиционная одежда для особых случаев также отличается своими особенностями. Так, праздничный костюм имеет отличия от повседневного: верхняя куртка, которая имеет аномально короткую длину до талии с длинной прямой средней застежкой и короткими боковыми разрезами, украшенными узелковыми или медными пуговицами. Воротник-стойка выполняется из двойной ткани и надевается сверху на легкую куртку.
Также бывают демисезонные и зимние с соответствующими утеплительными характеристиками. Для праздничных курток используется особая ткань: зачастую это темный шелк с расписными узорами.
Китайский траурный костюм непременно выполнен в белом цвете. Ткань выбирается грубой, но натуральной, часто с желтоватым оттенком. Общий ансамбль состоит из длинного халата, широкого пояса-кушака и повязки на голову.
Китайская одежда. История развития и общие черты
История китайской нации насчитывает как минимум 5000 лет, и одежда, как и другие культурные аспекты, является ярким примером национального самосознания этой страны. Наряды, исходящие от Небесной Империи, удалось пережить испытание временем, сохранив свои национальные черты.
Современные дизайнеры стремятся сочетать западные и восточные стили, при этом традиционные китайские элементы становятся основой для многих модных экспериментов.
Давайте разберемся, почему так происходит.
История китайской одежды
Чтобы лучше понять концепции китайского стиля, необходимо погрузиться в его историю.
На протяжении большей части своего существования Китай не был единым государством. Каждая правящая династия оставляла свой след в истории. Соответственно, менялись традиции, обычаи и, как результат, стиль китайской одежды.
Национальная одежда Китая всегда отличалась разнообразием расцветок и декоративных элементов. Например, в периоды Весны и Осени, Сражающихся царств и вплоть до династии Цинь (с 771 г. до н.э. по 221 г. до н.э.) — одежда отличалась строгостью и консерватизмом.
При династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) появился знаменитый традиционный наряд ханьфу, который стал основным одеянием для императоров, а также поднимался по праздникам для общего пользования.
Следующая эпоха династии Тан (618 — 907 гг. н.э.) добавила еще больше роскошных элементов в одежду.
Династии Сун и Мин (960 — 1644 гг. н.э.) проявляли предпочтение к сдержанным и изящным формам.
С началом завоевания Китая маньчжурской династией Цин (1644—1912) одеяния стали более яркими, роскошными, включающими карнавальные элементы.
Революционные изменения в китайском стилевом выражении начались после свержения монархии в 1930-х годах, когда китайская мода стала проницать в западную культуру, и наоборот.
Ярким примером моды республиканской эпохи стал женский костюм ципао, который сочетал в себе скромность, элегантность и смелость. Платье ципао стало знаковым символом женской борьбы за свои права.
Более подробно о платье ципао читайте здесь
Особенности китайской одежды
Все китайские наряды имеют ряд отличительных черт. Вот некоторые из них:
- Качество ткани — в большинстве случаев это гладкие, натуральные материалы, часто с блестящими элементами;
- Минимальное количество пуговиц и карманов; отсутствие плащей;
- Яркие, насыщенные цвета;
- Принты, выполненные вручную;
- Контрастные окантовки.
Важно отметить, что и в мужской, и в женской китайской одежде можно выделить воротник-стойку, который придает наряду строгость и сдержанность, создавая порой интересные контрасты. Это особенно заметно в коротких платьях ципао и молодежных китайских костюмах.
Давайте теперь рассмотрим некоторые конкретные примеры китайской одежды.
Мужская китайская одежда
Стандартный мужской китайский костюм в основном состоит из двух ключевых частей: штанов и рубашки.
Брюки
Штаны, известные как Ку, буквально скрывались под верхней одеждой. Показать их считалось также неуместным, как выйти в общество в одних подштанниках.
По этой причине брюки часто выполнялись из простых хлопчатобумажных материалов без изысканных украшений. Над верхними штанами надевались дополнительные штаны, называемые таоку, что можно перевести как «чехол для брюк».
Традиционная одежда в современном Китае
В последние годы традиционная китайская одежда становится всё более популярной среди молодежи в современном Китае.
Источник гордости и культурного признания
Возрождение интереса к традиционной китайской культуре в последние годы, частично, связано с ростом популярности исторических драм. Многие молодые китайцы активно выступают за возвращение традиционной одежды, особенно 汉服 (ханфу), и некоторые даже начали носить ее в повседневной жизни.
Сегодня все чаще можно увидеть группы китайских подростков, прогуливающихся по центральным районам крупных городов, одетых в традиционную одежду и наслаждающихся чаем с пузырьками. Многие рассматривают традиционные наряды как символ национальной гордости и способ выражения глубокого уважения к китайской культуре и ее красоте.
Официальные мероприятия
Традиционная одежда также становится все более популярной для официальных случаев и торжеств. Например, многие женщины предпочитают носить ципао на деловых обедах, а на праздниках, такие как китайский Новый год, наряды ципао могут использоваться также в качестве профессиональной униформы в престижных отелях и ресторанах.
Современные версии ципао часто используются как униформа для высококлассных работников ресторанов в Китае.
Высокая мода
Множество креативных дизайнеров в мире высокой моды создают коллекции, в которых традиционная китайская одежда служит источником вдохновения, сочетая ее с элементами международного стиля и переосмысляя концепцию «сделано в Китае».
Некоторые известные дизайнеры, такие как Лоуренс Сюй, Го Пей, Хуишан Чжан и Ван Чэнь Цай-Ся (в народе известная как тайваньский Шанель), включают традиционные китайские элементы в свои коллекции.
Даже такие западные бренды, как Dior и Elie Saab, создают линии, в основе которых лежат китайская вышивка и императорский дизайн.
Новое лицо китайской моды?
Несмотря на постоянные изменения модных трендов, всё больше людей в Китае обращаются к традиционной одежде своих предков, чтобы почтить своё наследие и вернуть элемент древнего очарования в современный, цифровой мир.
Независимо от того, к какой династии вы обращаетесь, каждая династия оставила свой уникальный след в традиционной одежде и продолжает делать это даже в XXI веке.
Говорят, мода повторяется, но вместо того, чтобы следовать привычным 25-летним циклам, типичным для индустрии моды, новым направлением вряд ли станет возвращение к старинным тенденциям, что может стать основой для обновления стиля, наследованного с древности.
Традиционная китайская мода сейчас переживает настоящее возрождение.