Несколько позже к головному убору марийских женщин присоединилась такия — полусферический предмет в форме конуса, лопаты или рамы, на который в обязательном порядке накидывали вышитую ткань. Самый древний головной убор волжских женщин — шурка — имел скифское происхождение и мог достигать 40-45 см в высоту.
«Марийский национальный костюм» материал на тему
Мужская одежда состояла из рубахи чуть ниже колена, пояса, кафтана, льняных штанов и лаптя.
Кафтаны были неотъемлемой частью гардероба: летом их шили из льна, зимой — из сукна. Как правило, кафтаны были черными и белыми.
Стоит отметить, что шея туники закрывалась специальным украшением, которое защищало человека от сглаза и злых сил.
Неотъемлемой частью костюма был головной убор: зимой — войлочная шапка или шапка-ушанка, летом — белая (праздничная) и черная (повседневная), которые впоследствии заменялись шапкой.
В отличие от мужской одежды, женская одежда отличалась большим разнообразием и неповторимой красотой орнаментов и украшений.
Центральным элементом женской одежды была рубаха-туника, расшитая орнаментом на груди, рукавах и подоле. Женская туника украшалась бисером, пуговицами и разноцветными лентами — чем больше орнаментов было на рубахе, тем больше женщина могла гордиться своим мастерством.
Головной убор как часть народного костюма марийских женщин играл важную роль и делился на два основных типа — девичий и женский. Орнамент, модель и конкретный тип головного убора показывали статус и положение марийской женщины в обществе и ее возраст.
К обязательным элементам женской одежды относились: нагрудник, передник и пояс. Эти предметы украшались разноцветными лентами, монетами, вышивкой и бисером. На пояс надевали кошельки, платки, специальные сумки, красочные платки, железные кольца и серьги и многое другое.
Фартуки были расшиты косами и лентами и украшены монетами и бисером. Нагрудники были разных видов и форм и почти исключительно из монет.
Что касается обуви, то у женщин была та же обувь, что и у мужчин: летом — лапти, зимой — валенки.
Женская одежда, Мари, была красивой и богато украшенной вышивкой, лентами и монетами. При желании женщина или девушка могла дополнительно украсить свою одежду кольцами, бусами, лаптями и другими аксессуарами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс национального костюма народов Поволжья. Номинация «Башкирский детский трэш
Хочу представить работу творческого коллектива нашего детского сада (членом которого я являюсь), который принял участие в муниципальном конкурсе трахтенов Поволжья.
Педагогическая игра «Одень куклу в традиционный костюм» (бурятский костюм).
Познакомьте детей с бурятскими костюмами с помощью этой игры. Предложите детям одеть куклу в народный костюм. Книга предназначена для индивидуальных и подгрупповых занятий.
Национальные костюмы. Папка для уголка этнического и регионального элемента.
Картинки всех национальных костюмов России.
Куклы с национальными костюмами (татарские, русские костюмы).
Уникальный сувенир — куклы с татарскими и русскими национальными костюмами.
Создание куклы с марийским национальным костюмом.
На данном семинаре-практикуме педагоги познакомятся с методами и приемами приобщения детей к прикладному народному творчеству.
Знакомство с национальными костюмами (русские подсолнухи, башкирские национальные костюмы).
Создание развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. Использование кукол для элемента неожиданности в ОД.
Изготовление костюмов и презентаций для конкурса «Лучшие национальные костюмы народов России» 2023г.
Номинация: «Тематическая коллекция «Описание моделейНациональные костюмы отражают народное мастерство, индивидуальные качества, характер и эстетические предпочтения. Традиционные костюмы вызывают восхищение своей красотой.
История народа
Марийцы принадлежат к финно-угорской языковой группе и являются последним языческим народом в Европе. Хотя они приняли христианство много веков назад, марийцы практикуют магические и языческие ритуалы.
Народ делится на три территориальные группы:
- горные марийцы Республики Марий Эл;
- луговые – Волго-Вятского района;
- восточные – Башкирской республики и Приуральского района.
Каждая группа марийцев имеет свои особенности в одежде, различия в украшениях и орнаментах, но в целом все элементы марийского народного костюма одинаковы.
Основные части народного костюма
Обычный костюм состоит из рубахи, штанов, пояса с подвеской, головного убора и обуви: в повседневной жизни это плетеные тапасы, а по праздникам — обувь из овчины или воловьей кожи.
Праздничная одежда не отличалась от повседневной — форму можно было отличить только по определенным подвескам и украшениям.
Туника, основной элемент каждого марианского костюма, изготавливалась следующим образом: Льняную или конопляную ткань определенной длины изготавливали на домашнем ткацком станке, затем ткань складывали пополам и вырезали отверстие для головы. Не вырезая пройму, часть ткани складывали по длине и сшивали, чтобы получились рукава.
В холодное время года костюм дополнялся следующими предметами: кафтанами разных видов, овчинными шубами, зимней обувью (валенки, реже сапоги) и теплым головным убором.
Особенности марийского народного костюма
Марийский костюм, как и костюм любого другого народа, имеет свои характерные черты и особенности:
- Основной цвет – белый с вкраплениями черной, бардовой и коричневой вышивки. В более поздние периоды в национальной одежде стал преобладать красный цвет – его получали в результате варения определенных растений.
- В вышивке в большей степени присутствовали геометрические и растительные орнаменты, символизирующие принадлежность носителя одежды к той или иной социальной группе. Кроме того, в вышивке были зашифрованы ритуальные символы, приносящие удачу и благополучие.
- Марийский костюм попал под влияние русской культуры и многое заимствовал от нее: например, в более поздние периоды марийцы стали изготавливать одежду из хлопка, а не из льна, как было ранее.
- Под любой наряд, не важно – мужской он или женский, – надевались штаны.
Мужской костюм
Мужской костюм состоит из рубахи, доходящей до колен, пояса, кафтана, льняных штанов и тряпок. В конце 19 века длина рубахи была укорочена — до этого времени китель доходил только до середины бедра.
Шаровары шились по-разному в разных группах мари. Мари из прерий и горных районов шили узкие брюки, а восточные мари — широкие.
Кафтаны были неотъемлемой частью гардероба: летом их шили из льна, зимой — из сукна. Как правило, кафтаны были черными и белыми.
Стоит отметить, что шея туники закрывалась специальным украшением, которое защищало человека от сглаза и злых сил.
Неотъемлемой частью костюма был головной убор: зимой — войлочная шапка или шапка-ушанка, летом — белая (праздничная) и черная (повседневная), которые впоследствии заменялись шапкой.
Женский костюм
В отличие от мужской одежды, женская одежда отличалась большим разнообразием и неповторимой красотой орнаментов и украшений.
Центральным элементом женской одежды также была рубаха-туника, расшитая орнаментом на груди, рукавах и подоле. Значение вышитых символов указывало на культуру, социальный статус и семейное положение владельца. В редких случаях орнаментом покрывалась и задняя часть рубахи.
Женскую тунику украшали бисером, пуговицами и разноцветными лентами — чем больше украшений было на рубашке, тем больше женщина могла гордиться своим мастерством.
Под рубашкой женщины Мари, как и мужчины, носили льняные брюки. Их фасон зависел от региона проживания — восточные мари носили широкие шаровары, те, кто жил в горах и прериях, — узкие.
Особенности марийского народного костюма
Главная особенность марийского костюма в том, что он воплощает в себе все живое своеобразие татарского горного народа, его развитие основано на истории и традициях мордвы. Характерные черты марийского народного костюма:
- основной цвет – белоснежный;
- допускаются вставки и вышивки черного, бордового, коричневого цвета;
- одежда украшалась вышивками и оригинальными узорами.
Под любой костюм, как для мужчин, так и для женщин, всегда надевались удобные, свободные брюки. Преобладающим цветом традиционной одежды был белый, дополненный орнаментами красного, черного, бордового и кирпичного цветов.
Цвета и оттенки
Преобладающим цветом традиционной одежды был белый, дополненный орнаментами и мотивами красного, черного, бордового и кирпично-красного цветов. Предки современных народов Поволжья также часто использовали для своей одежды темно-синий, черный и вишнево-красный цвета.
Для украшения одежды использовались вышитые орнаменты всех оттенков красного и коричневого цветов. Эти красители получали путем вываривания определенных растений и трав. В зависимости от густоты вываренной смеси цвет одежды мог быть более или менее насыщенным.
Феномен межпоколенческой передачи. Что нам досталось от предков, как это влияет на нас?
1 Слайд Народный костюм марийцев
Беляева Н.А.
2 слайд Что такое народный костюм? Народный костюм — это не просто одежда. Он рассказывает об особенностях того или иного народа, его культуре, ценностях и быте. Некоторые костюмы выглядят как произведения искусства, как, например, яркие и красочные костюмы марийского народа.
3 слайд Цели.
4 слайд Цели: 1. узнать об особенностях костюма марийского народа; 2. распознать влияние других культур на стиль одежды. 3. изучить литературу по истории марийского народного костюма.
5 Слайд Актуальность. Народные костюмы надевают для торжественных случаев, театра, национальных праздников и т.д.
6 Слайд История. Марийцы — финско-венгерский народ. Их называют последними язычниками Европы, потому что в это трудно поверить, но, несмотря на принятое ими христианство, многие из них остаются верными язычеству и связанным с ним ритуалам.
7 Слайд Материалы и технология изготовления костюма.
8 слайд Особенности костюма Марианны Традиционным цветом для костюма Марианны считается белый. Но назвать такой костюм скучным нельзя, ведь белый цвет украшает богатая вышивка. В ранних образцах шерсть и хлопок для вышивки были темных оттенков, таких как черный, темно-синий, бардак и коричневый.
Мужской, женский, свадебный костюм
Мужчины носили рубашку, брюки и пояс, а голову покрывали шапкой или кепкой. В прохладные дни костюм дополнялся кафтаном, а зимой — теплым кафтаном или шубой.
Костюмы для женщин
Женский костюм также включал рубаху, шаровары, кафтан с закрытым воротником и пояс с подвеской. В традиционном варианте костюм дополнялся передником с голой грудью, а позднее — бюстье. Это одеяние украшалось бортом и кружевами, вышивалось бисером и нитками. Цвета украшений были красные, коричневые, загорелые, пурпурные, малиновые, ежевичные и черные.
Нарядные образы
Праздничная одежда отличалась от повседневной более сложным вышитым орнаментом, большим количеством монет на поясе, на рубахе и на головном уборе. Ткани для одежды были лучше. Например, кафтан для повседневной носки шили черным, для праздничных дней — белым, украшали черным домотканым холстом. Шапки для повседневной носки шили из черной шерсти, а для церемоний и праздников использовали белую шерсть.
Костюмы для свадьбы
Свадебное платье невесты было очень красивым и богато украшенным всевозможной вышивкой. Не было недостатка и в массивных нагрудных украшениях из монет и металлических орнаментов. Эти украшения изготавливались для ритуала, а затем передавались в семье как реликвия. Их вес иногда достигал 35 кг. Головным убором невесты была обязательная свадебная фата (вяргенчык), сшитая из трех полос белого холста и расшитая традиционным орнаментом.
Важно. Жених и невеста никогда не надевали одежду со дня свадьбы. Жених и невеста не надевали свадебную одежду и после свадебной церемонии.
Аксессуары и обувь к “марийской” одежде
Особой деталью этнического костюма была женская прическа, в которой содержалась важнейшая информация о носительнице: социальный статус, возраст, принадлежность к марийцам или восточным марийцам. Женский головной убор — налобник — мог быть сделан из кожи или шерсти. Он особенно тщательно украшался монетами и бисером, покрывая всю уздечку, и дополнялся подвесками из тех же материалов.
Женские головные уборы были весьма замысловаты и состояли из следующих типов:
- Каркасный, остроконечный – шымакш, шурка;
- Лопатообразный – сорока;
- Мягкий полотенечный – шарпан;
- Платок.
Шурка, Шымакш и Сорока, каркасные головные уборы из бересты. Эти головные уборы и шерпы также были богато расшиты и украшены. Использовались не только вышивка и плетение. На каркасных шапках могло быть много монет. Сарпан был украшен вышивкой. Зимой женщины носили высокие шапки из лисьего или бобрового меха.
Мужчины зимой носили войлочные шляпы, кепки, колпаки и шапки из шерсти или овчины.
На ногах носили семишапочные колпаки. Мужчины носили сапоги или ботинки из мягкой кожи для праздников и войлочные сапоги, которые согревали в холодную погоду.