Карнавалы достигли своего пика в XVIII веке. Для создания одного костюма требовалось около 15 метров ткани, поэтому ожидалось, что карнавальная одежда итальянцев будет изготавливаться в течение всего года. Эти наряды часто украшали золотыми нитями и драгоценными камнями. Незаменимым атрибутом костюма становилась маска.
Национальный костюм Италии и его вариации
Формирование уникального национального костюма Италии уходит своими корнями в эпоху Древнего Рима. В конце этого периода, в XVIII веке, страна обрела единое королевство, что способствовало формированию единого стиля. Костюм был подвержен влиянию таких культур, как Восток, Франция и Византия, и особенно популярен он оказался на юге страны.
Итальянская одежда представляет собой собирательный образ, характеризующийся яркостью и разнообразием стилей. Колоритная одежда встречается как в крупных городах, так и в провинциальных районах. Среди нарядов выделяются:
- праздничные наряды;
- свадебные одеяния;
- ежедневные комплекты.
В процессе создания традиционного костюма учитывался социальный статус. Образ незамужней девушки значительно отличался от образа замужней, а одежда горожанина выделялась на фоне костюма сельского жителя. Общими чертами женских нарядов из различных областей являются туникообразная рубаха, широко расклешенная юбка и корсаж. Мужчины же обычно носили белые рубахи с короткими брюками. Украшения также считались важной частью костюма и служили индикатором социального положения их владельца.
Цвета и оттенки
Национальный костюм Италии отличается яркими и жизнерадостными цветами. Для пошива одежды мастера использовали ткани красного, зеленого, фиолетового и голубого цветов, иногда с золотистым отливом. Все рубахи в традиционном убранстве были выполнены из белого материала.
Во времена Средневековья швейные изделия изготавливались, как правило, из натурального полотна в серых или коричневых оттенках. Вельможи же предпочитали носить костюмы из яркого шелка. В этот период начали активно использовать опушки и другие декоративные элементы для украшения изделий.
Сардиния
Сардиния выделяется среди итальянских регионов своим разнообразием национальных костюмов. В каждой местности, даже в самых маленьких деревнях, имеется своя версия традиционной одежды. Жители гордятся старыми костюмами, которые создавались их предками под чутким наблюдением старшего поколения. Эти костюмы подходят для торжественных мероприятий, повседневной носки и ритуалов. В наше время традиционные наряды надевают достаточно редко, лишь немногие пожилые жители продолжают следовать этой традиции.
На Сардинии проводятся три значимых фестиваля, которые наилучшим образом представляют многообразие национальных костюмов: фестиваль святого Эфизио (1 мая, Кальяри), Кавальката Сарда (третье воскресенье мая, Сассари) и День Спасителя (последнее воскресенье августа, Нуоро). Например, костюмированное шествие фестиваля святого Эфизио, покровителя Сардинии, включает не менее пяти тысяч участников.
Различия между костюмами жителей центральных горных районов и прибрежных частей острова можно определить невооруженным глазом. Также отличия заметны и в одежде богатых женщин по сравнению с крестьянками: состоятельные сардинки носили темно-красные платья, в то время как наряды бедняков в основном оставались серыми и неокрашенными. Социальный статус можно было также определить по материалам пуговиц: богатые носили только золотую фурнитуру, средний класс предпочитал серебряную, в то время как у бедняков использовали доступные металлы. Руки заможных женщин могли украшать до семи роскошных колец, тогда как крестьянки никогда не носили более трех. Подобные правила также касались других украшений.
Костюм бедной женщины часто становился единственной одеждой, поэтому он должен был быть практичным, например, иметь большие карманы. Светские дамы, напротив, более всего заботились об элегантности, желая, чтобы наряд подчеркивал их красоту и изящество фигуры.
Неотъемлемая часть женского наряда – шарф или платок, который прикрывает голову и плечи. Часто он является результатом многолетнего труда и древнего искусства вышивки, обычно изготавливается из тканей, окрашенных натуральными растительными красителями.
Белая рубаха (камиза), как правило, всегда украшалась вышивкой и кружевами, особенно в тех местах, которые были видны из-под верхней одежды. Зона декольте становилась любимым местом для разнообразных украшений, включая изысканные элементы и драгоценности.
Верхняя рубашка (палас) надевалась поверх нижней айнт и выпускалась из более плотных, ярких тканей. Основная цель ее заключалась в том, чтобы подчеркнуть или даже формировать изящные линии фигуры. Чаще всего ее заменяла длинная лента, изящно обвязанная под грудью.
Жакет (циппоне) надевался поверх обеих рубашек и представлял собой легкую жакетку, длина которой варьировалась чуть ниже пояса юбки, хотя чаще он останавливался под грудью. У рукавов предусматривалось индивидуальное исполнение, чтобы не скрывать нижние рубашки: рукава были либо длинными и широкими, либо короткими и узкими.
Юбка (туника, фардетта) становится самой заметной и интересной деталью наряда. Она должна быть длинной и часто декорируется лентами и цветной вышивкой. На задней части ткани может быть организована драпировка в складки, при этом спереди юбка должна оставаться гладкой. Передняя часть юбки нередко покрывается фартуком (франда), который может носить как практическое, так и чисто декоративное значение, в зависимости от длины, формы и типа ткани.
Набор элементов традиционного наряда может быть достаточно сложным, в зависимости от случая, для которого он предназначен. Женщинам иногда приходилось надевать множество платков и юбок – аж до пяти одновременно.
Калабрия
Костюм Калабрии вобрал в себя элементы греческой и римской одежды, при этом сильно варьируется от провинции к провинции. Общий женский наряд состоит из длинной белой рубашки, шёлковой юбки, шали, натянутой на специальный каркас, фартука и жакета.
Юбка, как правило, более пышная, но менее длинная, чем на Сардинии. Женщины вплетали ленты в волосы, цвет которых зависел от их семейного положения. Длинный шарф т того же цвета обвязывался вокруг талии. Головные уборы, жакеты и юбки изготавливались из тёмных тканей. Традиции требуют, чтобы белая рубашка была заметна на предплечьях, плечах и груди. Для защиты от зимних холодов использовали фаццулеттуну – большую шерстяную шаль с длинной бахромой.
Женский национальный калабрийский костюм. Фото calabriaturistica.it
Мужской костюм более практичен. Обычно он состоит из облегающих светлых или черных брюк, рубашки, куртки и плаща, часто изготавливаемого из черной или красной ткани. Роль головного убора может исполнять небольшой белый или черный колпак, а грудь обычно украшалась галстуком. Традиционная мужская обувь – это кожаные полуботинки.
Мужской национальный калабрийский костюм. Фото periodpaper.com
Ткани и крой
Итальянский национальный костюм представляет собой богатый синтез тканей и сложных приемов кроя, что отражает региональные особенности и культурные традиции страны.
Итальянская девушка. Художник: Уг Т. Мерл, 1863 г.
Ткани
Выбор ткани для национального костюма определяется климатическими условиями и доступными ресурсами каждого региона.
• Шерстяные ткани пользовались особым спросом в северных регионах, таких как Пьемонт и Ломбардия, где холодный климат требует теплой и плотной одежды. Шерсть использовалась также для создания мужских костюмов, включая жилеты и куртки.
• Лен — это дышащий и прочный материал, который часто использовался в центральных и южных регионах. Он идеально подходит для летних костюмов и легких блузок.
• Хлопковые ткани пользовались популярностью по всей Италии и использовались для повседневной одежды. Этот материал славится своей мягкостью и удобством, что делает его идеальным для жаркого климата южных регионов.
• Шелковые ткани, благодаря своей гладкости, использовались для праздничных и карнавальных костюмов, особенно в Венеции. Этот материал считался роскошным и был популярным среди знати и состоятельных горожан.
• Бархат и парча символизировали роскошь, и использовались для особых мероприятий, таких как Венецианский карнаваль. Эти ткани часто украшались сложной вышивкой и золотыми нитями.
Крой и фасон
• Традиционные корсажи подчеркивают талию и часто украшаются вышивкой или кружевом. Они могут быть как жесткими и поддерживающими, так и более мягкими для повседневной носки.
• Пышные юбки со складками и оборками создают объем и движение. Они могут варьироваться в длине от длинных до юбок до колен, в зависимости от региона.
• Передники играют не только практическую роль, но и декоративную, часто на них присутствует вышивка и узоры.
• Мужские костюмы включают жилеты и куртки с высоким воротом и сложной вышивкой. Эти элементы подчеркивают статус и элегантность владельца.
• Брюки могут быть как узкими и заправленными в сапоги, так и более свободными. Обычно они изготавливаются из плотных материалов для обеспечения износостойкости.
• В холодных регионах мужчины носили плащи и накидки, которые защищали от дождя и непогоды, а также завершали образ.
Обувь
Традиционная итальянская обувь варьируется в зависимости от местных обычаев, ремесел и стилей жизни разных регионов.
Сидящая итальянка. Вилхельм Розенстенд
Северные регионы
В северных регионах Италии, таких как Пьемонт, Ломбардия и Венеция, обувь традиционно изготавливалась из плотных материалов, чтобы защитить от холода и влаги.
• Здесь популярны кожаные ботинки, зачастую с высоким голенищем, что обеспечивает тепло и защиту. Обувь могла быть как функциональной, так и украшенной дополнительными элементами, такими как вышивка или металлические пряжки.
• Мужские сапоги из плотной кожи или замши были особенно распространены, они обеспечивали дополнительную защиту от холодов и часто носились с брюками, заправленными внутрь.
• В некоторых горных районах использовались деревянные сабо, удобные для ношения в условиях холодной и сырой погоды, часто украшенные резьбой и другими декоративными элементами.
Центральные регионы
В центральных областях, таких как Тоскана и Умбрия, обувь сочетала в себе как функциональность, так и эстетику.
• Женщины носили легкие туфли из кожи или замши, которые часто украшались вышивкой, лентами и бусинами, придавая образу элегантный вид.
• В летнее время сандалии из кожи или текстиля были наиболее популярным вариантом, они могли быть как простыми, так и с яркими декоративными ремешками.
• Кроме того, женщины также носили туфли на низком каблуке, которые сочетали в себе комфорт и стиль, часто украшенные резьбой или инкрустацией.
Южные регионы
В южных регионах Италии, таких как Калабрия и Сицилия, обувь адаптирована к жаркому климату и разнообразным ландшафтам.
• Основным видом обуви стали легкие сандалии и эспадрильи, изготовленные из кожи или ткани с подошвой из веревки или пробки, что обеспечивало комфорт в жаркие дни.
• Мягкие кожаные туфли или башмаки, не имеющие каблука, использовались как мужчинами, так и женщинами, часто с вышивкой или тиснением.
• Также в южных регионах традиционно носили обувь с открытым носком, что обеспечивало дополнительную вентиляцию в жаркое летнее время.
Эпоха Возрождения
Эпоха Возрождения пришла в Италию раньше других европейских стран и быстро сделала страну самой богатой в мире. Это оказало значительное влияние на итальянский костюм XV-XVI веков, который копировали в других европейских странах. В моде находились простые, плавные линии, удобная носка и стандартизированные пропорции. Однако несмотря на простоту кроя, использовались дорогие ткани, такие как парча, бархат и шелк.
Сначала в предпочтении находились яркие и радостные цвета, однако со временем они уступили место более темным, а затем и черным оттенкам.
В XVI веке большая часть территории Италии оказалась под контролем Испании, и итальянская культура, как и национальный костюм, продолжала развиваться только на севере страны и в Венеции, оставшейся независимой.
Элементы мужского костюма этого периода:
- Камичи – нижняя рубашка;
- Кальцони – облегающие короткие брюки;
- Соттовесте – приталенная куртка, которая могла быть без рукавов;
- Джорне – праздничный плащ с откидными рукавами и эффектной отделкой.
Пожилые мужчины носили удлиненные кафтан с глубоким вырезом, который комбинировался с белым нагрудником, ставшим прототипом современного манишки. С течением времени наряд итальянца изменился: в моду вошли рубашки, подтянутые шнуром на шее, которые носили с кафтаном с глубоким квадратным вырезом или воротником-стойкой и сочетали с чулками и брюками до колена. Наряду придавали пышность и длину, а также большие рукава и широкий воротник.
Дворяне обязательно носили шпагу слева и кинжал справа, а костюм дополнялся кошельком на поясе, перчатками и массивной золотой цепью. Женская одежда в этот период выделялась своей эффектностью и богатством: платья с облегающим верхом и широкими складчатыми юбками именовались гамурра. Образ дополнявало легкое покрывало или кусок ткани, прикреплявшийся к платью.
В качестве верхней одежды использовался длинный плащ, иногда с прорезями для рук, а аксессуарами служили кошельки, прикрепленные к поясам, перчатки и вышитые носовые платки.
Эпоха XVI века привела к появлению нижнего белья и чулок; платья стали более пышными и эффектными. Женщины носили наряды с глубокими вырезами, а юбки стали широкими и тяжелыми со множеством складок. Зимой образы дополнялись муфтами из шелка с меховой отделкой, а на голову надевались бальцо или вуаль. Также часто использовались различные покрывала, выполненные из кружева или шелка.
Женские наряды эпохи Возрождения стали прообразом современного итальянского костюма.
Женский костюм
Юбки и фартуки. Женщины северных областей Италии предпочитали широкие юбки в сборку, преимущественно черного или темно-красного цвета. На юге и в центре страны носились плиссированные черные юбки, а также особенно нарядные красные. Эти юбки были подолом немного длиннее необходимой длины, излишек подвертывался складкой наружу, что позволяло регулирует длину юбки в зависимости от необходимости. Неотъемлемой деталью мужского и женского наряда является фартук. В северо-восточной области Фриули белоснежные кружева нижних юбок часто проскальзывали из-под верхнего слоя, при этом фартуки шили из шелка контрастного цвета. На Итальянской Ривьере (Лигурийское побережье) юбки и фартуки были выполнены из легких тканей в полоску (в Генуе) или в клетку (в поселке Леричи, залив Специя).
Женщины Средней Италии (из области Молизе) покрывали свои черные бархатные фартуки изящными цветными вышивками, а в Кампанье и Лацио (западные области Италии, вдоль Тирренского моря) верхнюю юбку часто подвертывали, открывая вторую, контрастного цвета. На Римском побережье черная юбка сочеталась с темно-зеленым фартуком, который украшался золотым шитьем сверху и снизу.
На юге, в Калабрии, юбки густо плиссировались, а маленькие фартучки изготавливались из бархата. В городах Никастро и Кастровиллари верхняя юбка подвертывалась так, что широкая золотая кайма на подоле подбиралась вдоль талии. В соседней области Базиликата верхняя гладкая часть фартука украшалась вышивкой, а нижняя составлялась из тонких вертикальных складок. У жительниц острова Сардиния ткани красного цвета имели особую ценность. Они считались не только нарядными, но и очень дорогими. Одежда из этих тканей служила признаком состоятельности. Секреты окраски тканей растительными красителями переходили из поколения в поколение, сохраняясь в каждой семье. Бедные слои населения традиционно шили свои костюмы из орбаче — грубой серой, но очень прочной шерстяной домотканины. Обычно юбки в Сардинии были необычайно широкими и их могло быть до семи, как и на остальной части юга Апеннин. Они сильно плиссировались: мелкие складки внизу расширялись. Юбки в каждой из четырех областей острова обрабатывались по-разному. В местечке Осило, пригороде Сассари (северной части Сардинии), подол украшали широкой белой каймой с крупным цветочным узором. Фартуки могли быть плиссированными и из парчи, красной шерсти или кружева.
На изображении представлены итальянки в товальях: женщина из местечка на границе южных областей Калабрии и Базиликаты (слева); жительница городка Кампобассо (центральная область Молизе)
Корсажи — корсетто или бюсто — в северной Италии часто не имели рукавов. Красные и зеленые корсажи из Милана и Падуи отличались большим количеством лент и бантов контрастных цветов, которыми их зашнуровывали. В приальпийской области Валле-д’Аоста и Лигурии женщины носили джакетты — приталенные жакеты длиной до бедер. В Лацио любимым украшением корсажей были фестоны. Уникально и потрясающе выглядели съемные рукава из красного или черного бархата, прикрепляющиеся к корсажам лишь тонким шнурком. Использовали их в областях Молизе и Калабрия. Сам корсаж поддерживался тесемками, а в промежутке между рукавом и плечом выглядывал рукав рубашки камисы.
На крайнем юге, в окрестностях Неаполя, поверх корсажа носили джубетто — распашной жакет типа куртки длиной до талии. На Сицилии этот жакет часто украшали спереди золотой вышивкой. На праздник в Сардинии белые джубетты из узорчатой парчи имели длинные рукава экстравагантного фасона: спереди они не сшивались, и в разрезе виднелась ткань нижней рубашки. Иногда эти рукава изготавливались только с одной стороны и прикреплялись к руке с помощью манжет; празднества также отличались этим покроем. Древняя традиция сарднинских женщин носить слишком глубокие вырезы на корсажах порождала особую деталь — скромную манишку, известную как парапетто (буквально прикрытие груди).
Мужской костюм
В северных равнинных областях Италии (в Лигурии и Венеции) итальянцы носили длинные свободные брюки темных оттенков, в то время как в центре и на юге страны больше предпочитали узкие шерстяные (а по праздникам бархатные) бриджи, именуемые кальцоне, застегивавшиеся внизу на пуговицы. В Калабрии и на Сицилии брючины часто фиксировались красными лентами, завязанными бантами. Жители Сардинии носили бурциджинос — широкие брюки из белого льна, которые заправлялись в черные гетры. Поверх них надевалась короткая черная юбка из орбаче.
Шелковые, парчовые или бархатные жилеты панчиотто имели оттенки красного, зеленого, синего или темных (в цвет штанов) тонов. Джакка — короткие куртки, также предпочитались из темных тканей, но часто с красочной подкладкой. Пастухи с острова Сардиния носили маструкку — безрукавку из козьего или овечьего меха; в зимние месяцы ее носили мехом внутрь, а летом — наружу. На свою талию итальянцы повязывали широкие красные кушаки.
Головные уборы жителей Северной Италии по стилю напоминали шляпы соседних альпийских народностей. На юге, в районе Неаполя, традиционной шляпой являлась фетровая шляпа с высоким треугольным тульей, украсившаяся цветными лентами и кистями. В прибрежных областях повсеместно распределялись биритты — вязаные красные колпаки фригийского типа. На Сардинии длинную биритту черного цвета носили, укладывая особым образом.
Украшения. Женщины всех областей Италии использовали золотые, серебряные или металлические ожерелья, медальоны, брошки, кольца. Качество и количество украшений служили мерилом состояния их владельцев: богатые итальянки могли надевать до семи колец одновременно, в то время как бедные использовали не более трех. В мужских костюмах украшения играли роль пуговиц, которые пришивались на куртки и жилеты. Небогатые люди часто, готовясь к празднику, просто заменяли медные пуговицы на серебряные на своих повседневных костюмах.
На изображении представлены жители Сардинии: мужчина из Нуоро (Центр острова) в биритте и женщина из Осило (северная часть Сардинии).