Многие символические мотивы выбраны за их еврейские имена или имена, связанные с благословениями — пусть мы будем наверху, а не внизу, пусть в новом году нас будет так же много, как гранатовых зерен.
Рош ха-Шана: как евреи отмечают Новый год
С 29 сентября по 1 октября евреи празднуют Рош Ха-Шана, еврейский Новый год. Традиции Рош Ха-Шана сильно отличаются от наших обычных праздников с их играми и украшенными елками. Мы объясним, что такое Рош Ха-Шана, что можно и чего нельзя делать в этот день, и почему евреи празднуют 5 780-й год в 2019 году.
Евреи живут по какому-то другому календарю?
Еврейский календарь отличается от григорианского календаря, который используется в большинстве стран. Во-первых, евреи ведут отсчет не от рождения Христа, а от сотворения мира. Поэтому в 2019 году они отмечают 5780 год.
Во-вторых, этот календарь является лунно-солнечным и считается одним из самых сложных. Месяцы начинаются с новолуния. Одинаковые даты должны приходиться не только на одно и то же время года, но и на одну и ту же лунную фазу.
Почему еврейский Новый год отмечается осенью
Рош а-Шана приходится на начало месяца Тишрей, седьмого месяца еврейского календаря. Этот календарь является лунным, что означает, что еврейские праздники подвижны по сравнению с гражданским календарем.
Первый месяц — весенний месяц Авив, также называемый Нисан. Он приходится на период между мартом и апрелем по григорианскому календарю.
Аналогично, седьмой месяц, Тишрей, приходится на сентябрь и октябрь. Евреи верят, что Бог сотворил мир в седьмой месяц. Поэтому летоисчисление основано на этом месяце.
Этот праздник связан с сотворением первых людей, испытанием запретного плода, окончанием Потопа, чудесным спасением Исаака при жертвоприношении и другими важными событиями библейской истории.
Значение еврейского Нового года
Рош а-Шана — это не только день сотворения мира, но и день суда. То есть в день сотворения мира Бог судит мир. Главная задача человека в эти праздники — вспомнить все, что произошло за год, прислушаться к голосу совести, признаться во всех злых делах и искренне раскаяться в них.
Рош а-Шана знаменует собой начало 10 дней молитвы и покаяния, так называемых «Дней благоговения». Кульминация их приходится на следующий праздник, Йом Кипур, день искупления. Говорят, что в начале этого времени Бог восседает на троне праведного судьи и внимательно изучает поступки всех людей. Но затем Бог «переходит» на трон милосердия и дает людям еще одну возможность исправить свои поступки.
В этот момент перед Богом открываются три книги. Первая книга содержит имена праведников, чьи добрые дела перевешивают плохие. Вторая книга содержит имена грешников, то есть тех, кто чаще всего совершал зло. Наконец, третья книга, книга посередине, содержит имена большинства людей. Они не праведники, но и не грешники. Весы их добрых и злых дел находятся, так сказать, в равновесии. Именно у них есть возможность исправить свою судьбу путем искреннего раскаяния.
Таким образом, еврейский Новый год — это одновременно и начало человеческой истории и Божьего суда, и возможность обновить свои отношения с Богом и начать «с чистого листа».
Продолжительность праздника
Верующие верят, что искренние молитвы могут дойти до Господа и склонить чашу весов в пользу грешника. Поэтому Рош а-Шана знаменует собой начало так называемых «дней ужаса» или «бурных дней» ямим нораим. Этот период длится десять дней и заканчивается еще одним очень важным для евреев праздником — Йом Кипур (в переводе «День искупления», «День прощения»).
Талмуд говорит нам, что в этот день Бог вынесет окончательный приговор каждому еврею. И это зависит, помимо прочего, от раскаяния верующего. В Йом-Кипур принято поститься и обязательно посещать синагогу.
Однако сам Рош а-Шана, как уже говорилось, длится два дня. В 2022 году, например, Рош а-Шана начинается вечером в воскресенье, 25 сентября, и заканчивается вечером 27 сентября. Интересно, что в древности праздник изначально длился всего один день. Сегодня праздник длится два дня из-за еврейского календаря, который основан на солнечном и лунном циклах и не имеет фиксированных дат.
Раввины каждый год устанавливают новую дату праздника. Однако информация из Иерусалима не всегда доходила до самых отдаленных уголков страны, ведь тогда еще не было ни компьютеров, ни интернета. Поэтому некоторые евреи не могли вовремя начать праздновать, так как не знали, что время уже наступило. Поэтому было решено продлить праздник до двух дней, чтобы у всех было время подготовиться и отметить его как следует.
Как евреи празднуют Новый год
Давайте подробно рассмотрим, как проходит подготовка к Рош а-Шана и как евреи отмечают одно из самых важных событий в году.
Подготовка к празднику
Люди начинают готовиться уже в предыдущем месяце. Сначала планируют праздничное меню и закупают материалы. Призы могут быть куплены гораздо раньше: Перед еврейским Новым годом в израильских магазинах образуются длинные очереди. Хорошо также сделать большую уборку в доме, чтобы не только голова, но и дом был чистым.
Другая часть подготовки к празднику — духовная. Стоит вспомнить о своих проступках, невыполненных обещаниях и ошибках по отношению к другим. Перед Рош а-Шана желательно примириться с теми, с кем враждовал, и трижды попросить прощения у тех, кого обидел.
Расторжение обетов
Отдельно следует остановиться на другом важном этапе подготовки к еврейскому Новому году — нарушении клятв. В течение года каждый человек дает себе и своим ближним определенные обещания. Но они не всегда могут быть выполнены: Различные обстоятельства, от забывчивости до физической неспособности выполнить обещанное, мешают нам это сделать. Или обещание было дано в гневе, а когда гнев прошел, человек сожалеет о своих словах. Невыполненное обещание — это грех на совести человека.
Чтобы снять грех, нужно обратиться за помощью и нарушить обет. Просьба об избавлении от обета должна быть адресована трем другим евреям. Желательно, чтобы среди них был хотя бы один знаток Торы.
Избранным человек говорит, что сожалеет обо всех несовершенных обетах, рассказывает о причинах, которые помешали ему это сделать, и просит освободить его. И его слушатели произносят фразу «Отпущение даровано тебе». После этого человек считается освобожденным от греха невыполненных обещаний. Отныне он должен быть более осторожным и взвешивать каждое слово, прежде чем произнести его вслух.
На иврите это снятие клятвы называется атарат недерим. Обычно атарат-недарим совершают только мужчины и молодые люди старше 12,5 лет. Однако некоторые мужья могут делать это и для своих жен.
Трубление в шофар
Самой важной частью Рош а-Шана в Израиле является звук шофара или рога. В древние времена люди использовали рог, чтобы объявить о важных событиях: когда они собирались на войну или приближался Шаббат. Таким же образом созывали людей в общине на собрание. Согласно легенде, звук шофара разрушил стены города Иерихона, когда евреи подошли к нему после сорока лет скитаний по пустыне. Выражение «труба Иерихона» относится к этому инструменту.
Шофар обычно делают из полого рога барана или скакуна, реже — из рога газели или антилопы. Бычьи или коровьи рога для этой цели не используются. Форма шофара варьируется от простого и короткого инструмента до длинного с множеством изгибов.
Звуки, издаваемые рогом, также разнообразны и многочисленны:
- трубление ткиА: переход от низкой ноты к верхней;
- тремоло шварИм: быстрое чередование двух нот;
- «тревогу» труА: череда низких отрывистых звуков;
- «большое трубление» ткиА гдолА: финальное длительное трубление на верхней ноте.
В синагогах в шофар дуют в месяц Элул, который предшествует еврейскому Новому году. Звук напоминает о наступлении нового года.
Ташлих
Еще одна традиция Рош а-Шана — ташлих, ритуал очищения, который также имеет большое значение для верующих. Он совершается в первый день нового года. Чтобы совершить ритуал, нужно выйти на берег любого водоема: реки, озера, моря. Встряхнуть ткань, произнося при этом покаянные молитвы. Можно также бросить в воду хлебные крошки для рыб, произнося при этом молитвы.
А что говорить?
Можно пожелать счастливого праздника или даже пойти дальше и использовать специальные формулы для Нового года. Например, shaná tová — буквально «хороший год», пожелание хорошего года само по себе. Мы часто говорим «shaná tová u-metuká», «хороший и сладкий год». Gmar hatimá tová — «хорошая запись» (в Книге жизни) — традиционное приветствие в дни между Рош а-Шана и Йом Кипуром, поскольку считается, что в эти дни наша судьба записывается в Книгу жизни.
Краткий словарик
Акед ах, «связывание», обычно в форме акедат Ицхак, «связывание Исаака», аллюзия на библейский рассказ о жертвоприношении Исаака Гм а р хатим тов ах, «хорошая запись» (в Книге жизни), традиционное приветствие от Рош а-Шана до Йом Кипура Хаг Самеах — «хорошие праздники», это можно сказать о любом еврейском празднике Махзур — буквально «круг», специальный молитвенник для Рош а-Шана и Йом Кипура, содержащий необходимые тексты для праздничных служб Слихот — буквально «извинение», молитвы о прощении, произносимые в месяц Элул, и специальная служба за неделю до Рош а-Шана Ташлих (иногда Ташлиха) — церемония символического стирания грехов в первый день Рош а-Шана Тишрей — седьмой месяц года по еврейскому календарю, но в Тишрей празднуется Рош а-Шана Чув а — «Раскаяние, угрызения совести», главная тема Дней благоговения от Рош а-Шана до Йом Кипура Хет — «Грех» Шан а тов а ! — «С Новым годом», традиционное пожелание на Рош а-Шана Шан атов атов у-метук атов ! — Шофар «сладкий и хороший год» — традиционный музыкальный инструмент, сделанный из рога животного Цом каль — пожелание легкого поста, включая Йом Кипур Элул — последний месяц еврейского календаря перед Рош Хашана, время для самоанализа, размышлений и искупления грехов Ям Ям Ям Ям Ям нораим — дни благоговения, время между Рош Хашана и Йом Кипуром, когда мы определяем курс на предстоящий год
Подготовила Мария Волле
Иллюстрация в анонсе: Екатерина Горбачева
Чтобы добавить статьи в закладки — пожалуйста, войдите в систему