Чтобы лучше понять, как это работает, вспомните школьный урок литературы. Возможно, вы даже можете описать сюжет, персонажей и даже некоторые ключевые сцены из книг, которые входят в учебный план. Но вы забываете то, что читали всего несколько месяцев назад.
Как лучше запоминать прочитанное?
Случалось ли с вами такое, что вы читаете текст, но ничего не можете вспомнить? Сколько студентов и школьников оказывались в такой ситуации — нужно прочитать огромный объем информации и (в идеале) запомнить хотя бы 80% из него. Но мозг отказывается. Однако существуют специальные техники, которые помогают запомнить прочитанное, если не полностью, то очень большую часть текста. Если вы освоите эти техники, вам больше не нужно будет думать о прочитанном — вы запомните его сами!
Основные правила
Существует несколько основных приемов, которые вы можете использовать для запоминания прочитанного.
- Понимание. Человек запоминает лишь то, что понял. Как только он уловил мысль, заложенную в тексте, начало процессу запоминания уже положено. Чтобы проверить, достаточно пересказать содержание иными словами. Если это удалось, значит, вы запомнили написанное.
- Намерение. Человек запоминает то, что решил зафиксировать в памяти. Главное – желание отложить в своей памяти то, что нужно. Если оно есть, значит, процесс фиксации информации в памяти пройдет успешно.
- Зубрение. Это самый, пожалуй, старинный метод. Он требует значительных усилий от человека, больших временных затрат и не всегда дает желаемый результат. Однако, если человек не просто зазубривает большие куски текста, а вдумчиво читает, критически осмысливает его, составляет план или конспект, после чего закрепляет прочитанное повтором, шанс на успешное запоминание сильно увеличивается.
- Системность. Этот метод хорош, когда нужно запомнить большое количество дат. Необходимо придумать для них систему, благодаря которой именно у вас произойдет понимание, осмысление, а значит, запоминание прочитанного. Структурируйте текст, тогда зафиксировать его в памяти блоками будет значительно проще.
- Ассоциации. Попробуйте придумать нечто вроде «привязки» к информации, которая подлежит запоминанию. Тогда каждое определение будет вызывать у вас в памяти определенные ассоциации, благодаря которым вы вспомните и текст.
Последовательность запоминания состоит из шести шагов.
- Оценка того, что нужно отложить в памяти, выделение цели чтения. На этом этапе важно понимание сложности текста.
- Выбор подходящей техники чтения в зависимости от того, какую цель вы преследуете.
- Определение важных фактов, запоминание необходимого. Поиск ассоциаций, связующих деталей, которые необходимы для фиксации прочитанного в памяти.
- Формирование записей по тексту. Применение собственных сокращений, знаков, слов для передачи мыслей. На этом этапе можно использовать любые техники, которые помогают именно вам – «дерево» идей, построение диаграмм, выявление взаимосвязей и т. д. Записи – один из важнейших резервов для пробуждения памяти. Читая их впоследствии, вы сможете восстановить в голове практически весь текст.
- Повторение. Это можно сделать посредством формирования вопросов по тексту, пересказа текста исходя из сделанных записей. Пересказывать лучше не одномоментно, а по истечении нескольких дней после формирования записей.
- Применение знаний – последний этап. Каждое знание нуждается в том, чтобы его использовали.
Чем больше вы их практикуете, тем лучше вы запоминаете прочитанное.
Комфортные условия
Запомните одно: никогда не учите что-то действительно важное в спешке, панике, стрессе или нервозности.
Если возможно, убедитесь, что вы спокойны, безмятежны и хорошо освещены. Чтобы быстро и правильно все запомнить, нужно подготовить себя к продуктивной работе — поспать, отдохнуть, избавиться от лишних мыслей и забот. Не стоит пытаться делать все быстро. Да, вы можете «броситься» запоминать что-то в первые полчаса, но, скорее всего, так же быстро вы это забудете.
Вникание в суть
Немецкий психолог Герман Эббингауз создал «кривую забывания», чтобы показать, как долго новая информация может храниться в памяти человека.
Например, если вы запоминаете (или записываете) материал, не вникая в его смысл, то через час вы вспомните около 60% новой информации, через 10 часов — 35%, а через 6 дней вы извлечете из глубин памяти не более 20% выученного материала.
Осмысленная информация, с другой стороны, хранится в долговременной памяти и поэтому остается в вашем сознании гораздо дольше, особенно если ее повторять снова и снова. Вы запоминаете материал в 9 раз быстрее, если доходите до самой сути.
Интервальные повторения
Повторение — мать учения. Чем чаще вы повторяете то, что выучили, тем медленнее вы это забываете.
Метод прерывистого повторения поможет вам запомнить информацию любого объема.
Если вам нужно быстро выучить стих или быстро подготовиться к экзамену, воспользуйтесь следующим алгоритмом ревизии:
- первое – спустя 20 минут после заучивания;
- второе – спустя 6 – 8 часов;
- третье – через сутки.
Чтобы лучше запомнить материал, рекомендуется не только читать, но и активно вспоминать его по памяти, то есть вспоминать, глядя на источник.
Если вам нужно вспомнить большой объем информации, которая пригодится не только на следующий день или неделю, придерживайтесь этого интервала вспоминания:
- первое – непосредственно в день заучивания (повторите весь материал);
- второе – через 3 дня (повторите только ключевые моменты, которые выделены самим автором или Вами);
- третье – через 6 дней (повторите всю информацию, но постарайтесь сделать это в другом порядке).
В идеале вы должны повторять пройденное каждый день, но не более 15-20 минут, чтобы не перегружать мозг.
Еще один совет: попробуйте объяснить непонятные или труднозапоминаемые моменты другому человеку. Если никто не хочет слушать лекцию о теории вероятности или значении эпохи Возрождения в живописи, просто объясните по буквам ту часть информации, которая вызывает наибольшие затруднения у воображаемого собеседника. При этом ваш мозг автоматически выберет самую простую формулировку.
3. Читайте вслух
Детей в начальной школе просят читать вслух, чтобы познакомить их с чтением и пониманием текстов. Взрослые обычно не читают вслух. Хотя произношение замедляет процесс, оно помогает уменьшить количество отвлекающих факторов и повысить усвояемость текста.
В материале может быть много имен, дат и других вещей, которые трудно запомнить. Не бойтесь отвлечься от книги и представить себе то, что вы читаете: Нарисуйте или составьте схему. Это поможет вам упорядочить новую информацию, а записывание материала от руки также поможет вам лучше его запомнить.
5. Готовьте шпаргалки
Почерки нужны не только для копирования. Вы когда-нибудь замечали, что карточки, для которых вы написали шпаргалку, вы запоминаете лучше, чем другие? Это потому, что вы внимательно читаете параграф, а затем структурируете информацию, чтобы она поместилась на небольшом листе бумаги. И пока вы пишете, ваш мозг запоминает и анализирует информацию.
Другой вариант — делать заметки. Это не для учителя, а для вас. Принцип тот же, что и со шпаргалкой: вы читаете материал, а затем выбираете самое важное, чтобы записать в отдельный документ. Для этого вам придется отредактировать его в другой раз или несколько раз. Для художественной литературы можно вести читательский дневник — записывать интересные мысли, основные идеи, свои размышления, записывать новые или особенно понравившиеся слова и выражения.
Что делать после прочтения
В этот момент вы сделали все возможное, чтобы понять, усвоить и закрепить прочитанное. Но долговременная память основана не столько на «прочитанном» знании, сколько на «пережитом». Так что все сводится к тому, чтобы превратить информацию в опыт.
Примените то, что прочитали, на практике
Вернемся к примеру с курсами литературы. Вы запоминали прочитанное не только потому, что знали, что вам придется применять материал на практике. Но и потому, что вам нужно было это делать. Вы писали тесты и задания, обсуждали эти темы. Вы связывали мысли из книг с глобальными проблемами и новыми идеями. Но как часто вы делаете это сейчас?
Один из лучших способов запомнить прочитанное — найти возможность применить его на практике. Расскажите об этом другу, поделитесь своими мыслями в Интернете, напишите короткую рецензию на книгу и обсудите ее с кем-то, кто не знаком с этим произведением. Каждое упражнение поможет закрепить идею в вашем сознании.
Объясните кому-нибудь прочитанное
Мы уже выяснили, что вы, скорее всего, запомните материал, если попытаетесь пересказать его кому-то другому. Еще лучше, если это будет ребенок.
По словам лауреата Нобелевской премии физика Ричарда Фейнмана, один из лучших способов действительно что-то выучить — это объяснить это в максимально простых терминах. Используйте короткие предложения и избегайте технических терминов. Обычный разговорный язык заставляет вас действительно вникать в тему, а не прикрывать непонятное сложным языком.
Вернитесь к своим заметкам и организуйте их
Когда вы будете применять прочитанное на практике или объяснять кому-то материал, вы, скорее всего, столкнетесь с моментами, которые вы забыли или в которых уже не уверены. В этот момент вам понадобятся все ваши хорошие заметки.
Просмотрите исходный материал и свои заметки еще раз и отметьте, что сразу бросается в глаза. Убедитесь, что вы упростили сложные описания. А затем обобщите все в кратком и ясном тексте — кратком резюме. Как насчет того, чтобы в книге на это было всего 30 секунд?
Если очень постараться, можно многое почерпнуть из книги. Это не значит, что иногда нельзя расслабиться и погрузиться в другую реальность. Но чтобы запоминать информацию и расти профессионально и личностно, нужно читать осознанно.
Визуализируй прочитанное
Когда мы читаем текст, мы бессознательно связываем прочитанное с нашим опытом. Это создает в нашем сознании визуальные образы и ассоциации. Если их развивать и сохранять, то можно лучше запомнить прочитанное.
Подумайте о ярких ассоциациях. Возможно, событие из истории совпадает с днем рождения друга или у вас произошел забавный случай с термином из физики или биологии. Ассоциации, вызывающие эмоции, помогают нашей памяти работать. Воспользуйтесь этим советом дня
Создайте конспект. Схемы, диаграммы, таблицы, рисунки — это витрина студента. Делать заметки после прочтения абзаца значительно снижает вероятность того, что информация быстро исчезнет из памяти.
Обсуждайте и повторяйте изложение. Если вы обсудите с одноклассниками, как была принята Конституция, у вас будет меньше шансов забыть ее на выпускном экзамене по обществознанию. Или вы можете рассказывать маме факты об амфибиях на кухне и обязательно придерживаться их на биологии. В общем, вы знаете, что делать.
Тренируй память. И не забывай повторять прочитанное
Ничто так не помогает запомнить прочитанное, как хорошая память. Чтобы улучшить свою память, вы можете использовать учебные онлайн-тренажеры, такие как wikium.co.uk, которые помогут вам выполнять упражнения на развитие памяти и словарного запаса. Хорошая память — полезный навык, который пригодится вам в учебе, на работе и в жизни в целом. Читайте, как улучшить память для экзаменов и компьютерной томографии.
Согласно научным исследованиям, через 6 дней мы можем запомнить только 20% прочитанного. Поэтому без повторения вы ничего не добьетесь. Мы рекомендуем прочитать книгу Эббингауза «Кривая забывания», которая четко объясняет процесс забывания и отвечает на вопрос, как часто нужно повторять прочитанное, чтобы запомнить его в течение короткого или длительного периода времени.
И наконец, важный факт: когда вы читаете с удовольствием, объем вашей памяти выше!
Спасибо, что дочитали до конца. Мы рады, что смогли помочь вам. Более подробную информацию вы можете найти в разделе «Подробнее»:
Не пропустите важные новости и подпишитесь на YouTube, VK, Instagram, Telegram, Facebook и наши оповещения на adukar.by.