Эмоциональная память оказывает непосредственное влияние на то, как человек организует свою жизнь, как в личном, так и в общественном плане.
Эмоциональная память
Казалось бы, что они полностью
забыты, но вдруг какой-то намек,
мысль, знакомый образ,
снова охватывают вас переживания,
иногда они могут быть такими же сильными, как
в первый раз, а порой даже менее
или более яркими, а иногда в несколько
измененном виде.
— К. С. Станиславский
Структура человеческой памяти такова, что, прочитав книгу один раз, через пять лет вы можете не вспомнить ее название. Однако даже спустя 50 лет, вы можете четко помнить, как в детстве упали с черешни в бабушкиной деревне и при этом порвали свои шорты. Это связано с существованием различных типов памяти. Эмоциональная память отвечает за воспоминания, которые связаны с переживаниями определенных эмоций — как положительных, так и отрицательных. Благодаря этому, при упоминании 90-х у нас в голове возникает образ с тетрисом, тамагочи и напитком Yupi. Или, вдохнув запах свежей выпечки в хлебном отделе магазина, мы можем мысленно вернуться в то время, когда каждый день проходили мимо небольшого магазина на пути в школу.
Эмоциональная память тесно связана с чувственным опытом. Она способна вызывать эмоциональные переживания и служить проекцией ранее полученных ощущений и связанных с ними чувственных образов на текущие события. Именно по этой причине в системе Станиславского эмоциональная память является важнейшим аспектом актерской игры, необходимым для создания убедительности и ощущения правды на сцене.
Определение
Эмоциональная память — это способность запоминать, сохранять и воспроизводить эмоционально заряженные впечатления, что прямо связано с ощущениями, пережитыми в ходе различных событий в прошлом, как положительного, так и негативного характера.
В настоящем эти воспоминания, хранящиеся в эмоциональной памяти, могут служить человеку ориентиром в действиях и интерпретациях событий. Например, если в прошлый раз вам не понравился определенный продукт в магазине, возможно, у вас возникнет нежелание купить его еще раз, если он показался недостаточно свежим или слишком приторным. Нежелание посещать стоматолога у многих людей связано с детскими страхами. Еще более драматичным примером может стать ситуация, когда, пережив тяжелое расставание, человек становится менее открытым для новой любви и доверия.
Если для большинства людей эмоциональная память важна как способ воскрешения воспоминаний и приобретенного опыта, то для актера эта память имеет еще большее значение. Артисту необходимо уметь выделять в воспоминаниях чистую эмоцию или переживание и передавать их во время сценического действия. Поэтому актеру требуется развитая, устойчивая и богатая эмоциональная память.
Одним из первых на эту тему стал обращать внимание французский психолог Т. Рибо, который изучал психологию чувств и использовал термин «аффективная память». Однако К. С. Станиславский, следуя современным концепциям, в своей работе «Работа актера над собой» считает более актуальным называть это явление «эмоциональной памятью».
Особенности эмоциональной памяти
Эмоциональная память является индикатором внутреннего состояния человека. Наши эмоции показывают, насколько успешно развиваются наши личные отношения и взаимодействия в обществе.
По мнению выдающегося ученого П. П. Блонского, эмоции, переживаемые во время конкретного события, остаются более яркими по сравнению с теми, которые вспоминаются со временем. Со временем переживания ослабевают, смешиваясь с другими эмоциями и мыслями. Однако, попадая в схожие ситуации, человек быстро активирует сильные эмоции из памяти, которые могут подтолкнуть к действиям или, наоборот, удержать от них. Особенностями эмоциональной памяти являются яркое запоминание таких чувств, как страх, страдание и удивление. Изучая эти эмоции, можно заметить разницу в их восприятии: удивление запоминается как событие, которое его вызвало, и это чувство при воспоминании не повторяется, тогда как страдание и страх сохраняются в виде самого ощущения.
Что касается того, какие эмоции запоминаются лучше — положительные или отрицательные, исследования показывают, что негативные эмоции имеют большее значение. Даже у животных негативные эмоции надолго остаются в их памяти, что помогает им сохранять свои популяции. К тому же, у человека есть способность «переносить» эмоции, полученные от одного раздражителя, на аналогичные ситуации. Например, если человек в детстве серьезно отравился грибами, то по мере взросления он, скорее всего, начнет подсознательно бояться их кушать. Другой пример: если ребенок в детстве многократно испытывал сильный страх, то это может привести к его недоверчивости и боязливости в будущем. Аналогичные наблюдения можно провести и у животных. Если, к примеру, собака, которую сбила машина, выжила, то она наверняка будет бояться машин на всю оставшуюся жизнь.
Развитие эмоциональной памяти у ребенка
Развивать эмоциональную память необходимо с раннего возраста. В детские годы можно создать позитивное отношение к окружающему миру, развить интеллектуальные способности и уверенность в себе, опираясь на множество положительных впечатлений. Вот несколько простых упражнений, которые помогут укрепить эмоциональную память у ребенка:
- Для прогулок выбирайте новые места, куда ребенок еще не ходил. Обращайте внимание маленького на звуки, птиц, насекомых, деревья и другие окружающие предметы, комментируя их в позитивном ключе, обнимая и даря приятные сюрпризы. Такие воспоминания помогут ребенку легче преодолевать неприятные моменты в будущем.
- Упражнение «Волшебный мешок». Ребенку нужно вспомнить ситуации, вызвавшие у него неприятные эмоции, страх или боль, а затем преобразовать эти чувства в образы или предметы, сложить их в мешок и плотно завязать. Таким образом ребенок мысленно избавляется от негатива, который теперь находится в «мешке».
- Упражнение «Я счастлив». Это групповое упражнение, в ходе которого ребенку бросают мяч. Поймав его, он делится воспоминанием о каком-либо счастливом событии, после чего бросает мяч следующему участнику, который также должен рассказать о своей радости.
Как работает?
Рассмотрим в качестве примера собаку, которая попала под машину. После этого травмирующего инцидента она больше никогда не подойдет близко к дороге. Подобное происходят и с людьми, но у них такой страх может проявляться не только в повышенной осторожности, но и зачастую вести к социофобии. Если человек в детстве часто переживал негативные эмоции, особенно страх, то в итоге он может стать держателем наклонностей к боязливости и недоверчивости.
Таким образом, эмоциональная память глубоко влияет на построение жизни человека, как в личной, так и в социальной сфере.
Итак, состояние эмоциональной памяти можно сравнить с индикатором нашей способности к самосохранению, а также к сочувствию и эмпатии. Негативные эмоции не всегда ведут к страшным последствиям. Например, если человек в детстве подавился утиной косточкой, и родители так испугались, что отвезли его в больницу, хотя все обошлось, уже во взрослом возрасте он может не переносить запахи утиного мяса.
Однако последствия могут быть более серьезными. Люди, пережившие насилие или буллинг в детстве, могут ограничивать свои социальные связи, не иметь можливостей для самовыражения и испытывать трудности с сочувствием или эмпатией к другим.
Поэтому важно развивать врожденную способность человека к отзывчивости и укреплять эмоциональную память.
Методы развития
Развить эмоциональную память не так уж сложно. Главное — начинать это делать с раннего возраста, формируя у ребенка позитивное восприятие окружающего мира. Это поможет ему не только стать добрее, но и обеспечить себе уверенность в будущем. Убедитесь, что чем больше у человека хороших воспоминаний, тем проще и успешнее складывается его жизнь.
Вот небольшой перечень рекомендаций, которые помогут вашему ребенку в будущем:
- Проявляйте больше ласки к ребенку, не только когда он заслуживает похвалы, но и постоянно. Даже во время обычных прогулок обращайте его внимание на красивое, рассказывайте о природных явлениях, животных и птицах только в положительном ключе. Если вы будете проявлять страх и негатив при появлении собаки, это может привести к тому, что ваш ребенок начнет бояться не только дворняг, но и домашних питомцев.
- Чаще радуйте ребенка обниманиями, поцелуями или даже маленькими подарками. Помните, что плохие воспоминания запоминаются лучше, поэтому позитивные эмоции нужно генерировать не качеством, а количеством.
- Если ребенок расстроен, постарайтесь научить его избавляться от плохих эмоций. Придумайте способ отвлечь его: предложите, например, «выбросить» его неудачу. Покажите ему ненужный предмет и вместе порвите его на части, затем выбросьте. Этот прием также хорошо работает для взрослых.
- Другой способ избавиться от негатива — перенесть переживания на какие-либо ненужные предметы. Запишите их на бумажках и сложите в мешок, который затем выбросите.
- Организуйте игру с мячом. Она похожа на известную игру «Съедобное — несъедобное». Игроки по очереди бросают мяч, и тот, кто поймал его, делится радостным воспоминанием. Это поможет не только наладить эмоциональную память, но и создать позитивное настроение у других участников.
- Если в детстве вы не получили достаточного количества позитивных эмоций, заполняйте себя ими самостоятельно. Медитация — проверенный временем метод. Когда мир кажется несправедливым, закройте глаза и воспомните хорошо проведенные моменты, например, свой первый поцелуй.
- Еще один метод медитации: закройте глаза и перенеситесь мысленно к теплому морю, даже если давно не были на пляже и не планируете туда ехать. Вообразите запах моря и цвет волн, и вскоре вы почувствуете легкий морской бриз.
Больше читайте. Погружение в чужие истории, будь то вымышленные персонажи или настоящие личности, позволит вам на какое-то время забыть о своих заботах и переживаниях.
Возможно, вы найдете в книге ответы на свои вопросы.
Упражнения на развитие эмоциональной памяти
Неверно считать, что эмоциональная память мужчин и женщин неизменна на протяжении всей жизни. В силу разных обстоятельств интенсивность реакций на те или иные эмоциональные стимулы может изменяться — следовательно, эмоциональная реакция может не возникать. Вот как это исправить:
- Играйте. Каждый игрок по очереди вспоминает события, которые вызывали у него сильные эмоции, будь то радость, горе или удивление, и затем описывает, как он себя чувствовал в эти моменты. Игра является важным элементом обучения взрослых — не пренебрегайте этим методом!
- Фиксируйте свои ощущения во время чтения книг, просмотра фильмов или простых прогулок с друзьями. Можно записывать их письменно.
- Воспроизводите ситуации, которые могут вызвать яркие эмоции. Это могут быть свадьбы, выигрыши в лотерею, повышение по службе или информация об увольнении.
Хотите освоить техники, которые помогут вам захватить внимание аудитории, удержать интерес слушателей и эффективно продвигать продукцию? Записывайтесь на курсы подготовки тренеров образовательных программ. Вы отработаете навыки, которые необходимы оратору или методологу, и научитесь применять новые умения в своей работе.
Для детей
1. «Мяч счастья». В этой игре могут участвовать несколько детей и взрослый. Бросаете мяч ребенку и просите его вспомнить событие, в котором он чувствовал себя счастливым. После этой минуты радости, ребенок передает мяч следующему участнику.
2. «Волшебный мешок». Попросите детей записать свои страхи, переживания и опасения на бумажках. Затем сложите их в мешок, который стоит крепко завязать, после чего выбросить.
Для взрослых
1. Ведите дневник. Записывая свои чувства и эмоции, а затем перечитывая их, вы сможете восстановить эти ощущения и в некотором роде тренировать свою эмоциональную память.
2. Библиотерапия. Перечитывая любимые книги, вы будете заново переживать эмоции героев. Часто литература, прочитанная в детстве, вызывает такие сильные эмоции, которые остаются с вами на долгое время. Например, если вы читали книгу на фоне сильного ветра и шума падающих листьев, то спустя годы с тем же обилием ветра вы снова вспомните ту книгу и те эмоции, которые она у вас вызвала.
Развивайте свою эмоциональную память и оставайтесь открытыми новым впечатлениям!
Школа Супермозг
Подготовка тренеров для образования, педагогов по скорочтению
Быстрое чтение, мнемотехника для развития памяти,
развитие внимания у детей. Эйдетика. Майнд-фитнес. Нейрофитнес.
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
Режим работы: с 11:00 до 18:00 по московскому времени.
ООО ЦПКПП ШС
ОГРН 1207700432609
ИНН/КПП 9724028536/772401001