Для шоссейного велосипеда характерны гладкие покрышки, в то время как у горного велосипеда предусмотрен протектор, который обеспечивает лучшее сцепление с поверхностью, но из-за этого такой велосипед демонстрирует меньшую скорость на асфальте.
Факторы, влияющие на скорость езды на велосипеде
Существует множество причин, по которым средняя скорость не является надежным показателем для сравнения результатов разных велосипедистов. Давайте рассмотрим эти факторы более подробно.
Рельеф
Если вы находитесь в равнинной местности с небольшим количеством холмов и значительными расстояниями между ними, ваша скорость будет выше, чем у человека, катящегося по холмам или горам. Поэтому если кто-то утверждает, что он проехал со средней скоростью 32 км/ч, это не говорит о многом, пока мы не узнаем, где именно он катался.
Климатические условия
Скорость езды на велосипеде подвержена влиянию различных климатических условий. Даже легкий ветер может значительно замедлить вас, а в некоторых регионах сильные ветры могут быть постоянными на протяжении всего года. Температура тоже важна: как высокие, так и низкие температуры могут негативно сказываться на вашей средней скорости.
Оборудование
На асфальтированных дорожках скорость на шоссейных велосипедах будет выше по сравнению с горными. Более дорогие и легкие шоссейники, как правило, быстрее простых и тяжелых моделей. К слову, талантливый гонщик на недорогом велосипеде может обогнать любителя, соревнующегося на гоночном байке. Тем не менее, он все равно будет медленнее, чем сам же на специализированном гоночном велосипеде.
Расстояние
Средняя скорость также зависит от пройденного расстояния. Обычно поездки, продолжающиеся менее часа, имеют несколько более низкую среднюю скорость, так как первая часть пути часто проходит медленнее, пока мышцы разогреваются. Наоборот, поездки от одного до двух часов, как правило, показывают максимальные значения скорости.
При более длительных заездах средняя скорость часто снижается из-за накапливающейся усталости. Кроме того, обычно велосипедисты стараются равномерно распределить свои силы в течение всего маршрута, и 100 км не проезжаются так же, как 40 км.
Возраст велосипедиста
Возраст имеет значение, однако опыт и тренировки гораздо более важны. Регулярно тренирующийся ветеран будет быстрее юноши, только начавшего знакомство с велосипедом. Со временем у спортсмена накапливаются медленно сокращающиеся мышечные волокна, что может привести к снижению силы, в то время как сердечно-сосудистая система часто остаётся на высоком уровне. Старшие гонщики могут быть не так сильны во время спринтов, но они способны поддерживать стабильную скорость на длинных дистанциях.
Скачайте тренировочные программы для марафонов и полумарафонов, чтобы улучшить свою физическую подготовку!
Групповая поездка
Групповая езда на велосипеде, если правильно организована, может значительно повысить среднюю скорость. Этот эффект может достигать 20-30%. Например, гонщики на Тур де Франс демонстрируют среднюю скорость около 40 км/ч на дистанциях примерно 200 км именно благодаря большому числу участников в пелотоне.
Средняя скорость движения в различных локациях
Если сравнивать велосипедистов с аналогичной подготовкой из одной области, скорость будет различаться в зависимости от места: городские улицы, загородная трасса или пересечённая местность.
Средняя скорость велосипеда в городе
В условиях городского трафика крайне сложно поддерживать высокую среднюю скорость, даже если игнорировать светофоры (что не рекомендуется). В городской среде на скорость влияет поток машин, выбранный маршрут и количество светофоров на пути.
Даже если между светофорами вам удаётся поддерживать скорость более 30 км/ч, остановки перед красным светом и последующий набор скорости на зелёном значительно ослабляют среднюю скорость, и это влияние гораздо сильнее, чем можно было бы подумать.
В городе интенсивно кататься получится в ранние утренние часы и поздно вечером, в то время как в остальное время, когда трафик достаточно плотный, не стоит устраивать гонки и интервалы между светофорами, так как необходимо следить за окружающей обстановкой.
Средняя скорость движения в городе у автора статьи составляет 20-24 км/ч, тогда как на загородной равнинной трассе он способен легко поддерживать скорость 30-33 км/ч.
Средняя скорость велосипеда по трассе
На трассе, где нет светофоров, перекрёстков или автомобилей, которые могут помешать движению, средняя скорость всегда выше. Это связано с тем, что на трассе велосипедист не останавливается и не замедляется, чтобы дать проехать автомобилю или осторожно проехать опасный участок.
Однако достижения велосипедиста зависят от множества факторов — от физической подготовки до типа тренировки, от оборудования до погодных условий.
Тем не менее, большинство велосипедистов способны легко двигаться со скоростью 25-27 км/ч.
Средняя скорость велосипеда по пересечённой местности
На пешеходных тропах или лесных дорогах средняя скорость обычно самая низкая. Это объясняется сложностью поверхности, наличием препятствий, а также, как правило, более выраженным рельефом по сравнению с шоссейными трассами. Здесь скорость зависит не только от физической силы гонщика и уровня технической подготовки, но также от того, насколько хорошо он умеет управлять велосипедом в условиях бездорожья.
Кто-то может иметь большую физическую мощность, но при этом испытывать страх при спусках или проходах поворотов без замедления, из-за чего его средняя скорость окажется очень низкой.
Если не учитывать труднопроходимые участки, то на обычной лесной тропинке средняя скорость большинства велосипедистов составляет около 15-20 км/ч.
Цепляясь за поезд
Попытки установить рекорды скорости на велосипеде начали еще в конце 19 века. В июне 1899 года Чарльз Мерфи зафиксировал свой первый рекорд, разогнавшись, зацепившись за последний вагон поезда. Специально для него на конце состава были установлены специальные экраны, защищавшие велосипедиста от ветра. В итоге он смог добиться скорости 100,2 километра в час, что на тот момент было невероятным достижением.
Этот рекорд держался до 1937 года, пока его не побил Альбер Марке, который уже зацепился не за состав поезда, а за гоночный автомобиль. Американец в Лос-Анджелесе использовал каркас, обтянутый текстильным материалом, вместо деревянных стенок. Благодаря этому ему удалось разогнаться до 139,9 километров в час.
Всего четыре года спустя, в Калифорнии, другой рекорд был установлен Альфом Летурне, который достиг скорости 175 километров в час, следуя за автомобилем. И этот рекорд оставался непобитым более пятидесяти лет.
Тем не менее, наступил момент, когда рекорды были переписаны. В 1995 году на соляных озерах Фред Ромпельберг, находясь за гоночным автомобилем, который участвовал в драг-рейсинге, разогнал свой велосипед до головокружительных 268 километров в час, благодаря воздушному мешку за автомобилем и высокому передаточному соотношению.
Француз Франсуа Жисси улучшил этот рекорд, сам того не замечая, обогнав не только своего американского соперника, но и гоночный автомобиль Феррари. При этом Жисси не пользовался ничем, кроме своего велосипеда, и никаких специальных средств для уменьшения сопротивления воздуха.
Под горку
Не все рекорды были установлены с помощью вспомогательных средств, как поезда или автомобили. Многие гонщики устанавливали рекорды на обычных велосипедах, хотя не совсем простых, но без вспомогательных механизмов, кроме своих собственных мышц.
Так, австрийский велогонщик Маркус Штокл в 2007 году разогнался до скорости 210,4 километров в час. Это удалось ему только на специальном участке — ровном длинном горном склоне, покрытом снегом. Между тем, он использовал почти обычный горный велосипед, если не считать используемых при его создании высокотехнологичных материалов. Этот рекорд на данный момент остается непобитым.
Абсолютный рекорд при спуске на велосипеде принадлежит французу Эрику Бароне, который в 2000 году разогнался до впечатляющих 222 километров в час. Важно отметить, что использование в его случае серийного велосипеда отличает его от Штокля, который располагал уникальной моделью.
Рекорд, граничащий со смертью
Француз Жозе Мейффре стал новым рекордсменом на целых 20 лет, установив скорость в 204,7 км/ч 19 июля 1962 года. Многие современные эксперты согласны с тем, что его попытка граничила с самоубийством, так как малейшая ошибка могла привести к летальному исходу без шанса на спасение.
Для заезда Мейффре выбрал автобан near городка Фридбург в Германии. Все подготавливали тщательно, от очищения асфальта до привлечения людей с измерительными приборами и представителей прессы.
Его велосипед отличался необычной конструкцией: имел большую звезду на 130 зубьев, что повышало его аэродинамические характеристики, а также деревянные обода колес, которые снижали вероятность перегрева. Вес дозволенного транспорта составил 20 кг.
В качестве партнёра для заезда он использовал автомобиль Mercedes-Benz 300 SL, который был спроектирован так, чтобы защищать гонщика от воздушного потока. Ошибки были неприемлемы: любое отклонение с траектории могло привести к превратностям судьбы.
В итоге Мейффре смог добиться своей цели, разогнавшись до 204,7 км/ч. Почти 18 секунд он находился на пределе, пока не пересёк финишную черту.
Мейффре был уверен в успешном исходе, но перед стартом оставил записку с просьбой о похоронах на месте крушения в случае неудачи.
Лишь бы выдержали шины
Интересный случай произошёл с Жаном-Клодом Рудом. Он пытался установить рекорд скорости в паре с автомобилем Porsche 935, который был оборудован специально разработанным шасси 935-003 и первоклассными обтекателями, а также оптимизированной выхлопной системой.
Тестирование проходило на испытательном полигоне Volkswagen в Вольфсбурге. Маршрут представлял собой скоростной овал и девятикилометровую прямую.
За рулем автомобиля находился гонщик Анри Пескароло. Разгон был отличным, но на скорости 160 км/ч физика не оставила шанс — задняя шина, не выдержав нагрузки, лопнула. Однако велосипедист не только смог остаться на маршруте, но и доехать до сервисных боксов без посторонней помощи.
К сожалению, второй заезд не состоялся: Жан-Клод погиб под колесами поезда. Существуют слухи, что он проводил эксперименты, которые включали опасный выход из воздушного мешка, который мог произойти при второй попытке, когда велосипедист столкнулся с мощным воздушным потоком.
Абсолютный рекорд
Существует ещё более интересный класс рекордов, который также устанавливается на ровной поверхности с использованием исключительно мускульной силы. Однако в этих случаях нет совершенно никакого воздейстия воздуха, а дорожное покрытие идеально гладкое и ровное. Как такое возможно?
Эти рекорды фиксируются на роллерных велотренажёрах, и это абсолютный показатель человеческой силы и выносливости, исключающий все внешние факторы. Велосипедисту не нужно преодолевать свою собственную массу и массу велосипеда, он просто вращает колеса. Рекорд принадлежит британскому велосипедисту Брюсу Берсфорду и составляет 334,6 км/ч, установлен в 1996 году.
Берсфорд был любителем, который однажды решил установить мировой рекорд. Он строил свой велосипед под названием Ultimate в течение четырёх лет в сотрудничестве с известной гоночной компанией Lola. В результате получилась лёгкая структура весом всего 5 кг, состоящая лишь из рамы, привода и колес. Шины были заполнены гелием, а для минимизации трения использовались высококачественные керамические материалы. Соотношение размерности шестерен было удивительным: ведущая шестерня имела диаметр 60 см, в то время как ведомая — около 1 см.
Сам заезд проходил на одном из закрытых путей автодрома Бруклендс. Чтобы велосипедист не утомлялся слишком быстро (достижение такой скорости требует времени), до 160 км/ч разгонял его не он, а механическое устройство — такая техника используется в ряде скоростных заездов и в реальных условиях, а затем управление взял на себя Брюс и продолжил разгон самостоятельно.
Несомненно, в реальных условиях достичь такой скорости невозможно, поэтому для рекордов на роллерных тренажерах существует отдельная категория. Тем не менее с точки зрения техники это довольно интересное направление. Рекорд британца не был побит до сих пор, и на это достижение нет никаких претендентов. К сожалению, сам Берсфорд не успел это узнать — в 2000 году он трагически погиб во время тренировки, врезавшись на дорожном велосипеде в проезжий грузовик.
Серийная тема
Все вышеупомянутые велосипеды являются специализированными конструкциями, практически непригодными для передвижения по обычным дорогам. Например, стримлайнер VeloX3 и велосипед Ромпельберга — это уникальные машины для однократного заезда, а Ultimate Берсфорда и вообще не предназначен для применения на дороге, так как это статичный велосипед. Но могут ли устанавливаться рекорды на обычных серийных байках?
Да, конечно, рекорды могут устанавливаться и на серийных велосипедах. Но важно учитывать, что они не могут соперничать с подготовленными стримлайнерами. Поэтому их рекорды относятся не к ровным поверхностям, а к скоростным спускам, где стримлайнеры физически не могут добраться. Рекорды по спуску устанавливаются на очень ровных склонах — обычно это склоны вулканов с лавовыми потоками или снежные горы с крепким настом. Здесь двумя главными соперниками можно считать австрийца Маркуса Штокля и француза Эрика Барона. У Барона уже два рекорда (на вулканической поверхности и на снегу), которые установлены на специально построенном велосипеде, в то время как Штоклю принадлежат аналогичные рекорды, установленные на серийной модели горного велосипеда. Абсолютный рекорд принадлежит Барону (222 км/ч на снегу), в то время как Штокль отстаёт на 12 км/ч. Скорости на лавовых склонах обычно ниже примерно на 50 км/ч. Самым быстрым серийным велосипедом для даунхилла стал Intense M6 FRO, но стоит отметить, что успех гонщика здесь зависит в большей степени от навыков, а не от модели. В настоящее время Штокль готовится к новому рекорду на байке-прототипе, а 55-летний Барон не собирается сдаваться.
В целом, велорекорды устанавливаются довольно часто, и наблюдать за ними весьма интересно. Это связано с относительно низкими затратами на рекордные велосипеды (если сравнивать с автомобилями или яхтами). Студенческая команда из голландского университета смогла спроектировать рекордный велосипед, и эта задача по плечу любому, кто готов вложить своё время, желание и энтузиазм.
Рекорд по прямой
Недопустимо сравнивать скорость велосипеда, спускающегося с горы, и скоростью велоснаряда, который движется по ровной поверхности. По этой причине в этих дисциплинах существуют разные достижения и различные рекордсмены.
Первым, кто решил заняться разгонами на велосипеде, был Чарльз М. Мерфи в далёком 1899 году.
- Он проделал заезд между двумя рельсами, перед ним двигался один вагон с наблюдателями. Однако этот вагон не только перевозил зрителей; он также защищал гонщика от встречного потока воздуха.
Благодаря этому трюку Мерфи удалось достичь скорости 100,2 километра в час — максимума, который когда-либо удавалось развить на велосипеде на тот момент.
- В 1937 году Альбер Марке также решил попытать удачу.
Он следовал на велосипеде за автомобилем, к которому был прикреплён купол для защиты от ветра, подобно тому, как это делал Мерфи.
В результате Марке удалось достичь скорости 139 километров в час.
- Третьим рекордсменом стал Альф Летурне, который всего лишь через пять лет установил свое достижение в 1942 году.
Летурне следовал за гоночным автомобилем, при этом использовал увеличенную каретку, что позволяло ему почти коснуться земли.
Таким образом, Летурне смог разогнаться до 175 километров в час.
Современный абсолютный рекордсмен
Рекорд скорости, который до сих пор остаётся непревзойдённым, был установлен Фредом Ромпельбергом в 1995 году, когда ему было 50 лет.
Ромпельберг, как и его предшественники, ехал за гоночным автомобилем, у которого был установлен противоветровый купол.
В итоге ему удалось развить скорость 268 километров в час — и эта цифра поражает не только велосипедеиспытателей, но и автомобилистов. Это достижение пока никто не смог побить.
Прочие современные рекорды
Некоторые велосипедисты считали, что максимальная скорость на велосипеде достигнута с помощью громоздкого купола. Поэтому выделяются и такие рекорды, в установлении которых не использовались массивные вспомогательные средства.
- Так, рекорд скорости с более миниатюрным обтекателем был установлен Себастьяном Боуйером в 2013 году.
Он разогнался до 133,78 километра в час на дистанции 200 метров. Интересно, что во время разгона велосипедист лежал на спине, крутил педали, которые были установлены спереди. Сам велоснаряд был помещён в лёгкий обтекатель, изготовленный из углеродного волокна.
Это уникальное устройство, практически не похожее на обычный велосипед, было спроектировано совместными усилиями студентов Делфтского технического университета и Свободного университета Амстердама.
- Также упоминалось о рекорде, установленном на велодроме, который поставил Франческо Мозер в 1984 году.
Рекорд на горе
Француз Эрик Барон смог установить максимальную скорость на спуске в 2000 году.
Он разгонялся на горном велосипеде по трассе, идеально подготовленной для горнолыжного спуска.
Максимальная скорость, достигнутая Бароном, составила 222 километра в час. Хотя это и меньше, чем абсолютный рекорд, стоит отметить, что в его случае отсутствовал купол для защиты от ветра.
Для достижения такой скорости он использовал специально сконструированный маунтинбайк и специальную экипировку.
Снаряжение
Улучшенный маунтинбайк Барона имел повышенные аэродинамические характеристики, а также два амортизатора — один на передней вилке и другой на заднем колесе.
В качестве снаряжения сам гонщик использовал специальный костюм, обладающий высокой жёсткостью и отличными аэродинамическими показателями.
Новая попытка
В 2002 году Барон вновь попытался установить рекорд скорости, спускаясь по склону, покрытому гравием.
После достижения скорости 210,4 километра в час рама его велосипеда разорвалась на две части от нагрузки.
Тем не менее, рекордсмен, несмотря на серьёзные травмы, выжил. Согласно имеющимся данным, у него был сложный перелом бедра, вывих шейного отдела позвоночника и плеча, а тело было покрыто множеством синяков, ссадин и порезов.
Считается, что именно шлем и защитная экипировка спасли его жизнь; без них в случае падения на скорости 210 км/ч он мог бы не выжить.
Как мы видим, установка новых рекордов — занятие небезопасное. Каждый из рекордсменов во время изнурительных разгонов рисковал своим здоровьем.
За каждым из гонщиков наблюдали врачи и спасатели, без которых процесс был бы неоправданно опасным.
Помните, что никакие рекорды не стоят вашего здоровья. Соблюдайте существующие схемы скорости для всех участников движения.