Характеристики покрышек. Сликами принято называть шины для шоссейных велосипедов, которые имеют совершенно гладкую поверхность. Однако представленные модели можно считать уникальным гибридом: они сочетают элементы шоссейных сликов и классической резины для горных велосипедов (МТВ). Центральная часть этих покрышек характеризуется невысоким протектором, в то время как по бокам располагаются агрессивные шипы, обеспечивающие лучшее сцепление на поворотах и неровных поверхностях.
Как правильно выбрать велосипедные покрышки?
Корректный выбор покрышек для велосипеда представляет собой важную задачу, так как он напрямую влияет на безопасность и возможность полноценной эксплуатации данного транспортного средства. Оболочка колес влияет на качественное сцепление с дорогой, проходимость и устойчивость, а также на эффективность использования усилий велосипедиста, что является ключевым для разгона и поддержания нужной скорости.
При выборе велосипедных шин важно учесть несколько критериев, которые помогут подобрать подходящий вариант по типу и функциональности. Основные параметры для подбора включают:
- тип шины — от него зависит как простота, так и надежность установки на колесо;
- тип протектора — это определяет качество сцепления, управляемость и способность велосипеда преодолевать немаркированные и сложные поверхности;
- размер покрышки — критически важный аспект, так как именно он ограничивает возможность установки шины определенного типа на колесо;
- материал, технология производства и производитель шины — эти характеристики значительно влияют на долговечность и качество.»
Давайте разберем эти критерии более подробно, чтобы вы могли лучше понять предмет выбора и на его основе сделать обоснованный выбор.
Конструкция и материалы велосипедной шины
Велосипедная шина или покрышка состоит из нескольких слоев, связанных между собой, формируя прочную и эластичную структуру. Основой служит каркас, выполненный из нескольких слоев каучука или композитных материалов, поддерживаемый кордовой нитью для повышения прочности. На этот каркас с помощью процесса вулканизации накладывается протектор, который соприкасается с дорожным покрытием. У покрышек также существует защитный бортик, который удерживает шину на ободе колеса. Хотя конструкции велосипедных покрышек могут отличаться, общий принцип их изготовления остается неизменным.
При производстве велосипедных шин используют натуральный или синтетический каучук, композиты и полимеры. Составы, основанные на каучуке, представляют собой оптимальный баланс между прочностью и эластичностью. Для повышения прочности шины могут быть дополнительно усилены синтетическими (кевларовыми) или металлическими нитями. Для любительских велосипедов считается достаточным значение плоскости от 24 до 26 стежков на дюйм (TPI). В случае шоссейных моделей требуется большая плотность — до 130 TPI. Профессиональные гоночные велосипеды могут использовать шины с показателями от 250 до 320 TPI.
Ширина покрышки
Узкие покрышки менее подвержены деформации под нагрузкой, обладают меньшим весом, что в свою очередь позволяет передавать большую мощность на дорожное покрытие. Широкие покрышки, напротив, лучше амортизируют, сглаживая неровности дороги и увеличивая сцепление с трассой. Выбор ширины покрышек зависит от типа вашего велосипеда и условий их эксплуатации. Широкие покрышки обеспечивают лучшую амортизацию и сцепление, но в то же время увеличивают общий вес. Погодные условия и состояние дорожного покрытия также могут влиять на выбор: например, для поездок по грязи будет предпочтительно установить покрышки с меньшей шириной, чем для сухой погоды, поскольку узкие шины лучше проникают сквозь грязь и менее склонны к «плаванию». Также возможны исключительные варианты, такие как использование широких покрышек на прогулочных круизерах — это обусловлено модой, а не практической необходимостью.
Ориентировочная информация по ширине покрышек и их назначению представлена ниже:
Трек/Шоссе: 18-28c
Городские/туризм: 30-48с
Прогулочный: 1,6-2,1″
Марафоны, Кросс-кантри: 2,0-2,25″
Катание в горах: 2,2-2,4″
Горные велосипеды Plus: 2,8-3,2″
Эндуро: 2,3-2,5″
Даунхилл: 2,3-2,7″
Фэтбайки: 3,2-4,5″
BMX/Dirt/Street: 2,2-2,4″
BMX-Race: 1,6-1,8″
Компаунд
Протектор, как правило, состоит из однородного резинового состава, который может быть средней или жесткой твердостью. В специализированных покрышках могут использоваться мягкие или супермягкие составы, например, для даунхильных моделей шины. В более дорогостоящих вариантах применяются двойные или тройные компаунды, где центральная часть выполнена из жесткого материала, а боковые шипы — из более мягкой резины. Это позволяет достичь минимального сопротивления при движении по прямой и отличного сцепления при маневрировании на поворотах. В зависимости от назначения покрышек, тройной компаунд может воспринимать различные варианты жесткости резины.
Например, покрышки для МТБ от Schwalbe используют 4 различных компаунда: Addix Speed, Addix SpeedGrip, Addix Soft и Addix UltraSoft. К сожалению, в графическом виде отсутствуют конструкционные данные по новым компаундам, поэтому приводим пример компаундов предыдущих моделей Schwalbe:
Разновидности тройных компаундов Schwalbe TripleNano.
ШИРИНА ПОКРЫШКИ
Ширина покрышки указывается в дюймах и отмечается на боковине сразу после диаметра, например, 26*1.9 или 559*2.1. Чтобы определить подходящую ширину покрышки, стоит представить себя на ровном повороте по сыпучему грунту. При этом заднее колесо, так как оно менее нагружено при повороте, может заносить первым, и чтобы предотвратить падение, достаточно выставить ногу. Однако если потеряет сцепление переднее колесо, вероятность падения резко возрастает. Это сигнализирует о том, что переднему колесу не хватает сцепления, и необходимо увеличить его ширину, что повысит площадь соприкосновения шины с дорогой.
Следует также отметить, что чем шире шина, тем хуже будет накат, а если она установлена на заднем колесе (которое чаще всего нагружено более всего), это может негативно сказаться на динамике велосипеда в целом.
Если вам предстоит ездить по песку или грязи, стоит обдумать установку более широкой резины как на переднее, так и на заднее колесо для достижения необходимого сцепления и проходимости, несколько пожертвовав при этом скоростью и накатом.
Размеры покрышек и их маркировка
При выборе шины особое внимание стоит уделять маркировке. Единый международный стандарт установлен Европейской технической организацией по шинам и ободьям (ETRO). Он обозначается аббревиатурой ISO и состоит из двух чисел: первое указывает ширину покрышки, второе — посадочный диаметр обода. Как правило, эти обозначения производители наносят на боковину шины. Однако нередко можно увидеть, что стандартная маркировка отсутствует. Размер может быть указан в дюймах и их долях, и не всегда соответствует фактическим размерам изделия. В таких случаях лучше всего показать продавцу сам продукт или, в крайнем случае, записать его цифробуквенное значение.
Считаются стандартными 4 вида ободьев: 406 мм, 507 мм, 559 мм и 622 мм, хотя в действительности их намного больше.
Однако покрышки могут быть шести типов. Разночтения возникают из-за различий в измерении. Шины измеряются по внешнему диаметру, и они могут иметь размеры 20 дюймов (применяются в основном для детских или BMX велосипедов), 24, 26, 27.5, 28 и 29 дюймов. Это аналог показателей профильности при маркировке автомобильных покрышек. Их целевое назначение предполагает сочетание различных размеров с одинаковым посадочным местом. Так, для шоссейных велосипедов характерны низкопрофильные шины. Передвижение по пересеченной местности будет более безопасным и эффективным на больших шинах с низким давлением. Традиционные обозначения 27.5, 28 и 29 дюймов предназначены для ободов с размером 622 мм в стандарте ISO.
Вторым важным значением является ширина покрышки. Некоторые спортивные модели для классических дисциплин могут иметь ширину меньше 2 см, в то время как горные, туристические велосипеды могут оснащаться шинами шириной более 5 см. Самые широкие покрышки обычно устанавливаются на фэт-байках. Часто ширина также указывается в дюймах, подобно диаметру (например, 26×2.1, где первая цифра — это диаметр, а вторая — ширина). При совершении покупки стоит обратить внимание на артикул, находящийся на боковине. По нему можно получить более полную информацию на сайте производителя или в документах, прикрепленных к товару у продавца. Например, не всегда на изделии указаны характеристики, такие как мягкость резины и состав, которые могут быть важны для решения конкретных задач, или для выбора резины, подходящей для новичков, которые хотят освоить навыки езды на велосипеде. Им нужны более мягкие и эластичные покрышки. Выбор бренда не имеет столь большого значения.
Третьим параметром является максимальное давление, для которого рассчитана покрышка.
Также следует обратить внимание на то, что почти все модели велосипедных покрышек имеют маркировку направления вращения колеса. Устанавливать их необходимо в соответствии со стрелкой, которая обычно наносится на боковину шины.
Перед покупкой покрышек стоит четко определить свои цели. Это связано как с уровнем подготовки, так и с местом предполагаемых поездок, а также с моделью вашего велосипеда.
Протектор с большими, широко расставленными шипами
Характеристики покрышек. Расположение высоких шипов, распределенных точечно, обеспечивает отличное сцепление со сложными поверхностями: грязью, песком, гравием. Широкие каналы между шипами не допускают накопления грязи, что обеспечивает постоянное сцепление с дорогой. Однако на качественном асфальте внедорожные качества такой резины могут стать недостатком: большое сопротивление качению на гладкой поверхности снижает накат и передает сильные вибрации на руль.
Кому подойдут такие покрышки? Они идеальны для экстремалов и тех, кто предпочитает крутые подъемы и спуски, а также для райдеров, для которых такие условия, как грязь, песок и влажная трава, являются более привычными, чем качественный асфальт.
Как устроен протектор?
Ходовые качества резины определяются не столько высотой шипов, сколько их конфигурацией, то есть рисунком протектора. Шипы в каждой зоне колеса выполняют свои собственные функции. Зная эти уникальные особенности, вы сможете более точно оценить ездовые качества покрышки, опираясь лишь на ее внешний вид.
Центральные шипы отвечают за проходимость. Чем больше они по размеру, тем лучше резина справляется с труднопроходимыми участками, однако это может негативно сказаться на характеристиках на ровном асфальте: возникает сложность с разгоном, ухудшается накат, и такая шина не подходит для скоростной езды.
Боковые шипы отвечают за общую управляемость и контроль при поворотах.
Переходной протектор представлен шипами, размещенными между центральным и боковым рядами. Он обеспечивает плавный переход от центральных выступов к боковым, что улучшает сцепление при маневрах и делает покрышку более стабильной и проходимой.
В последнее время стало популярным использование покрышек с прорезями на шипах. Эти разрезы предназначены для улучшения сцепления с твёрдыми и скользкими поверхностями. Такое решение чаще всего применяется на экстремальных шинах.