Каждый город имеет индивидуальные правила перевозки в метрополитенах, и в результате городские власти имеют возможность создавать свои уникальные условия для проезда в метро, которые могут отличаться от аналогичных мероприятий в других населённых пунктах.
Перевозка велосипеда в автобусе: регламентация и порядок
Велосипедист, находясь на дороге, получает значительное преимущество перед пассажирами общественного транспорта. Ему не нужно терпеть душный салон автобуса или трамвая в часы пик, а также он получает возможность не преодолевать расстояние пешком до места назначения. Кроме того, всё больше городов выделяют специальные велодорожки, что уменьшает вероятность необходимости маневрировать среди автомобилей, стоящих в пробках. Велосипедные поездки не только прекрасно нагружают сердечно-сосудистую систему и благоприятно сказываются на лёгких, но и формируют красивые ягодичные мышцы и стройные бедра. Однако все эти преимущества могут смениться на неудобства, например, поломка, нехватка времени или неожиданная сильная дождь изменяют ситуацию. На первый взгляд, такие проблемы можно просто решить, воспользовавшись общественным транспортом. Но именно здесь возникают препоны, о которых многие велосипедисты даже не подозревают. Эти проблемы часто начинаются с самой попытки войти в автобус или метро, так как редко встретишь велосипедистов, хорошо осведомлённых о правилах перевозки велосипедов в общественном транспорте, о необходимости упаковывать свой транспорт в специальную упаковку, или о требованиях сворачивать или разбирать его перед проездом.
Мы постараемся объяснить, как организовать перевозку велосипеда в автобусе, вне зависимости от того, идет ли речь о городском, пригородном или междугороднем автобусе, а также какие требования к владельцам велосипедов устанавливаются российским законодательством.
В какой общественный транспорт разрешено проносить велосипеды
В правилах поведения в общественном транспорте, будь то наземный транспорт или метрополитен, нет специального упоминания о правилах для владельцев велосипедов. Фактически, велосипед рассматривается как ручная кладь. Таким образом, отсутствие прямого запрета и однозначного разрешения на провоз велосипеда оставляет место для интерпретации со стороны кондукторов или контролёров, что может привести как к разрешению, так и к запрету на проезд.
Согласно регламентирующим документам, существуют два основных повода для отказа в перевозке:
- Размеры. Велосипед считается одной единицей ручной клади, и общая сумма его длины, высоты и ширины не должна превышать 180 сантиметров;
- Чистота велосипеда. По одной из норм нельзя провозить вещи, которые способны помешать движению или загрязнить других пассажиров, вагоны, конструкции или оборудование общественного транспорта.
Таким образом, когда велосипедист заходит с велосипедом в автобус, троллейбус или метро, у него есть равные шансы на успех или неудачу.
Городской транспорт
В ситуациях, когда велосипедисты не могут продолжить поездку на своём двухколёсном друге прямо от дома (например, если они планируют тренировки на удалённом стадионе или в пригороде), возникает необходимость в перевозке велосипеда. И один из наиболее простых способов решения этой задачи — использовать личный автомобиль. Некоторые модели автомобилей, в том числе и от компании Opel, оснащены специальными креплениями для велосипедов. Размещение на крыше автомобиля — это один из самых старых, но при этом наиболее надёжных методов транспортировки; крепления снабжены замками, что минимизирует риск кражи.
Некоторые производители автомобилей предлагают возможность крепления велосипеда на задней двери. Однако такие приспособления стоят от 4000 рублей. Что касается перевозки велосипеда в багажнике или салоне автомобиля, то это значительно снижает вероятность кражи, но в таком случае велосипед нужно будет разбирать, так как в противном случае он просто не поместится. К тому же, не все люди имеют возможность возить велосипед в своём автомобиле.
Перевозка велосипеда в автобусе — это возможный вариант. Тем не менее, стоит учитывать, что нормативные документы многих перевозчиков зачастую не упоминают перевозку именно велосипедов. Обычно речь идёт о габаритах ручной клади и багажа. Попытка войти в автобус во время час пик вряд ли окажется удачной. Если же проезд всё же будет разрешён, то необходимо помнить о том, что за перевозку велосипеда придётся заплатить.
Стоимость проезда с велосипедом обычно эквивалентна тарифу для одного взрослого человека.
Следует помнить о существующих ограничениях: суммарные размеры велосипеда (длина, высота и ширина) не должны превышать 1,8 метра. В случае, если велосипед не будет упакован должным образом или не соответствует требованиям по габаритам, велосипедист рискует получить штраф при встрече с контролёрами. По аналогичным правилам можно проезжать на велосипеде и в трамвае или троллейбусе. Однако стоит избегать поездок на маршрутном такси. Там действует не столько формальный порядок, сколько соображения удобства водителей и других пассажиров; плюс, путешествовать с велосипедом может быть не так удобно.
Если рассмотреть возможность поездки в метро, то нужно помнить, что только складные или детские велосипеды допускаются к проносу. Полноценные шоссейные велосипеды в метро не пропускаются. Разобранный и упакованный в соответствии с требованиями метрополитена велосипед подразумевает следующие действия:
- снятие переднего колеса;
- поворот руля на прямой угол;
- акксессуары или остальные детали, которые не являются обязательными, следует поместить в специальную сумку или чехол.
Для проезда в метро предельные суммарные размеры по всем трём осям составляют 1,5 м.
Если эти габариты будут превышены, пройти бесплатно не удастся — необходимо будет приобрести дополнительно билет. В вагоне стоит размещать велосипед ближе к дверям, однако так, чтобы это не мешало их открыванию и закрыванию или проходу пассажиров. В самих вагонах и на станциях метро или монорельса передвигаться на велосипеде запрещено.
Перевозка на междугородном транспорте
Множество людей сталкиваются с необходимостью преодолевать большие расстояния вместе с велосипедом. Поэтому важно знать правила перевозки в междугородних автобусах. Обычно транспортные компании объясняют правила проезда в кассах при покупке билета или на своих сайтах; предусмотрительные пассажиры могут также заранее позвонить, чтобы уточнить необходимые детали.
Как правило, велосипед приравнивается к багажу и, соответственно, помещается в багажное отделение.
Однако при посадке на станции (если, конечно, автобус делает остановки по пути), места в багажном отсеке может не хватить.
Согласно постановлению правительства РФ объем перевозимого багажа в междугородном сообщении строго регламентирован.
Максимально допустимые размеры велосипеда по всем трём осям составляют 1,8 метра.
Сдача всего багажа осуществляется с получением квитанции, образец которой установлен официально. В ней обязательно указывается объявленная стоимость и тариф за перевозку багажа с указанной оцененной стоимостью.
Важно учитывать, что перевозчики устанавливают дополнительные правила.
Например, компания Ecolines разрешает взять 3 единицы багажа до 30 кг каждое; при этом перевозчик несёт ответственность за доставку груза, но не за его сохранность или целостность. Поломка колес, появление царапин и вмятин не считается значительным ущербом и не является основанием для претензий. Дополнительный багаж (сверх обычного веса) может вообще не быть принят, даже за плату.
Но путешествовать с велосипедом можно не только на автобусе, но и на поезде. При этом разобранные велосипеды в упаковке считаются одним местом багажа весом до 10 кг. Пассажиры обязаны следить за тем, чтобы перевозка не создавала неудобств для других людей. Допускается перевозка велосипедов в багажных купе. Одновременно один пассажир может сдать до 3 мест багажа общей массой до 200 кг, при этом 1 единица багажа может весить максимум 75 кг.
Иногда возникает и экстренная необходимость полететь вместе с велосипедным транспортом. Все авиакомпании рассматривают велосипеды как негабаритный багаж. Перевозить их бесплатно можно лишь в том случае, если соблюдены весовые ограничения, установленные авиаперевозчиком. Велосипед требуется упаковать отдельно от остального багажа. Бирка фиксируется на месте, где регистрируются нестандартные грузы. Приблизительные тарифы крупнейших авиакомпаний:
- Аэрофлот – 50 евро;
- Qatar Airways и Emirates – до 30 кг без доплаты;
- Air France – 75 евро;
- KLM – 55 евро;
- Lufthansa – бесплатно в пределах лимита в зависимости от класса обслуживания;
- Ryanair – 80 евро при перелёте туда и обратно.
Отдельное внимание стоит уделить теме видеть велосипедов на водном транспорте.
На речных и морских судах проблем с провозом велосипедов не возникает.
Практически все паромы и круизные лайнеры имеют специальные места для этого. Если речь идёт о небольших судах, где пространства ограничено, лучше напрямую решить вопрос с командой. В любом случае рекомендуется использовать чехол и крепить велосипед так, чтобы он не упал при качке или шторме.
Правила перевозки в междугороднем транспорте
В междугородних автобусах действуют несколько иные правила, учитывающие особенности поездки, ограниченное пространство в салоне (что касается автобусов) и другие нюансы.
Железнодорожный транспорт
При путешествии на большие расстояния часто используется железнодорожный транспорт, условия которого прекрасно адаптированы для размещения пассажиров и багажа. Тем не менее, велосипедист может столкнуться с трудностями при транспортировке своего велосипеда.
При длинных поездках велосипеды чаще всего разбирают и перевозят как ручную кладь.
Для этого необходимо обеспечить надлежащую упаковку велосипеда. Обычно снимают переднее колесо, поворачивают руль и укладывают лифт в упакованном виде на верхнюю полку для багажа. Чтобы дополнительно сэкономить пространство, можно переставить педали или снять их.
Пока плата за перевозку велосипеда в дальнем следовании аналогична стоимости остальных личных вещей.
В пригородном транспорте разрешается перевозить велосипед в неразобранном состоянии, если он размещается в тамбуре или салоне и не мешает другим пассажирам. Каждый пассажир имеет право на одного собственного велосипеда, при необходимости можно доплатить, если можно взять несколько таких транспортных средств.
Для поездки с личным транспортом на электричке рекомендуется избегать времени пиковых нагрузок, когда в вагонах достаточно свободно, и место позволяет не мешать другим людям.
Автобусы
При проезде на междугородних автобусах учитываются определённые нюансы. Рассмотрим возможные способы перевозки, которые перечислены в таблице.
Далее мы рассмотрим каждый из способов, а также возможные трудности, связанные с ними.
В багажном отсеке
Велосипед считается сверхнормативным багажом и при этом предъявляются следующие требования:
- техника помещается в багажный отсек;
- один пассажир вправе перевезти только один такой громоздкий предмет;
- сладкие велосипеды разрешено к перевозке;
- техника упаковка в специальную велосипедную сумку;
- габариты лимитированы 2,4 м, при весе — не более 30 кг.
Запрещается транспортировать тандеме, технику с электрическим приводом и трёхколёсные велосипеды.
Забронировать место для сверхнормативного багажа нужно при покупке билета за два дня до отправления или раньше.
На кронштейне
Если автобус оборудован специальными кронштейнами для перевозки велосипедов, можно воспользоваться этим способом. Предъявляемые требования:
- в автобусе допускается не более пяти велосипедов;
- индивидуальные велосипеды не складывают;
- максимальный вес ограничен 20 кг.
В таком жёстком оборудовании не получится перевезти электрический, двух- или трёхместный велосипед.
Потенциальные сложности
При желании провести велосипед пассажир может столкнуться с нехваткой свободного пространства в багажном отсеке, особенно если речь идёт о автобусах китайского производства. Поэтому рекомендуется приобретать билеты заранее, минимум за пару дней до выезда.
Важно убедиться, что конструкция велосипеда позволяет установить его на кронштейн, а размеры соответствуют стандартам для сдачи в багаж.
Сколько это стоит
Стоимость перевозки велосипеда автобусами из Москвы составляет около 9 евро. Точные расценки зависят от тарифов конкретной транспортной компании. При покупке билета стоимость провоза подтверждается дополнительной квитанцией.
Другие виды перевозок
Перевозка по межгороду имеет свои особенности при различных видах транспорта.
Воздушный транспорт
Поездка с велосипедом на самолёте отличается определённой сложностью. В соответствии с правилами авиационных перевозок велосипед считается негабаритным грузом. Бесплатно можно провозить такие средства, если они укладываются в установленные ограничения по весу и размерам, установленные перевозчиком.
Следующие цены предлагаются авиакомпаниями:
- Аэрофлот — 50 евро;
- Qatar Airways и Emirates — без доплаты, если вес не превышает 30 кг;
- Air France — 75 евро;
- KLM — 55 евро;
- Lufthansa — бесплатно в пределах лимита в зависимости от класса обслуживания;
- Ryanair — 80 евро при перелётах туда и обратно.
Велосипед требуется упаковать отдельно от другого багажа. Бирка фиксируется в отдельном месте для нестандартного груза.
Водный транспорт
С перевозкой на водном транспорте обычно проблем не возникает. Условия на больших лайнерах позволяют без труда загрузить велосипеды.
Однако на небольших судах следует заранее согласовать с командой, как провести ваш велосипед. Рекомендуется использовать чехол и закреплять его, чтобы избежать падения за борт в условиях волнения или шторма.
Стоимость перевезти велосипед определяется тарифами компании и обычно составляет около 18 рублей за килограмм нестандартного багажа.
В такси
Правила перевозки на такси аналогичны общим правилам транспортировки легковыми автомобилями. Если такси оснащено специальными крепежными для велосипедов, разбирать байк не потребуется. В противном случае велосипед может потребовать разборки, чтобы поместился в багажник.
При заказе такси диспетчеру следует сообщить, что вам необходимо перевезти нестандартный груз.
Обзор лучших сумок, чехлов и кейсов для транспортировки велосипеда и рекомендации по их выбору
Как правильно выбрать сумку, чехол или кейс для безопасной транспортировки велосипеда и какие из них наиболее подходят? Эта информация будет полезна тем, кто планирует взять велосипед в поездку.
- 5465
- 0
Кейс для транспортировки велосипеда RoundTrip Transition от Thule
Если вы часто отправляетесь в поездки со своим велосипедом и хотите, чтобы с ним ничего не произошло во время перелётов или перевозок, кейс RoundTrip Transition от Thule станет отличным решением. Рассмотрим его достоинства и недостатки.
- 5604
- 2
Провоз в электричке
В правилах РЖД велосипеды классифицируются как средства индивидуальной мобильности. Их позволительно провозить как в собранном, так и в разобранном состоянии; как в чехлах, так и без них.
Согласно общим правилам РЖД, пассажир обязан оплатить провоз велосипеда как багажа с весом до 10 кг.
Если вы планируете поездку на поезде «Ласточка», обратите внимание на выбранный тариф. При покупке билета с указанным местом вы также оплачиваете провоз багажа. Велосипед можно перевозить бесплатно, если он находится в чехле. В случае покупки билета без указания места, например, на электричке, за провоз велосипеда потребуется дополнительно заплатить. Велосипед в этом случае разрешено брать без чехла.
Рекомендуется также перевозить велосипеды на специально предусмотренных для этого площадках, однако такие имеются только в относительно новых поездах. В вагонах, выпущенных в 80-х годах, таких площадок нет. Однако вы можете разместить велосипед в тамбуре.
Следует учитывать условия, установленные пригородной пассажирской компанией, на которой вы собираетесь ехать. Они могут иметь власные правила по провозу велосипедов или установить собственные тарифы. Например, у Северо-западной пассажирской компании, которая обслуживает направления Ленинградской, Псковской, Новгородской и Мурманской областей, стоимость проезда составит от 26 до 45 рублей, независимо от расстояния поездки.
Штраф за безбилетный проезд
В поездах длительного следования
В плацкартных вагонах разрешено размещать велосипеды на общей багажной полке с согласия других пассажиров. Велосипеды ставят поперек прохода и фиксируют их специальными ремнями. Этот способ не всегда удобен, и другие пассажиры могут возражать: велосипеды закрывают свето и мешают кондиционированию воздуха.
Хотя правила не запрещают перевозку таким образом (да и на многих интернет-ресурсах для велосипедистов это вполне приветствуется), лучший вариант — разобрать и аккуратно сложить велосипед.
Если же велосипед в разобранном виде помещается в отведённое для ручной клади пространство под сиденьем, вы сможете перевезти его бесплатно.
Если разобрать велосипед не представляется возможным, можно сдать его в багажный вагон. Для этого необходимо прибыть заранее и оформить документы на крупногабаритный багаж, и сделать это можно только на остановке, где поезд стоит не менее пяти минут.
Итак, подводя итог.
Какой бы метод вы ни выбрали для перевозки велосипеда к месту отправления велопрогулки, лучше всего обеспечить его упаковку в скомплектованном виде. Это будет безопаснее для вашего велосипеда и удобнее для других пассажиров.
Подписка на дайджест
Мы соберем самые полезные материалы и доставим их вам на электронную почту. Всё о шоппинге, управлении сбережениями и финансовых нюансах.
Хотите быть в курсе новых публикаций, не заходя на сайт?
Подписывайтесь на уведомления в Дзене и Телеграме.