Типы тормозных колодок для дискового тормоза велосипеда и их особенности

Тем не менее, для городской эксплуатации данный тип тормозов отлично подходит. Ярким примером служит модель Shimano RT26, которая прекрасно справляется с задачами, возникающими во время городских поездок.

Как правильно выбрать тормозные колодки

В данной статье рассматриваются различия тормозных колодок, обусловленные используемыми материалами и принципом их действия, а также предоставляются детальные характеристики, советы по установке и настройке. Самое главное – в статье вы найдете практические рекомендации и советы по оптимальному выбору тормозных колодок. Углубившись в информацию, изложенную в ней, вы сможете сделать осознанный и правильный выбор. Поэтому предлагаю читать статью до конца.

Велосипед — это не просто металлическая конструкция, а множество простейших механизмов, собранных искусными руками, которые дарят положительные эмоции как взрослым, так и детям во время прогулок. Одна из самых важных частей этого транспортного средства — тормозные колодки, которые обеспечивают безопасность велосипедиста за счет качественного торможения. Тормозные колодки для велосипедов бывают нескольких типов. Они различаются между собой по конструкции и стоимости. Как правило, чем выше цена тормозной колодки, тем выше ее качество, что, соответственно, обеспечивает более эффективное торможение.

Тормозные колодки для системы V-brake

Данная система тормозов состоит из двух рычагов, которые при нажатии тормозной ручки приводятся в движение с помощью тросика. Он натягивается и прижимает тормозные колодки к ободу колеса, создавая трение между этими поверхностями и останавливая велосипед. Обычно такие тормоза устанавливаются на велосипеды начального и среднего уровня. Тормозные колодки для этих систем бывают двух видов: одноразовые и картриджные.

велосипед

Одноразовые колодки состоят из металлической пластины и болта с проставочными шайбами, заклеенными в резиновую основу. Они имеют невысокую стоимость, но отличаются быстрым износом.

велосипед

Картриджные колодки имеют резиновые накладки (так называемые колодки-картриджи), которые крепятся к пластине с помощью шплинта. Удалить шплинт достаточно просто, воспользовавшись плоскогубцами (это указано стрелками на иллюстрации). Для достижения высокой эффективности торможения рекомендуем использовать трехцветные накладки, произведенные из различных материалов. Такие тормозные накладки для велосипеда за счет большей толщины служат значительно дольше и надежно функционируют даже в дождливую погоду. Однако, по сравнению с одноразовыми колодками, стоимость картриджных моделей будет выше. В продаже комплектом часто поставляются шплинты и колодки вместе. Поскольку данная модель является разборной, необходимо периодически заменять только резиновую часть. Тормозные колодки делятся на три категории: универсальные (всесезонные), а также для сухих и влажных погодных условий.

велосипед

Важно помнить, что несвоевременная замена изношенных тормозных колодок может привести к повреждению тормозной поверхности обода, что сократит срок его службы. Срок эксплуатации тормозной колодки в значительной степени зависит от условий погоды и стиля катания. Тем не менее, этот срок нельзя назвать продолжительным. Степень износа колодки можно определить по упаковке присутствующих на ней канавок: если они не видны, значит, деталь изношена и требует замены. Для системы V-brake подходят как одноразовые, так и картриджные тормозные колодки.

Статья по теме:  ТОП-10 лучших велокомпьютеров 2023 года: рейтинг, какой выбрать, характеристики

Особенности дисковых тормозов

Дисковые тормоза стали популярны благодаря своей замечательной тормозной способности в любых погодных условиях, когда они впервые появились на горных велосипедах. В настоящее время их можно встретить на велосипедах различных типов – от гоночных моделей, созданных для жестких тренировок, до городских прогулочных моделей.

Существуют два типа дисковых тормозов: механические, которые работают на основе тросов, и гидравлические, где тросы заменены гидравлической жидкостью. Качество торможения у механиеских и гидравлических дисковых тормозов практически схоже. Оба типа успешно выполняют свои функции. Однако на мощность торможения влияют два основных фактора:

  • материалы и размеры тормозных колодок;
  • диаметр ротора.

Перед тем как подбирать тормозные колодки для дисковой системы, необходимо учитывать ряд важных факторов. Существуют различные варианты как для городских, так и для горных велосипедов.

Из-под всего этого многообразия важно выбрать такие колодки, которые не только соответствуют форме калипера конкретного велосипеда, но и изготовлены из материалов, удовлетворяющих потребности их владельца.

Форма тормозных колодок

Колодки могут быть разных форм: круглыми, прямоугольными и квадратными. Это зависит от конфигурации калипера. Разные калиперы имеют свои уникальные формы и различные способы удержания колодок. Ясное дело, что форма колодки должна соотноситься с формой калипера. Самый простой способ – посмотреть название тормозов (обычно оно указано на калипере) и подобрать модели, которые соответствуют этому названию. Если точно такую же модель найти не удалось, то стоит снять оригинальные колодки и сопоставить их форму с предположительными заменами.

Все тормозные колодки производятся путем смешивания различных порошкообразных веществ со связующим материалом и дальнейшего прессования смеси при высоких температурах и давлении. Наиболее значительное влияние на характеристики колодок оказывает состав используемых порошков. Это могут быть как органические волокна, так и металлические частицы. Поэтому тормозные колодки делятся на три категории:

  • органические;
  • металлические;
  • полуметаллические.

Каждая из этих категорий обладает своими уникальными преимуществами и недостатками. Не существует универсальной тормозной колодки, подходящей для любого типа велосипеда.

Органические колодки изготавливаются из волокон резины, углерода или кевлара, с использованием смолы в качестве связующего кислота. Металлические колодки (которые также называют спеченными) состоят из металлических частиц (в основном медной стружки), которые спечены под высоким давлением. Полуметаллические колодки имеют органическую основу с добавлением металлических компонентов.

Различия в составах определяют различные характеристики. Органические колодки характеризуются мягкостью, эффективностью торможения и низким уровнем шума. В сравнительных тестах они продемонстрировали более высокий тормозной момент (примерно на 10% выше) по сравнению с металлическими, при этом время торможения оказалось меньше примерно на 9%.

Тем не менее, на длинных спусках органические колодки демонстрируют worse performance, чем металлические. При воздействии высокой температуры связывающее вещество начинает плавиться, и материал быстро изнашивается. Кроме того, они плохо тормозят на мокрой поверхности. Металлические колодки гораздо лучше справляются с теплом, чем органические, и эффективно тормозят во влажных условиях, но они могут быть достаточно шумными.

Статья по теме:  Шифтер (манетки) на велосипеде: что это такое и как их выбрать

Какие типы колодок для дисковых тормозов существуют?

Теперь мы подходим к наиболее интересной части нашей статьи, где обсудим материалы, из которых изготавливаются колодки. В настоящее время имеются несколько типов: органические колодки, керамические (часто также называемые органическими, хотя фактически они таковыми и являются), полуметаллические, спеченные металлические.

Эти колодки различаются среди собой фрикционными материалами (фрикционные материалы – это группа материалов, специально разработанных для повышения коэффициента трения в паре трения), которые наносятся на жесткую основу.

Органические колодки (Resin PAD)

органические колодки

В этих колодках фрикционный компонент представляет собой композит, состоящий из металлических включений (или, корректнее будет сказать, металлической стружки), которые внедрены в специальный связующий состав. Соотношение включает не более 30% таких частиц. Связывающее вещество может состоять из органических смол, термостойких компонентов, резины или других мягких материалов. Часто эти колодки обозначаются как Resin PAD.

Основные характеристики

  • Сравнительно быстро изнашиваются, однако обеспечивают высокую эффективность торможения.
  • У них не очень хорошие результаты в неблагоприятных погодных условиях. При попадании воды или грязи требуют регулярной просушки. В плохую погоду эффективность снижается значительно.
  • Имеют высокую модуляцию благодаря своей общей мягкости. Это один из лучших показателей среди всех сортов колодок.
  • Для таких колодок рекомендуется использовать роторы без значительных выступов и зазубрин – ротор типа «пила» быстро приведет к их выработке.
  • Не рекомендуется использовать для велосипедистов с большим весом.
  • Не подходят для электровелосипедов или электросамокатов.
  • Существуют замечания по быстроте притирки.
  • Срок службы короче, чем у других видов.
  • При грамотном подборе пары «ротор-колодка» почти не шумят.
  • Сложности с очисткой от загрязнений – требуется осторожный подход к прокаливанию (рекомендуется ознакомиться с статьей о том, как поступать, если на колодки попало масло), а мытье не всегда дает желаемый результат. Таким образом, очистка требует внимательного подхода, так как прокаливание может уничтожить неметаллический волокнистый состав.

Металлические колодки из спечённого металла (Sintered compound, Metal Pads)

Эти колодки состоят из спеченной металлической стружки с добавлением графитовых частиц. Они пришли в велоиндустрию из мото- и железнодорожного спорта.

Металлические велосипедные колодки

  1. Высокая мощность торможения после предварительного прогрева;
  2. Эффективное торможение в условиях повышенной влажности;
  3. При перегреве тормозная сила почти не снижается;
  4. Отличная износостойкость;
  5. Практически не подвергаются эффектам угасания и глазирования.
  1. Показатели торможения при отсутствии прогрева низкие;
  2. Нехорошая модуляция;
  3. Могут издавать неприятные шумы, особенно в условиях дождя;
  4. Высокая теплопроводность, что может привести к попаданию тормозной жидкости в зону перегрева и ее кипению.
Статья по теме:  ТОП-10 трюков на самокате для начинающих обучение

Данные колодки не будут эффективно работать с роторами, предназначенными для органических моделей, идентифицировать такие устройства можно по маркировке Resin Pads Only.

Полуметаллические колодки (Semi-Metallic)

Полуметаллические велосипедные колодки

Плюсы и минусы:

  1. Средняя степень торможения;
  2. Умеренная эффективность во влажных условиях, но лучше, чем у органических колодок.
  1. Не предназначены для высоких температур;
  2. Подвержены эффектам Fade и Glaze.

Полуметаллические колодки могут использоваться с роторами Shimano, предназначенными для органических решений. Они легко определяются по маркировке Resin Pads Only.

Вариации калипера

Калиперы могут быть оснащены двумя, четырьмя или шестью поршнями — по одному, двум и трех с каждой стороны тормозного диска соответственно. Число поршней также сказывается на эффективности торможения.

Типы тормозных колодок для дискового тормоза велосипеда и их особенности 2

Как правило, для экстремального стиля езды вполне достаточно четырех поршней. Шестипоршневые калиперы чаще всего производятся китайскими компаниями и не представляют особенной ценности с точки зрения функциональности.

Типы тормозных колодок для дискового тормоза велосипеда и их особенности 3

Рекомендации по выбору

При выборе гидравлических тормозов для вашего велосипеда следует учитывать, как и в каких условиях вы планируете их использовать. Конечно, можно установить совершенно топовое оборудование, однако если ваша основная эксплуатация будет заключаться лишь в городских поездках или редких соревнованиях в стиле кросс-кантри, такое решение будет избыточным. Хотя если бюджет не ограничен, такие варианты вполне допустимы.

Типы тормозных колодок для дискового тормоза велосипеда и их особенности 4

Для городской эксплуатации без резких торможений достаточно однослойного ротора диаметром 140–160 мм, двухпоршневого калипера, полимерных колодок и одной из бюджетных ручек.

Типы тормозных колодок для дискового тормоза велосипеда и их особенности 5

Можно рассмотреть модель Shimano BR-MT200, которая будет вполне достаточной как для кросс-кантри, так и для умеренно агрессивного катания. В комплект входят две ручки с трехконтактным рычагом, двухпоршневой суппорт, два однослойных ротора и органические колодки B01S.

Типы тормозных колодок для дискового тормоза велосипеда и их особенности 6

Для агрессивного катания стоит обратить внимание на более дорогие комплектации. Рекомендуются тормозные диски на пауке диаметром от 160 до 180 мм, двух- или четырехпоршневой калипер, полуметаллические или высококачественные полимерные колодки и ручки среднего ценового сегмента.

Типы тормозных колодок для дискового тормоза велосипеда и их особенности 7

Примером хорошего выбора станет комплект Shimano BR-M6100 из серии Deore, который включает два качественных двухпоршневых калипера (для переднего и заднего колес), удобные ручки и, хотя и полимерные, но высококачественные тормозные колодки. Кроме того, в них используется технология Servo Wave, что позволяет на 25% увеличить мощность торможения, делая тормозные рычаги более отзывчивыми даже при лёгком нажатии.

Типы тормозных колодок для дискового тормоза велосипеда и их особенности 8

Для спусков по крутым склонам с частыми и резкими торможениями требуется уже топовое оборудование. Рекомендуем использовать плавающий ротор диаметром 180–203 миллиметров, качественный четырехпоршневой калипер, металлические или керамические тормозные колодки и ручку из верхнего ценового сегмента.

Типы тормозных колодок для дискового тормоза велосипеда и их особенности 9

Идеальным вариантом будет линейка Shimano Saint, которая включает прочные зажимы I-Spec B, трехслойные гидролинии, технологию Servo Wave для увеличения мощности торможения при минимальном усилии на рычаг, а также четырехкерамические поршни, которые снижают передачу тепла от колодок к тормозной жидкости.

Типы тормозных колодок для дискового тормоза велосипеда и их особенности 10

Оцените статью
Ручки Не Крючки
Добавить комментарий