ХВЗ был основан в 1923 году под именем Г.И. Петровского. Первый «Турист» сошел с конвейера в 1949 году и выпускался до 1961 года. За это время было создано три модификации этого велосипеда: Б-31, Б-32 и Б-33.
Велосипед «Турист»
Велосипеды «Турист» — это серия советских дорожных и спортивных туристических велосипедов, выпускавшихся Харьковским велосипедным заводом имени Г.И. Петрова.
Они продавались свободно и были относительно легко доступны широкой публике. По сравнению с наиболее распространенными в то время гоночными велосипедами (Б-110 «Прогресс», «Украина» и др.), имел более легкую конструкцию, более узкие шины, 4-скоростную коробку передач (вторичные передачи были заменены), ручные передний и задний тормоза в заводской комплектации. В то же время, по сравнению со спортивными мотоциклами (такими как Start Highway), он имел камерную конструкцию шин, что делало его более устойчивым на пересеченной местности и плохом дорожном покрытии.
История модели Tourist делится на два этапа: первый — с начала производства в 1949 году по 1961 год, второй — с 1978 года по настоящее время. На первом этапе было выпущено три модели: В-31, В-32 и В-33.
B-31 был первым и последним велосипедом с односкоростным колесом, выпускавшимся малыми сериями, и известно лишь о нескольких велосипедах 1950 года.
Модель B-32 имела схожую геометрию с рамой B-31, но отличалась оригинальной трехскоростной коробкой передач. В этой модели в конце периода производства оригинальные шестерни «костяная нога» были заменены на телескопические, а дизайн передней вилки и форма венца вилки были изменены — хромированная отделка отсутствовала.
Модель B-33 отличалась от B-32 дизайном ручек чашки, была добавлена узорчатая радиаторная решетка, добавлены кронштейны тросов, втулки получили классический для всей серии CVZ Touring вид, вместо алюминия была выполнена хромированная сталь, храповик был заменен на кассету с тем же количеством звезд, но с измененным количеством передач. Одним из внешних отличий стало то, что был изменен дизайн значка эмблемы.
Различия старых моделей
Давайте разберемся, что же такое Советский Турист 50 лет Средний Турист 80 лет и Перестроечный Турист 89-90 лет?
Туристический советский, настоящий 52-й. Большая, прочная рама, тяжелый, мощный переключатель, тяжелый как ад, но хорошо катится, хорошо настроенные передачи. Создается ощущение, что его можно было бы «побить» для халтуры. Качество заметно везде, даже в таких мелочах, как обод — чтобы не потерять покрытие трубы — была сделана цепь. После такого велосипеда действительно чувствуешь себя «за что» любил турист — за надежность и неприхотливость.
Теперь посмотрим на туриста из 80-го года, велосипед заметно «упал» все было легким, воздушным, но обода были сделаны из пластилина, но рама не повлияла на качество окраски, конечно, удручала, но в целом — велосипед приемлемый, хотя, кто провел на нем 10 дней от рассвета до заката. И тут можно понять любовь советских граждан — дефицит, по сравнению с тем, что было — турист считался полуспортивным велосипедом, был чем-то вроде Ракеты по сравнению с ПО-2.
Любви здесь не было — после развала СССР рынок наводнили американо-китайско-немецкие велосипеды, а родной харьковский, за убогость 40-летней конструкции, ненадежность, дикое качество просто вытеснили с рынка, в результате завод, как настоящий «наш» перестал существовать.
Какой вывод мы можем сделать, товарищи? Несомненно, в начале выпуска ХВЗ В-32 Турист был подарком от завода нашему любимому народу, который весь горел за него, качество, красота, надежность, но в итоге мотоцикл явно «вымер», этакий «плевок», почему они не могли сделать нормальный мотоцикл, сделать продукт хорошего качества? Почему нельзя было использовать хотя бы часть ноу-хау, накопленных в процессе производства? К сожалению, эти вопросы так и остались без ответа, завода больше нет, но эти велосипеды по-прежнему колесят по просторам нашей страны. Страны, которая дала им жизнь, но которой тоже больше нет.
Характеристики велосипеда Турист В-33
Кстати, рекомендуем:
- Лучший складной велосипед
- 6. Привод:
- педали — дорожные облегчённые, литые с возможностью установки туклипсов;
- задняя втулка — бестормозная с трещоткой;
- переключатель передач — параллелограмного типа, двухроликовый;
- ведущая звезда — 48 зубьев;
- ведомые звёзды — 16, 20, 24 зубьев;
- количество передач — 3;
- цепь — втулочно — роликовая.
7. седло — с мягкими или жесткими шинами.
8. вес (без аксессуаров) — 14,0 кг.
9. дополнительное оборудование:
- сумка с инструментами;
- звонок;
- насос со шлангом;
- генератор;
- фара.
В заводской комплектации велосипед был оснащен багажником из стальной проволоки, подножкой, желтыми светоотражателями на спицах колес и красными светоотражателями на щитке заднего колеса. Насос и сумка для инструментов под рамой также были частью оборудования. Отдельные модели оснащались фарой и электрогенератором.
Обзор моделей «Турист»
«Туристические» велосипеды были не единственными велосипедами, которые производились на Харьковском заводе. Главной особенностью этих велосипедов была легкая рама по сравнению с другими дорожными моделями ХВЗ. Кроме того, велосипед «Турист» был оснащен переключателем скоростей, что было очень полезно для велосипедистов, преодолевавших большие расстояния на велосипеде. Узкие шины были еще одним преимуществом для длительных автомобильных поездок. Их качество позволяло ездить не только по шоссе, но и по неровной поверхности.
В 1950 году был выпущен первый односкоростной велосипед B 31, которых было произведено совсем немного, так как следующая модель, B 32, значительно превосходившая своего предшественника, вскоре завоевала популярность.
Tourist B 32 был оснащен трехскоростной коробкой передач. Изначально за передачи отвечал прототип переключателя с интересным названием «Bonefoot». В последних моделях B 32 он был заменен телескопическими шестернями, а его геометрия была немного изменена.
С каждой новой моделью «Турист» становился все лучше и лучше. Модель 33 не сильно отличалась геометрически от своего предшественника, но была оснащена полезными «фичами». К ним относились модифицированные втулки, втулки и тросы, которые теперь крепились к раме не металлическими клиньями, а специальными ребрами. Самым важным изменением стало то, что материал рамы был заменен с алюминия на хромированную сталь. Это, в свою очередь, значительно повысило прочность и, соответственно, долговечность велосипеда. Трещотка была заменена кассетой, как и передний переключатель.
После модели B 33 велосипеды Tourist больше не выпускались около 17 лет. В 1977 году на рынке появилась модель 153-411. Она отличалась более ярким дизайном, передним и задним щитками переключения передач. Рычаг переключения передач на этой модели также распространялся на переднюю передачу. В целом, модель сильно напоминала «Спорт» 452-01, который выпускался параллельно с «Туристом».
Следующая модель 153-421 была оснащена багажником. Однако это не спасло данную серию велосипедов от провала из-за низкого качества. Было решено изменить материал рамы со стали на алюминий, что привело к снижению прочности и качества. Модель была оценена как плохая.
Технические характеристики «Туриста»
Первые «Туристы» с B 31 по B 33 отличались, но не имели многих основных особенностей и были следующими:
- Материал рамы – хромированная сталь (для В 33)
- База – 1090 мм
- Руль и вилка так же были изготовлены из стали, как и рама;
- Обода из алюминиевого сплава, размер покрышек 32×622 мм, что примерно соответствует диаметру 28 дюймов;
- Облегченные литые педали;
- Седла могли быть как жесткие, так и мягкие;
- 3 передачи;
- Вес – 14 кг.
- В комплект могло входить различное снаряжение, такое как звонок, фонари, насос со шлангом.
Технические характеристики
Первые 3 модели «Туриста» были похожи друг на друга по техническим параметрам.
Он весил около 14 кг и имел 3 передачи, а последняя модель имела 4-ю передачу. Педали были легкими и сделаны из чугуна. Был выбор между жестким и мягким сиденьем. Материалом служила хромированная сталь, поэтому велосипеды были надежными и простыми в обслуживании.
Размер колес велосипедов составлял 622 мм, а диаметр — 28 дюймов. Особенностью моделей туристических велосипедов по сравнению с дорожными была более длинная колесная база. Ширина колеса составляла 25 мм, что уменьшало трение и делало езду менее физически тяжелой. Сами шины стали более прочными, чтобы велосипеды могли ездить по неровным дорогам и в лесу.
Высота рамы транспортного средства варьировалась от 540 до 600 мм с шагом 20 мм.
Они были оснащены звонком, колесными фарами и насосом. На раму устанавливался багажник, а также крепилась сумка с инструментами. Некоторые модели также имели фонарь с электрогенератором.
Задняя передача имела от 16 до 24 зубьев, передняя — 51 зуб. Имелся как задний, так и ручной тормоз.
Особенностью «Туриста» был руль, интересная форма которого позволяла подниматься на холмы, используя меньшую силу тела, чем обычный руль.
Новая жизнь средства передвижения
Поскольку транспортное средство было хорошо сконструировано и имело практически неограниченный срок службы при надлежащем уходе, многие пользователи захотят обновить своего двухколесного друга.
Первое, что необходимо заменить при модернизации велосипеда, это:
- цепь;
- ободья;
- покрышки;
- переключатель скоростей;
- шатуны.
Если вы не хотите ремонтировать велосипед самостоятельно, вы можете отнести его в мастерскую, но если вы не уверены, стоит выбрать детали иностранного производства.
Чтобы не тратить много денег, можно купить некоторые детали у оригинального производителя, Харьковского велосипедного завода. Помимо замены некоторых деталей, почти все владельцы также обновляют цвет изделия, чтобы придать ему более современный вид.
В наше время вы должны быть заметны на дороге, поэтому приходится проводить некоторые эксперименты с освещением. Есть световые полосы на колесах и на самом шасси. Вы можете выбрать светоотражающий цвет, чтобы вас было видно ночью и вы не были препятствием на дороге. Это также обеспечит ваше безопасное передвижение
История
ХВЗ (Харьковский велосипедный завод) был основан в 1920-х годах. В 1923 году была выпущена первая модель велосипеда.
Это факт! Первыми попробовать разработать ХВЗ решили два студента спортивного факультета Государственного университета — А. Князев и И. Фрейдберг. В 1924 году молодые люди решили отправиться на этих двухколесных транспортных средствах в кругосветное путешествие. Студенты пересекли всю Сибирь, добрались до Китая, затем посетили Японию и несколько стран Латинской Америки. А через три года они вернулись в Москву.
До Великой Отечественной войны велосипедный завод выпустил более миллиона велосипедов. Во время войны завод был эвакуирован в Бухару, а ХВЗ переключился на выпуск военной техники.
В 1945 году завод вернулся на прежнее место, и производство велосипедов возобновилось лишь постепенно. Через четыре года с конвейера сошла модель велосипеда «Турист».
Интересно! Историю велосипеда Tourist можно разделить на два периода:
- С 1949 (год начала выпуска) по 1961
- С 1978 и до настоящего времени.
В первый период было выпущено три варианта велосипеда Tourist. Первым был B-31, который стал первым и последним заводским односкоростным велосипедом.
В-32 стал еще более популярным, чем его предшественник. Этим он был обязан трехскоростному механизму переключения передач. Кстати, механизм переключения получил очень необычное для того времени название — «костяная лапка». В более поздних моделях этот рычаг переключения передач стал телескопическим.
Конструктивно B-33 почти не отличался от ранних версий. Самым важным изменением стала смена материала рамы: с алюминия на сталь. Это сделало «Турист» более прочным и способным преодолевать еще большие расстояния и более сложные маршруты.
Факт! Это изменение легло в основу дизайна классического туристического велосипеда.
В 1961 году, благодаря космическим успехам СССР, было решено изменить название с «Турист» на «Спутник». И первые Б-34 с космическим названием вышли на рынок с небольшими изменениями: руль был сделан из алюминия, переключение передач было изменено, дизайн передней части также претерпел незначительные изменения.
Название «Турист» вновь появилось на рынке только через 17 лет. Модель с номером 153-411 теперь выпускается в совершенно новом, привлекающем внимание дизайне. Как передняя, так и задняя передачи теперь защищены. Однако эта версия «Туриста» слишком напоминала модель «Спорт» того же Харьковского велозавода.
В следующей версии «Туриста», под номером 153-421, был добавлен багажник. Но и это новшество не спасло велосипед от гибели. Раму, втулки и шток было решено делать из алюминия, а не из хромированной стали, как в первых модификациях «Туриста». Это изменение сыграло злую шутку и существенно повлияло на качество «Туриста». В результате модель была признана бракованной.
Интересно. Чем же так привлекателен был «Турист»? По сравнению с другими велосипедами этой фабрики, «Турист» имел облегченную конструкцию.
Главный велосипед для путешествий всех советских граждан
Технические характеристики «Туриста»
- Вес велосипеда составлял всего 14 кг.
- Длина рамы – 1090 мм.
- Диаметр колес – 28 дюймов или 622 мм
- Втулочно-роликовая цепь
- Литые облегченного формата педали
- Сидения были как мягкие, так и жесткие
Велосипед также был оснащен звонком на руле, светофором, насосом для накачки шин и небольшой сумкой для инструментов на раме.
Тюнинг велосипедов
Многие коллекционеры и любители старой техники предпочитают купить «Турист», чтобы дать ему новую жизнь или немного модернизировать.
И первое, на что многие обращают внимание при покупке советского велосипеда, — это его состояние. Ведь этот мотоцикл не только простоял несколько лет в гараже без должного ухода и обслуживания, но и, возможно, в свое время проехал не одну сотню километров по дорогам. Поэтому вполне естественно, что многие детали нуждаются в замене.
В первую очередь следует обратить внимание на шатуны, цепь, переключатель скоростей и колеса. Хотя многие детали можно купить на Харьковском автозаводе, многие мастера предпочитают использовать иностранные детали при восстановлении.
Покраска — одно из любимых занятий веломехаников. Благодаря простой конструкции процесс покраски довольно легок. Выбрав нужный цвет, вы можете покрасить велосипед в домашних условиях.
Многие мастера превращают туристический велосипед в современный гоночный, устанавливая более удобное седло и заменяя всю тормозную систему.
А для ночных поездок многие дополняют свой велосипед различными источниками света: от фонарика до освещения всего велосипеда. Источники питания также могут варьироваться от обычных батареек до динамо-машин. Такая координация не только делает поездку более привлекательной, но и более безопасной.
Велосипед «Турист» — настоящая легенда среди велосипедных брендов советской эпохи. Благодаря своему дизайну, характеристикам и привлекательной цене, он сразу завоевал любовь всех советских граждан. И даже сегодня есть любители велосипедов от Харьковского велозавода.
Дополнительный тюнинг
Если вы хотите вдохнуть новую жизнь в свой велосипед с помощью оригинальных деталей или их реплик, то в вопросах тюнинга нет границ для вашей фантазии.
Оказавшись в руках мастера-энтузиаста, вы можете не поверить, что ваш велосипед — ваш.
Детали могут меняться:
- Кассета, трещотка, педали.
- Шатуны.
- Цепь и защитные кожухи.
- Колёса, покрышки.
- Навесное оборудование.
- Седло.
Все эти детали поставляются от разных производителей, включая HVZ. После тюнинга все, что действительно остается от вашего велосипеда, — это оригинальная рама, которую вы можете покрасить в любой цвет.
И все эти манипуляции можно проделать в домашних условиях. Особенно креативно выглядит подсветка на ободе; хорошо, что сегодня нет проблем с выбором источников питания для реализации такого тюнинга.
Где найти запчасти к советским велосипедам?
Найти подходящие компоненты не составляет труда. Все, что вам нужно — это время, желание и доступ в интернет. На специализированных сайтах можно найти все необходимое.
Если у вас нет нужного компонента, всегда можно найти безопасную альтернативу — заказ на изготовление у различных специалистов. Они посоветуют вам нужный размер или адаптируют уже выбранный вами механизм.
Все зависит от толщины вашего кошелька и конкретного механизма. И последний вариант найти то, что вам нужно — это блошиный рынок, даже в интернете.
Что мы имеем в итоге? Во-первых, мы смирились с тем, что ХВЗ живет и продолжает выпускать знаменитый бренд. Есть одно «но».
Из-за сложной ситуации теперь затруднена доставка, заказ и так далее.
Во-вторых, туристический велосипед по-прежнему доступен для любителей активного отдыха и коллекционеров раритетов.
Как товар, модель вполне доступна по цене и легко поддается модернизации и кастомизации. Все зависит от того, что вы хотите и что вы можете сделать.
Как говорится, глаза боятся, а руки делают дело!