Одной из характерных черт шоссейных велосипедов является их высокая скорость разгона и впечатляющий накат по поверхности. Даже новички могут без особых усилий достигать скорости 40−45 км/ч. В среднем шоссейные велосипеды имеют вес от 6 до 9 кг и оборудованы удобным, изогнутым вниз рулем. Однако на этом их преимущества не заканчиваются.
Сколько весит велосипед
Многие люди поначалу не придают большого значения весу велосипеда, возможно, по аналогии с автотранспортом, когда первое знакомство с транспортом преображает представление о нем. Однако, после прохождения сотен и тысяч километров езды, отношение меняется — и вес становится одним из основных факторов, учитываемых при выборе нового велосипеда или замене деталей на уже имеющемся двухколесном друге.
Вес велосипеда влияет на три основных параметры:
- Инерция и сила, необходимая для ее компенсации;
- Управляемость велосипеда;
- Стабильность на дороге.
Как ни странно, все три характеристики улучшаются с уменьшением веса. Стабильность может показаться спорным моментом, так как некоторые считают, что чем больше масса, тем лучше велосипед держит линию. Тем не менее, это не так. Опытный велосипедист инстинктивно поддерживает равновесие, делая незначительные движения и изменяя положение центра тяжести. С вышеупомянутым увеличением массы начинается избыточная нагрузка и утрата легкости управления, которая может повлечь за собой потерю равновесия.
Материалы
Таким образом, вес велосипеда существенно важен. Давайте подробнее разберем материалы, из которых изготавливаются его компоненты. Прогресс в области материаловедения и их доступности стал основой развития всей велосипедной индустрии — всего лишь сто лет назад никто и не мог представить себе рамы, способные выдерживать амплитуды нагрузки в несколько тонн и весить при этом едва ли пару килограммов, как, например, цепи, которые не теряют своих свойств после пробегания нескольких тысяч километров.
Итак, из каких материалов изготавливаются рамы — самой массивной частью велосипеда?
- Обычная сталь, более известная как низкоуглеродистая — это материал, из которого исторически производились все велосипедные рамы, за исключением деревянных. Другие материалы начали использоваться меньше чем тридцать-сорок лет назад. Ранее применялись тяжелые, часто хрупкие и подверженные коррозии трубы, которые варились непосредственно на месте и выглядели довольно примитивно;
- Хромомолибденовая сталь стала «вторым дыханием» стали в велосипедных рамах. Данный материал обеспечивает высокую надежность и низкий вес, однако по-прежнему уступает алюминию. Кроме того, он обходится довольно дорого и используется в основном профессиональными велосипедистами;
- Алюминий — это стандарт для современных велосипедов. Сравнительно легкий и прочный металл, из которого создаются подавляющее большинство моделей, за исключением бюджетных. Существует множество алюминиевых сплавов, которые обозначаются цифровыми кодами, например, 7075 или 6061. Отличить даже качественно покрашенную раму из алюминия можно по оставленным аргонной сваркой толстыми швам;
- Карбон — идеальный материал для велосипедных рам. Создает удивительно прочные конструкции, которые весят всего пару килограммов, хотя их цена сопоставима со стоимостью недорогого автомобиля. Карбон — это определение сложной структуры, состоящей из углеродных волокон, соединенных специальными смолами, и бывает также известен под названием углепластик. Уникальные свойства его структуры обеспечивают карбону выдающиеся характеристики, но в то же время придают ему высокую стоимость и отсутствие возможности ремонта в случае повреждения.
Таким образом, при выборе рамы всегда нужно делать выбор между тремя параметрами: ценой, весом и надежностью.
Базовый вес велосипеда — 6.8 кг
Велоспорт — это главный движущий фактор развития велосипедов и велосипедной техники. За его прогрессом следит международный союз велосипедистов (Union Cycliste Internationale — UCI), который также регулирует технические особенности велосипедов. Это необходимо, чтобы обеспечить равные условия для всех участников соревнований и гарантировать безопасность их оборудования, прежде всего — самих велосипедов. Появилось соглашение о регулировании весовых категорий, поскольку вес является критически важным параметром, особенно для горных маршрутов, что создает желание облегчать конструкции, что, в свою очередь, может увеличивать риск поломки. Поэтому было введено ограничение на вес велосипеда: 6.76 кг (или 14.99 фунта), и для удобства эту цифру округляют до 6.8 кг. Все байки, участвующие в соревнованиях, проходят контроль на соответствие техническому регламенту.
Процедуру контроля веса и других параметров велосипедов можно увидеть на видеоролике. За последние шесть лет некоторые моменты были изменены, но основной метод остается прежним.
В модели весом 8-9 кг предлагаются разные варианты карбоновых шоссейников и гравийников.
Далее перейдем к алюминиевым и хромомолибденовым гравийникам. Эти модели относятся к среднему сегменту, и их вес обычно начинается от 10 кг.
Бюджетные гравийники имеют вес в пределах 13 кг. Именно в этой весовой категории начинается четкое разделение классов гравийников. Чтобы создать легкую и прочную раму, необходимо провести качественное проектирование и использовать соответствующие технологии, что требует дополнительного финансового инвестирования. Я подробнее освещал эту тему, приводя примеры хромомолибденовых велосипедов в нескольких статьях на ВЕЛО.ГРАВЕЛО.
Ожидается, что вскоре будет выпущен российский хромомолибденовый гравийник среднего уровня, который во многом определит успешность проекта.
Ситуация с весом алюминиевых велосипедов весьма схожа.
На велосипеде какого веса стоит остановиться?
Теперь рассмотрим весовые категории велосипедов других типов. Все байки можно разделить на три большие группы:
- Жесткие (ригидные) велосипеды, лишенные амортизации, к которым относятся большинство гравийных моделей;
- Хардтейлы с амортизационной вилкой;
- Двухподвесы, которые имеют как передний, так и задний амортизатор.
Ситуация с жесткими велосипедами на прямом руле аналогична ситуации с гравийными моделями. Прямой руль, как правило, имеет такой же вес, как и руль баран. Если велосипед оснащен более широкими покрышками, чем гравийники, это добавляет дополнительные сотни граммов к общей массе. Поэтому классификация одинаковая: ригидные найнеры немного тяжелее гравийников и в целом приближаются по весу к монстр-гравелам, предназначенным для сложных условий. На рынке России такие велосипеды встречаются крайне редко и доступны только несколько моделей среднего уровня.
Современный велорынок таков, что большинство продаваемых в России велосипедов имеют систему амортизации, которая, зачастую, оказывается иллюзией. В вилках иногда отсутствуют амортизирующие элементы, и они могут лишь демпфировать. Эта тема более подробно раскрыта в видеоролике.
Амортизационная вилка имеет сложную конструкцию и также добавляет вес по сравнению с жесткой вилкой.
Двухподвесы с передним и задним амортизатором не являются типичными для гравийных маршрутов и для тех, кто выбирает свой первый велосипед. Поэтому я расскажу о них кратко. У таких велосипедов вес увеличивается из-за дополнительного амортизатора, что также сказывается на стоимости. Уменьшить вес двухподвеса — задача довольно сложная и дорогая. Как следствие, качественные двухподвесы стоят недешево. Если вы рассматриваете вариант купить велосипед дешевле 2000 долларов, двухподвес не будет оптимальным выбором, так как минусы (в первую очередь из-за веса и уровня амортизации) перевесят плюсы.
На что влияет этот показатель?
Масса велосипеда непосредственно влияет на несколько основных параметров, таких как устойчивость, управляемость, необходимость прикладывания физических усилий и накат. С уменьшением веса велосипеда все четыре показателя улучшаются, включая и устойчивость.
Кстати, именно этот вопрос вызывает множество сомнений у начинающих велосипедистов, которые ошибочно полагают, что чем больше вес велосипеда, тем выше его устойчивость. Однако это далеко не так.
Поддержание вертикального положения велосипеда при езде осуществляется человеком за счет контроля за центром тяжести своего тела. На слишком тяжелом байке поддерживать равновесие значительно труднее, потому что для этого требуется больше физических усилий. В результате, легкие модели велосипедов предпочтительнее тяжелых и значительно превосходят их не только по удобству управления, но и по показателям безопасности. Поэтому перед покупкой велосипеда обязательно нужно уточнить его вес.
Классификация велосипедов
На вес велосипеда оказывают значительное влияние его специализация. Ниже представлены основные классы велосипедов и их средний вес.
Тяжеловесы
К этой группе относятся туринговые велосипеды и фэтбайки. Туринги — это гибриды горного и шоссейного велосипеда, они имеют прочную стальную (реже алюминиевую) раму и большие колеса диаметром 28 дюймов. Их вес колеблется от 17 до 22 кг, что зависит от комплектации.
Фэтбайки представляют собой горные велосипеды с очень широкими шинами, предназначенными для передвижения по сложным трассам и труднодоступным местам. Их вес иногда достигает 20 кг, но чаще колеблется в районе 18 кг.
Сюда же относятся мужские дорожные модели, произведенные в советские и российские времена, со стальной рамой, задним багажником, передней корзиной, стальными крыльями, фонарем, звонком, подножкой, защитой для цепи и большими колесами. Их общий вес может достигать 22 кг и даже превышать эту отметку.
Так же в эту категорию входят и МТВ (маунтинбайки). Несмотря на то, что их рама часто сделана из карбона, их вес зачастую составляет 17-19 кг, что связано с тяжелыми колесами.
Байки для даунхилла и триала часто превышают 20 кг; такое увеличение массы связано с их усиленной конструкцией, необходимой для обеспечения работы под большими нагрузками.
Байки среднего веса
К этой группе относятся городские и горные велосипеды с алюминиевыми рамами, а также хардтейлы, предназначенные для кантри-кросса и горных спусков. Гибриды, являющиеся смесью горных и дорожных моделей, также сюда входят. Вес таких велосипедов варьируется в пределах 10-17 кг, что делает их самой популярной и распространенной категорией. Рамы этих моделей производятся не только из алюминия, но и из карбона и титана.
Легкие модели
В эту категорию входят BMX — велосипеды, предназначенные для исполнений трюков. Вес таких моделей колеблется от 7 до 10 кг, что делает их удобными для выполнения прыжков и обеспечивают легкость в маневрировании.
Очень легкие
В данную категорию входят шоссейные велосипеды, чей вес не превышает 8 кг, а также облегченные эксперты BMX, вес которых составляет от 5 до 6 кг. Шоссейные модели производятся с карбоновыми или титановыми рамами и почти не имеют дополнительных элементов. Абсолютным рекордсменом по минимуму веса является шоссейный велосипед, весом 3,5 кг, но по правилам Международного союза велосипедистов, на соревнования допускаются модели, массы не менее 6,8 кг.
Детские
Детские велосипеды составляют отдельную категорию и требуют особого подхода. Часто модели с двумя боковыми колесиками для детей от 3 до 7 лет изготавливаются из дешевых стальных материалов, что приводит к увеличению веса и, как следствие, вызывает сложности с переключением на педали и остальными маневрами. Ребенку может оказаться сложно катить его, не говоря уже о том, чтобы заехать в горку. Особенно это касается новых моделей, на которых малыш затрачивает максимум усилий, чтобы прокрутить педали хотя бы один раз.
Рассчитывать на полноценное катание здесь не приходится, и многие родители после неудачного опыта предпочитают продавать такие велосипеды или отдавать их на «перепосев» до лучших времён. Производители, естественно, получают множество недовольств и стараются улучшить качество изделий.
Однако эти усилия пока удаются в основном зарубежным компаниям, в то время как вес отечественных моделей зачастую остается на высоком уровне и достигает 12 кг.
Нормы и рамки
Теперь давайте рассмотрим несколько реальных примеров, сколько весит велосипед того или иного типа и на какие цифры следует ориентироваться, выбирая байк.
Шоссейные велосипеды
Шоссейные велосипеды, особенно те модели, которые разрабатываются специально для шоссейных гонок, обычно имеют очень низкий вес. Для их изготовления используются передовые материалы, карбоновые рамы и титановые элементы (в дополнение к высокой стоимости и надежности, титан имеет видимые преимущества в легкости компонентов).
Существует даже рекордный шоссейный велосипед весом 3.5 кг. Однако постоянные усилия инженеров продиктованы ограничениями в соревнованиях — Международный союз велосипедистов установил минимальный вес спортивного велосипеда в 6.8 кг, позволяя участвовать в официальных мероприятиях.
При покупке в магазине нормальным считается вес шоссейного велосипеда с алюминиевой рамой до 8 кг.
Горные модели
Горные велосипеды обычно значительно тяжелее своих шоссейных аналогов. Эта разница в первую очередь обусловлена усиленной рамой и наличием амортизаторов, которых нет на жестких моделях. В каждом дополнении конструкции также ведется борьба за уменьшение веса — используются титановые сплавы, облегченные элементы конструкции и механизмы.
Можно наткнуться на MTB весом от 5 до 8 кг, но средний параметр для крепкого взрослого велосипеда составляет 11 кг с диапазоном 9-14 кг. Спортивные модели для триала и даунхилла могут превышать 20 кг — такие тяжелые байки, несмотря на современные решения в сфере реализации, должны выдерживать большие нагрузки.
Другие модели
Отдельного упоминания заслуживают крайние случаи.
Во-первых, это разнообразные специализированные байки, такие как BMX, трековые велосипеды и фикс-гиры. В таких моделях вес имеет значение, но сильно зависит от бренда и концепции, поэтому дать стандартные ориентиры практически невозможно.
С другой стороны, немалую популярность имеют бюджетные велосипеды — так называемые «ашанбайки», чья цель — максимальная дешевизна. Они изготавливаются с тяжелыми стальными рамами и имеют ненадежные, грубые механизмы. Подобные модели встречаются на рынке каждое лето и часто разочаровывают своих владельцев.
Байк для даунхилла
Как облегчить велосипед
Отдельно стоит рассказать о методах, позволяющих облегчить уже имеющийся велосипед. Разберем эти способы по степени важности.
1. Рама. При выборе велосипеда рама — это основной элемент, размер и материал которой влияют на массу в наибольшей степени. Ее выбирают в соответствии с ростом и анатомией, и здесь именно рама несет основную долю веса байка.
2. Колеса. Колеса в меньшей степени влияют на вес, но они являются первым элементом, сокращение которого дает возможный прирост при увеличении скорости, так как раскручивать тяжёлую окружность требует большие усилия велосипедиста на каждом старте. Этот эффект особенно заметен на дорогах, но менее значим на сложных маршрутах. Основная масса и инерция колеса обеспечиваются покрышками — часто на горные модели идут массивные покрышки, и на городских маршрутах их стоит сменить на более легкие. За ними следует обратить внимание на материал ободов, а спицы и втулки влияют на вес гораздо меньше.
3. Амортизационная вилка. Эта часть может весить до нескольких килограммов. Особенно это характерно для недорогих пружинных моделей, которые часто встречаются на MTB и начальных уровнях гибридов. Замена на профессиональную вилку (воздушную или масляную) имеет значение не только для общего веса, но также меняет восприятие езды.
4. Руль и подседельный штырь. Сменные элементы, которые фиксируются на раме, можно поменять на более легкие карбоновые версии, что поможет снизить вес без шоковых трат.
5. Прочие детали. Конечно, цепи, переключатели и дополнительный обвес тоже влияют на общий вес. Однако в большинстве случаев учесть данные детали неэффективно, и легче будет рассмотреть покупку нового велосипеда в целом.
Трюковые велосипеды
Трюковые велосипеды, или BMX (Bicycle MotoX / Motocross) характеризуются компактным размером рамы и небольшим диаметром колес, низко расположенным сиденьем. Эти велосипеды созданы для маневренности, и их сложно использовать для долгих поездок — на них не сидят, а прыгают и выполняют акробатические трюки. Также существуют модели, предназначенные для выполнения трюков с высоты. Обычно весит от 9 до 12 кг.
Когда стоит купить: если вы хотите попробовать себя в выполнении трюков.
Как подобрать размер велосипеда по росту
Если выбрать сочетающийся с ростом велосипед слишком маленьким, колени будут застегиваться, а при слишком большом — начнет болеть спина, ведь придется прикладывать усилия для удержания руля. Чтобы обеспечить комфорт и безопасность во время езды, следует определить расстояние от паха до верхней части рамы в положении стоя — ладонь должна свободно проходить между ними.
Также можно учитывать размеры рам, указанные производителем. Обычно под этим параметром подразумевается расстояние между местом крепления сиденья и осью каретки, измеряемое в дюймах. Некоторые производители также обозначают размеры с помощью латинских букв — XS, S, M, L, XL, XXL. Удобное соотношение может быть следующим:
Рост | Размер рамы в дюймах | Размер латиницей |
---|---|---|
130−155 см | 13−14 дюймов | XS |
145−165 см | 15−17 дюймов | S |
155−175 см | 17−19 дюймов | M |
175−185 см | 19−20 дюймов | L |
180−195 см | 21−22 дюйма | XL |
190−205 см | 23−24 дюйма | XXL |
Размерная таблица является лишь ориентировочной: человек с ростом 180 см может выбрать велосипед с рамой 19−22 дюйма. Это объясняется разницей в анатомическом строении — у кого-то ноги длиннее, а у кого-то короче, несмотря на одинаковый рост. Если вы впервые выбираете велосипед, лучше попросить у продавца возможность подсесть на него хотя бы на пару метров, чтобы оценить, не задевает ли рама паховую область при посадке и удобно ли переносить ногу с педали на землю. Обычно для мелких регулировок можно настроить высоту сидения, однако если велосипед слишком велик, велика вероятность получения травмы при столкновении с рамой.
Кроме того, стоит обратить внимание на размер колес велосипеда, так как он также зависит от роста. Обычно этот показатель сбалансирован — вы вряд ли найдете велосипед с большой рамой и маленькими колесами. Однако полезно ознакомиться с общими стандартами:
- до 16 дюймов — детские велосипеды;
- 20 дюймов — также детские, но встречаются и в BMX-моделях;
- до 24 дюймов — подростковые или складные городские велосипеды;
- 24−27,5 дюйма — стандартные взрослые велосипеды, подходящие для небольших и средних людей;
- 28−29 дюймов — шоссейные или горные велосипеды для высоких людей.
Не стоит забывать про шины — чем они толще, тем больше сопротивление, что делает езду более сложной. Но управлять велосипедом с толстыми шинами гораздо проще. Кроме того, стоит учитывать и протекторы: гладкие шины лучше подходят для шоссейных гонок, в то время как шипованные дают меньшее сцепление на асфальте, однако необходимы для езды по неровным маршрутам.