По правилам дорожного движения велосипедистам разрешено передвигаться по автотрассам, начиная с четырнадцатилетнего возраста. Тем не менее, это налагает на них определённые обязанности, несоблюдение которых может привести к угрозе безопасности как для них самих, так и для других участников дорожного движения.
Является ли велосипед транспортным средством и к какому виду относится?
Когда мы говорим о транспортных средствах, в нашем сознании чаще всего возникают образы автомобилей, троллейбусов, автобусов или других привычных средств передвижения. Однако велосипед зачастую воспринимается менее серьезно. На автодорогах нередко можно наблюдать, как велосипедисты проезжают, прижимаясь к бордюрам, чтобы обезопасить себя. В данной статье мы пока рассмотрим, считается ли велосипед средством транспорта и к какому именно виду он относится.
Определение транспортного средства
Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения (ПДД), транспортом является любое устройство, которое предназначено для перевозки людей, а также грузов и установленного на транспорте оборудования. Основная функция любого транспортного средства — это перевозка. Классификация транспортных средств определяет несколько категорий:
- рельсовые;
- колесные;
- гусеничные.
По ПДД велосипед классифицируется как колесное механическое средство, которое приводится в движение усилием мышц человека, сидящего на нем, либо электродвигателем, мощность которого не превышает 0,25 кВт при длительной работе и который отключается при достижении скорости более 25 км/ч.
Следует отметить, что велосипедист обладает статусом водителя велосипеда, что налагает на него обязанность соблюдать правила дорожного движения и нести ответственность за их нарушение и за безопасность движения. Эта обязанность становится особенно важной для тех велосипедистов, кто использует дороги общего назначения.
При выходе на проезжую часть велосипедист становится полноправным участником дорожного движения, равным водителям автомобилей и общественного транспорта. Однако не все велосипедисты действуют ответственно, несмотря на то, что достигли совершеннолетнего возраста. Перемещение по автотрассе разрешено только лицам, достигшим 14 лет. Стоит отметить, что иногда даже более взрослые велосипедисты ведут себя на дороге беспечно, подобно пешеходам.
Важно помнить, что когда велосипедист сходит с велосипеда, он подчиняется обычным правилам для пешеходов, а когда движется на велосипеде — соблюдает правила для транспортных средств.
Что такое велосипед?
Велосипед — это механическое транспортное средство, которое обладает следующими характеристиками:
- Минимум два колеса.
- Педали или рукоятки, которые приводят в движение велосипедиста или пассажира.
- Возможность иметь электродвигатель мощностью до 0,25 кВт, который автоматически отключается при скорости выше 25 км/ч.
Моноцикл, то есть устройство с одним колесом, не считается велосипедом, хотя в обиходе его могут называть одноколесным велосипедом.
Какие права нужны, чтобы ездить на велосипеде?
Управлять велосипедом могут даже дети, и для этого им не требуется водительское удостоверение.
По правилам дорожного движения велосипедист считается водителем. Однако, если он сойдет с велосипеда и будет вести его рядом, то становится пешеходом. Как и другие участники дорожного движения, велосипедист обязан соблюдать требования дорожных знаков, сигналы светофора, указания регулировщика и дорожную разметку.
Велосипедисты обязаны выполнять определенные обязанности, присущие водителям:
- Перед выездом — проверить в исправности тормоза и управление.
- Если тормоза, руль, звуковой сигнал, фары или фонари не работают — отремонтировать, или следовать к месту ремонта с осторожностью.
Тем не менее, для управления велосипедом не нужны водительское удостоверение, полис обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО) или документы на сам велосипед. Велосипед не считается механическим транспортным средством, от водителей которых требуется продемонстрировать удостоверение на требование сотрудников ГИБДД.
Если велосипедист нарушит правила дорожного движения, его привлекут к ответственности — однако не как водителя транспортного средства, а как велосипедиста. Он не может быть оштрафован за те нарушения, которые караются у водителей автомобилей.
Что такое велосипед с точки зрения ПДД?
В первую очередь рассмотрим обновленное понятие «велосипед», представленное в пункте 1.2 Правил дорожного движения:
«Велосипед» — это транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по меньшей мере два колеса и приводится в движение в основном за счет мускульной энергии лиц, находящихся на этом транспортном средстве, через педали или рукоятки. Кроме того, велосипед может оснащаться электродвигателем с максимальной номинальной мощностью, не превышающей 0,25 кВт, который автоматически отключается при превышении скорости в 25 км/ч.
Согласно новому определению, начиная с 1 марта 2023 года, велосипеды должны быть обязательно оснащены педалями (для традиционного велосипеда) или рукоятками (для велосипедов с ручным приводом).
Это определение явно подчеркивает, что с точки зрения ПДД не являются велосипедами следующие средства передвижения, которые также используют мускульную силу:
- беговелы;
- самокаты;
- скейтборды;
- роликовые коньки;
- моноциклы.
Также в данную категорию не попадают средства индивидуальной мобильности, которые тоже не оснащены педалями и рукоятками.
Примечание. До 1 марта 2023 года правила разрешали рассматривать некоторые электросамокаты как велосипеды. Этот вопрос рассмотрен подробнее в статье «ПДД для прокатных самокатов».
Кроме стандартных двухколесных велосипедов ПДД также позволяют классифицировать как велосипеды трехколесные и четырехколесные средства, приводимые в движение педалями (так называемые веломобили).
Пример такого велосипеда можно увидеть на изображении слева, и он значительно отличается от обычного велосипеда.
Итак, с 1 марта 2023 года в тексте Правил дорожного движения будет четко обозначена граница между велосипедом и средствами индивидуальной мобильности, и это является положительной новостью.
Сигналы светофоров для велосипедистов
6.5. Когда сигнал светофора представлен в виде силуэта пешехода и (или) велосипеда, то его действие распространяется только на пешеходов и велосипедистов. В этом случае зеленый сигнал разрешает, а красный сигнал запрещает движение этих участников дорожного движения.
6.5. Когда сигнал светофора изображает силуэт пешехода, он применим только для пешеходов. Сигнал светофора в виде велосипеда распространяется на велосипедистов и водителей мопедов, которые движутся по выделенной велополосе. Лица, использующие средства индивидуальной мобильности в соответствии с пунктом 24.2 настоящих Правил, должны следовать сигналам светофора в виде силуэта пешехода или велосипеда, в зависимости от того, где они передвигаются: по тротуару, пешеходной дорожке, велосипедной или велопешеходной дорожке, полосе для велосипедистов. Зеленый сигнал разрешает движение, в то время как красный запрещает движение для пешеходов, велосипедистов и людей на средствах индивидуальной мобильности.
В данном пункте законодатели четко разделили светофоры для пешеходов и для велосипедистов. До 1 марта 2023 года данное положение не так явно указывало на различие, допускающее столкновение правил для пешеходов и велосипедистов.
С 1 марта 2023 года светофоры будут четко разделены на 2 группы: одни будут предназначены для велосипедистов, а другие — для пешеходов. Средства индивидуальной мобильности будут подчиняться тем или иным сигналам в зависимости от их местоположения на дороге. Более подробную информацию по этому вопросу можно найти в статье «Сигналы светофоров для средств индивидуальной мобильности с 1 марта 2023 года».
Также с 1 марта 2023 года велосипедные светофоры будут применяться и для мопедов, когда они передвигаются по велосипедной полосе.
Могут ли в ГИБДД выписать велосипедисту штраф?
Да, такая возможность существует. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) не дает полномочий на это, поскольку велосипед не является полноценным транспортным средством, в отличие от правил дорожного движения. Вместе с тем, в КоАП имеются статьи, которые все же предполагают меры воздействия на виновных велосипедистов:
- Нарушение любых правил со стороны велосипедиста влечет за собой штраф в размере 800 рублей;
- Нарушение правил в состоянии алкогольного опьянения — штраф от 1 до 1,5 тысяч рублей;
- Создание помех движению автотранспорта — штраф в размере 1 тысяча рублей;
- Причинение вреда здоровью — денежное взыскание от 1 до 1,5 тысяч рублей.
Стоит ли рисковать?
Можно ли выезжать на автотрассу или проще скрытно передвигаться по краю пешеходной зоны? Вряд ли стоит опасаться общения с водителями автомобилей, ведь важно осознавать, что велосипедист тоже полноценный участник дорожного движения. Выхаживать на проезжую часть возможно и даже необходимо, однако такое решение требует серьезного подхода к соблюдению всех требований, разработанных для велосипедистов, включая скоростной режим и постоянную бдительность на дороге.
Где ездить и кому уступать?
В пределах пешеходных зон велосипедисты теряют свое преимущество перед другими участниками движения. Это означает, что если их перемещение создает помехи для пешеходов, они обязаны сойти с велосипеда и вести его рядом с собой.
Поскольку велосипед управляется мускульной силой человека, он не относится ни к специальным, ни к пассажирским видам транспорта, имеет преимущество перед автомобилями на велосипедных дорожках и в пешеходных зонах, но теряет его на проезжей части.
Согласно правилам, за пределами городских зон пешеходы обязаны двигаться против направления автомобильного транспорта, а люди, ведущие велосипед, должны следовать в том же направлении, что и транспорт.
Согласно закону, велосипедист и аналогичные виды транспорта должны придерживаться велосипедных дорожек, а в случае их отсутствия — двигаться максимально близко к правому краю проезжей части.
Когда велосипедист не может передвигаться по дорожкам, а дорога затруднительна, ребенок младше 14 лет или ребенок до 7 лет, находящийся с ним, может двигаться по тротуару.
Передвижение на велосипеде по городу требует ответственности и осведомленности.
Правила-запреты для водителей не механических средств
- Велосипедисты обязаны выполнять поворот направо. На улицах городов, имеющих более двух полос для движения, а также на автомагистралях, поворот налево строго запрещен. Во всех таких случаях велоистам следует пешком осуществлять поворот, ведя велосипед рядом или в руках.
- На не механическом транспорте запрещена любая буксировка. Сотрудники ГИБДД часто сталкиваются с попытками велосипедистов и водителей мопедов осуществить буксировку.
- Рекомендуется всем любителям велопрогулок носить защитный шлем. В правилах дорожного движения нет обязательного требования для не механического транспорта по поводу ношения шлемов, но хорошо подобранный велошлем может сохранить жизнь и здоровье в случае аварии с автомобилем.
- Запрещается перевозить детей на рамах или багажниках, если они не имеют специального места для перевозки. Специальным местом считаются кресла со спинкой и надёжным заводским креплением, которые могут быть установлены на багажник или раму.
Если вы новый любитель велосипедного спорта, но уже активно увлеклись катанием, вот несколько полезных советов от опытных велосипедистов:
- Обратите особое внимание на выбор резины. Если ваши поездки проходят в основном по асфальтированным покрытиям или утрамбованным грунтовым дорогам, выбирайте полуслики — легкую резину с гладкой центральной частью и грунтозацепами по краям. Вы будете удивлены, насколько улучшится ход вашего транспорта.
- Не стоит торопиться! Новички часто на первых этапах стремятся к скорости. Это может приводить к падениям и излишним физическим перегрузкам. Опытные велосипедисты рекомендуют ездить размеренно, уделяя внимание дистанциям от других участников движения. Если вы планируете преодолевать менее 50 км в день, следует избегать гонок, сосредоточившись на технике езды.
- Выбор педалей имеет большое значение. Убедитесь в надежной фиксации стопы на педали. Раньше профессиональные велосипедисты использовали ремни для крепления, но теперь есть много решений в виде специальных туфель, которые, будучи пристегнутыми, существенно повышают безопасность.
- Уделите внимание выбору седла! Проявите заботу заранее и выберите удобное седло. Опытные велосипедисты не рекомендуют выбирать слишком мягкие седла на начальном этапе. Подберите среднее по жесткости и размеру седло. Неприятных ощущений, разумеется, не избежать, однако со временем вы привыкнете к нему после нескольких поездок.