На сегодняшний день Дулёвский фарфоровый завод производит изделия разнообразного ассортимента. В его ряды входят не только различные декоративные вазы и подарочные наборы, но также сервизы и специализированная посуда для работы в сфере общественного питания. Это завод обеспечивает фарфором практически всю территорию России, а его продукцию можно найти и в странах как Норвегия, Канада, США, так и в государствах ближнего зарубежья.
Завод по производству фарфора | Дулёвский Фарфор
Дулевский фарфоровый завод – это одно из старейших и наиболее признанных фарфоровых производств в нашей стране. Его основания берут свое начало в 1832 году, когда он был заложен в Подмосковье, в окружении выдающихся месторождений гжельских глин, известность которых основана на их высоком качестве. Продукция завода, в частности белоснежные чашки и чайники, украшенные яркой многоцветной росписью, продавалась по довольно доступным ценам, что способствовало быстрому росту популярности фарфоровых изделий. Спустя почти два века, Дулевский завод продолжает славиться симбиозом качества и доступности своего фарфора, предлагая широкий ассортимент товаров.
Интернет-магазин фарфорового завода
Для многочисленных ценителей продукции Дулевского фарфорового завода его официальный сайт dulevo.ru представляет собой настоящую находку. Операционный интернет-магазин, работающий напрямую с данным знаковым предприятием, позволяет быстро и удобно приобрести изделия с клеймом ДФЗ. При этом возможна доставка заказов в любую точку как России, так и мира. Вот несколько преимуществ, которые предлагает интернет-магазин:
- широкий выбор фарфоровой продукции ДФЗ; изделия, отсутствующие на складе, могут быть изготовлены по индивидуальному заказу клиентов;
- клиенты могут быть уверены в подлинности приобретаемых товаров — особенно это важно для изделий с высокой художественной ценностью, которые признаны произведениями искусства;
- все фарфоровые товары пакуются с максимальной осторожностью и профессионализмом, что минимизирует вероятность повреждения во время доставки.
Советский период развития завода
Национализация завода произошла в 1918 году. В первые годы советской власти все усилия были направлены на восстановление и развитие производственных мощностей. Однако эти мирные намерения были нарушены началом Великой Отечественной войны, и все производственные процессы на заводе были сосредоточены на поддержке фронта и достижении Победы. В послевоенное время, в 1950 году, объем производства завода достиг показателей довоенных лет. В дополнение к массовому производству фарфора, в то время также создавались шедевры русского фарфора. В эту эпоху в художественной лаборатории завода работали такие известные художники как Пётр Васильевич Леонов, Иван Григорьевич Коньков, А. И. Прохоров, Ф. Ф. Маслов, Владимир Климентьевич Яснецов, С. Г. Аникин, С. Е. Медведев и многие другие, а также скульпторы, включая Алексея Георгиевича Сотникова и остальных. Работы этих творцов стали украшением музеев и галерей по всему миру и очень востребованы коллекционерами. Изделия художников завода были удостоены множества наград и премий. Например, скульптура А. Г. Сотникова «Сокол» получила медаль «Гран-при» на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году и стала символом Дулевского завода, а ее графическое изображение было выбрано как торговая марка предприятия. В 1976 году завод был награжден орденом Ленина за выдающиеся достижения в области фарфорового производства.
1937 г. — Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Париже
В 1937 году Дулёвский завод получил Большую золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за рисунок «Красавица», созданный главным художником Петром Васильевичем Леоновым.
1958 г. — Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе
В 1958 году завод завоевал медаль «Гран-при» на Всемирной выставке в Брюсселе за скульптуры «Сокол» и «Курица», созданные Алексеем Георгиевичем Сотниковым, а также большую золотую медаль за рисунок «Золотой олень», выполненный главным художником Петром Васильевичем Леоновым.
1976 г. — Орден Ленина за выдающиеся достижения в развитии фарфоровой отрасли.
Новейшая история развития завода
С 2012 года на заводе продолжается масштабная модернизация. Были установлены новые печи чешского и французского производства, а также обновлено оборудование для формовки изделий. В настоящее время это современное и технически продвинутое предприятие, где трудится свыше 700 человек. Завод остается самым крупным в России и одним из ведущих в Европе по производству высококачественного фарфора для широкого круга потребителей. Мастера завода активно занимаются внедрением новых форм и рисунков, а лучшие технологи работают над совершенствованием производственных процессов. В настоящее время Дулевский фарфоровый завод поставляет свою продукцию по всей территории России, охватывая 75 её регионов, а также в 6 стран ближнего зарубежья, включая США, Канаду, Норвегию и ряд других государств.
Клейма завода Дулёво
Кузнецовский период
Самые ранние клейма, относящиеся к Дулёво, были установлены во времена руководства заводом Сидором Терентьевичем Кузнецовым до 1864 года. Клейма, использовавшиеся во время управления его отцом, Терентием, пока не удается найти. При С. Т. Кузнецове изделия из фарфора маркировались с помощью аббревиатуры СТК, что было сокращением его имени, отчества и фамилии. Иногда производимые товары клеймили обозначениями ЗК или ЗСК, что вероятно обозначало «завод Сидора Кузнецова».
Кроме простой аббревиатуры, в это время использовались также декоративные клейма. Например, для более дорогих изделий применялось клеймо с надписью ЗСТК в Дулёве, выполненное золотой краской и окруженное цветочным орнаментом. Также встречаются клейма, содержащие фамилию Кузнецова, которые на фарфоровых изделиях наносились зеленой или синей краской до глазурования, а на фаянсе – черной краской или вдавливанием в массу.
После перехода завода к Матвею Сидоровичу Кузнецову в клеймах стали указывать инициалы нового владельца, что также изменило и саму форму клейма.
В этот период также использовалось сокращение К.Д.М., означающее «кузнецовская дулёвская мануфактура».
В 1872 году за заслуги на промышленных и политехнических выставках Кузнецов получил привилегию на использование российского герба в своих клеймах, которые ставились вместе с сокращением К.Д.М. либо на округлых клеймах с указанием названия фабрики. Для экспортируемой продукции в Азию также использовались клейма с изображением государственного герба.
Советский и постсоветский периоды
После национализации предприятия, в клеймах стали присутствовать элементы, характерные для периода СССР. В частности, это изображение герба Советского Союза, серпа и молота, звезды, а также такие аббревиатуры, как РСФСР, ЦФФТ (Центрофарфорторг) и РТФ (Российский фарфоровый трест).
Также встречается клеймо, где обозначены буквы т и д, при этом первая буква крупнее, чем вторая, что указывает на торговый дом.
Для продукции, распространявшейся через определенные торговые сети, использовали отдельные клейма. Так, с 1934 по 1947 годы изделия поступали через Главный универсальный магазин Наркомторга СССР и Мособлгорспецторг, при этом последняя торговая сеть была нацелена на органы внутренних дел.
История завода
В 1832 году предприимчивый крестьянин из поселка Гжель, Яков Васильевич Кузнецов, совместно с сыновьями Терентием и Анисимом, основал фарфоровый завод в окрестностях Ликино в Подмосковье. Это заведение стало вторым семейным предприятием после небольшой экспериментальной мануфактуры, организованной в родной волости.
Кузнецовы нацеливались на покупательскую аудиторию из своего сословия — зажиточных крестьян и купцов, предлагая им доступные по цене фарфоровые изделия в стиле Гжели. В то же время для состоятельных помещиков, от которых зависел успех завода, выпускались более дорогие классические сервизы, в традициях производства заводов Попова и Гарднера.
С течением времени у продукции Кузнецовых сформировался собственный и неповторимый стиль, в котором народная роспись гармонично сочеталась с изящным полупрозрачным фарфором необыкновенной белизны и утонченной позолотой. При управлении внука Кузнецова — Матвея Сидоровича, завод достиг период своего наибольшего расцвета. Владелец осознавал важность конкуренции, поэтому вкладывал средства в качественные сырьевые материалы и новые по тем временам технологии.
Номер один в России
В 1859 году завод, на котором трудилось более 800 рабочих, приносил прибыль в 90 тысяч рублей ежегодно. Империя фарфора Кузнецовых быстро расширялась, открывались новые мануфактуры в Риге, Харькове, Славянске, Твери и других городах Подмосковья. К 1889 году было сформировано Товарищество производств фарфорово-фаянсовых изделий, которое сделало династию Кузнецовых лидерами в области тонкостенной керамики. Однако среди всех этих предприятий именно завод под Ликино выделялся своим особым статусом и значением. Его продукция была самой востребованной на внутреннем и внешнем рынке.
Авангардному развитию предприятия способствовали такие ключевые факторы:
- удобное расположение на Дулёвской пустоши, рядом с лесом, что обеспечивало производство дешевым топливом;
- использование высококачественного местного сырья — знаменитых гжельских глин, что существенно экономило средства;
- высокая безработица в регионе, благодаря чему мастера соглашались выполнять больший объем работ за низкую оплату. Мастера-горожане, обученные художниками, приходившими из Гжели и других территорий, создавали произведения искусства, которые украшали дома императорской семьи и высшее общество Европы;
- внедрение множества технологических новшеств, начиная от паровых и электрических машин и заканчивая специальными методами помола сырья, которые гарантировали после обжига тонкий, прочный и плотный черепок;
- Матвей Кузнецов стал первым, кто в мире ввел конвейерный метод — разделение труда на отдельные операции, каждая из которых выполнялась специально обученной группой рабочих. Созданные цеха по подготовке сырья, литью, росписи, обжигу и сортировке готовых изделий значительно увеличили объем производства и повысили качество продукции.
Помимо массового производства повседневной посуды, также уделялось должное внимание авторскому фарфору, который имел высокую художественную ценность. Важные проекты привлекали к сотрудничеству известных живописцев и скульпторов, таких как Михаил Врубель и Борис Кустодиев.
Современный ассортимент прославленного завода
Из огромной фарфоровой империи Кузнецова на сегодняшний день сохранилось только завод в Ликино-Дулёво. В 2012 году его активы были переданы в частные руки. Новый директор завода, Анатолий Ионов, осуществил масштабную реконструкцию на производстве, которое к тому времени было в довольно запущенном состоянии, заменив устаревшие печи на новый немецкий и французский оборудования. Также были модернизированы производственные линии и автоматизировано множество ранее ручных процессов, что дало возможность значительно обновить и расширить ассортимент выпускаемой продукции.
Сегодня акцент сделан на производстве профессионального фарфора для ресторанов и гостиниц. Однако также частично восстановлены прежние коллекции, благодаря которым завод со временем занял почетное место среди главных европейских производителей.
Что можно купить
В новом каталоге дулёвского фарфора представлены как повседневные сервизы, так и авторские изделия. Говоря о первых, это недорогой и качественный фарфор, соответствующий современным стандартам. Товары в данной категории сегмента масс-маркет включают следующее:
- экологичные материалы;
- возможность мытья в посудомоечных машинах и использования в микроволновых печах (если такая информация указана в маркировке);
- простота в уходе — благодаря гладкой поверхности и оптимальной толщине глазурного слоя, такая посуда легко очищается от любых пятен;
- эргономичная форма, удобная для хранения.
В дизайне современных изделий присутствуют как восстановленные с любовью мотивы прошлых лет, так и новые креативные решения. Особенно популярны старинные агашки, которые по традиции наносятся вручную. О характеристиках и типах росписи производитель обычно уведомляет на упаковках или в каталоге на официальном сайте, где могут использоваться такие методы, как подглазурная деколь, ручной рисунок и отделка 24-каратным золотом.
Недавно введенные в производство сервизы и отдельные компоненты также создаются по европейским стандартам. На них рисунок наносится методом горячей деколи, а затем они покрываются прозрачной глазурью. Данная технология позволяет снизить цену изделий без ущерба для потребительских и гигиенических качеств. Традиционные дулёвские мотивы, существовавшие в XIX-XX веках, наносятся исключительно вручную. Такие изделия обладают художественной ценностью, хотя и не могут сравниться с антикварным фарфором. Эти предметы маркируются красным цветом, обозначающим высокую категорию. Сервизы и чайные пары с ручной росписью являются великолепным подарком и памятным сувениром, который не требует значительных затрат, однако гарантировано произведет впечатление на получателя.
Авторские изделия
Для коллекционеров и ценителей искусства ДФЗ предлагает ряд эксклюзивных вещей, производимых по индивидуальным заказом или в ограниченных объемах. Возглавляют это направление ведущие художники завода, которые разрабатывают как образцы для массового производства, так и работают над индивидуальными проектами. В их ассортимент входят:
- чайные сервизы;
- вазы;
- декоративные тарелки;
- чайные пары;
- чайники;
- скульптуры.
Как это делают в Ликино-Дулеве
Изделия, выпускаемые в Дулёво, всегда отличались высоким качеством. Для их создания использовались лучшие глины и краски, которые завозили со всех концов страны и даже из-за границы. После революции, когда выбор зарубежных компонентов стал ограничен, здесь был учрежден первый в стране завод по производству подглазурных красок, эмалей и составов жидкого золота для фарфорового производства. Во времена Кузнецовых и в советский период фабрика всегда обслуживалась современными механизмами. На сегодняшний день на заводе работают инновационные печи, существенно сокращающие время обжига, а также современные машины для штамповки.
Сначала фарфоровую массу, в состав которой входят белые гжельские глины, смешивают с водой, очищают от примесей и отжимают лишнюю влагу, создавая пластичное тесто. Затем это тесто прессуется в плотные цилиндры, чтобы после нарезали заготовки, из которых в формовочном цехе создаются тарелки и блюдца.
Особое внимание стоит уделить человеческому фактору в производстве продукции. До сих пор многие процессы – от формовки до декорирования изделий – выполняются вручную. Даже посуда, которая украшена методом декалькомании (при помощи переводных картинок), дополнительно расписывается вручную.
Ежегодно в Ликино-Дулеве производится около 12 миллионов изделий. Вначале фарфоровая масса, содержащая гжельские глины, смешивается с водой, очищается от примесей, и из неё отжимается лишняя влага для получения пластичного теста. Затем тесто прессуется в цилиндры, нарезаются заготовки, а затем в формовочном цехе из них формируются тарелки и блюдца.
Тонкостенные чашки изготавливаются из жидкой фарфоровой массы, шликера, после чего изделия в руках мастера получают недостающие части, такие как ручки и носики.
После этого изделия обжигаются, покрываются белоснежной глазурью, и снова отправляются на обжиг. На готовый белый фарфор, который так и называется «белье», наносятся заводские клейма, после чего начинается самый важный этап — ручная роспись. Самые сложные изделия расписывают профессиональные художники.
Прикоснуться к легенде
В просторном музея завода, который входит в Ассоциацию частных музеев России, можно провести целый день. Здесь находятся как артефакты, связанный с эпохой Кузнецовых, так и работы художников, оставивших свой след в истории Дулева, а также тематические коллекции от агитационного фарфора двадцатых годов до изделий времен Великой Отечественной войны и эпохи покорения космоса. По выставленным в витринах экспонатам можно проследить историю нашей страны, увидеть не только известные изделия, но и экспериментальные образцы, которые представляли собой начало новой эры. Лучше всего приходить на экскурсию, так как гид предоставит массу интересной информации об истории завода и его «хрупких шедеврах», находящихся под стеклом.
Возможности музея также включают продажу реплик знаменитых дулевских статуэток, вручную декорированных сервизов (например, «Золотой олень», «Красавица», «Розовая птица» с неповторимыми рисунками Петра Леонова), или же просто чайную пару с очаровательным рисунком розы-агашки.
Музей открыт со вторника по субботу. Билет стоит 400 рублей, участие в экскурсии необходимо заблаговременно согласовать. Для желающих проводятся мастер-классы по росписи тарелок (стоимость участия варьируется от 500 до 1000 рублей).
Помимо музея, есть возможность также увидеть производственные мощности, экскурсии по которым проводятся со вторника по пятницу, тоже по записи (стоимость тоже составляет 400 рублей). Вы узнаете о главных этапах превращения сырья в готовую продукцию и о различных приемах декорирования, включая как механизмы, так и художественные методы.
Стоит также непременно заглянуть в магазин при заводе. Его ассортимент очень разнообразен — от обычной столовой посуды с простыми узорами до почти уникальных авторских скульптур. Вы сможете приобрести реплики знаменитых дулевских статуэток, вручную оформленные сервизы, такие как «Золотой олень», «Красавица», «Розовая птица», а также простую чайную пару с милым рисунком розы-агашки.