Японская каллиграфия. О духовных основах «пути письма»

Чтобы писать мастерски дзэнскую каллиграфию, нужно освободить свой ум и позволить иероглифам выйти из себя, а не практиковаться и прилагать огромные усилия. Японский философ Нисида Китаро называл это состояние мусин (бездумье).

Эстетика японской каллиграфии: кисти, тушь, рисовая бумага, настроение.

Каллиграфия (сёдо: «путь письма») — самый распространенный вид искусства на Востоке. Это национальная страсть, общая эстетическая природа, культивируемая с раннего возраста среди японцев и китайцев. Красивые картины, музыка и поэзия встречаются нечасто, но блестящую каллиграфию можно найти в Китае и Японии в любое время и в любом месте истории.

Этот вид каллиграфии зародился в древнем Китае. В средневековом Китае превосходные каллиграфические навыки были необходимым средством для достижения высочайшего профессионального уровня, а отличный почерк был одним из самых основных и сложных требований на государственных экзаменах. Поэтому те, кто сдавал экзамены при императорском дворе, должны были в совершенстве овладеть невообразимо сложным искусством каллиграфии.

«Из Китая путь каллиграфии (сёдо) продолжился в Японию. «Китайская каллиграфия в основном связана с энергией, с внутренней силой кисти. Именно ощущение от прикосновения кисти занимает ведущее место. Но в японской каллиграфии это сила кисти, не прикосновение, не проникновение, а жест и танец».

В отличие от функционального и практичного европейского письма, японские иероглифы выполняют множество других задач, помимо информативной функции. Несколькими мазками кисти искусный мастер каллиграфии может передать мимолетное настроение, бросить четырехстрочный стих, мелькнувший в просветленном сознании, и в одно мгновение создать предмет искусства, достойный глубокого изучения целыми поколениями.

»Четыре драгоценности кабинета»

В древнем Китае четыре основных «инструмента» искусного каллиграфа носили благоговейные названия. Мастера придавали большое значение выбору и тщательному использованию этих инструментов. Они следующие: 1. кисть. 2. кисть. 3. тушь. 3. тушь. 4. бумага для каллиграфии.

Мастера каллиграфии в современной Японии, где это древнее искусство получило новое дыхание, используют следующие шесть предметов:

  • Ситадзики : чёрная, мягкая циновка.
  • Бунтин : металл для прижатия бумаги во время письма.
  • Ханси : специальная, тонкая бумага для письма, которую традиционно изготавливают из рисовой соломы. Обычно это Васи — традиционная японская бумага ручного изготовления.
  • Фудэ : кисть. Существует большая кисть для письма больших символов и маленькая — для написания имени художника.
  • Судзури : тяжелый, черный сосуд для чернил.
  • Суми : «тушь для письма» — твёрдый черный материал, в который втирается вода для производства чернил, куда затем макают кисть.

Эстетика японской каллиграфии кисти, тушь, рисовая бумага, настроение. фото № 1

Обучение каллиграфии включает в себя: 2) историю каллиграфии и теорию иероглифов и 3) изучение традиционной японской культуры и языка через каллиграфию.

Эстетика японской каллиграфии кисти, тушь, рисовая бумага, настроение. фото № 2

Техники японской каллиграфии

Техники японской каллиграфии

Как упоминалось ранее, ранняя японская каллиграфия была заимствована из китайской каллиграфии, поэтому многие принципы и методы очень похожи. Основные стили Сёндо:

Иероглифы печати чжуаньшу. Этот стиль письма появился в VIII или III веке до н.э. и стал официальным стилем в царствах Чжоу и Цинь.

Статья по теме:  Вяжем из «травки»: особенности и виды пряжи, советы рукодельницам

Существует два основных варианта: «большая печать» (дачжуань) и «малая печать».

Чжуаншу — самый распространенный из архаичных стилей каллиграфии.

Лишу, или лишу — официальный стиль письма китайской письменности, или цзошу — деловой стиль письма.

Этот стиль письма возник во второй половине третьего века до нашей эры, во времена династии Цинь Хань. Лишу был очень

Он был гораздо более экономичным по времени.

Для этого стиля характерно квадратное расположение иероглифов, характерная жесткая структура иероглифов и строгая вертикальность горизонтальных и вертикальных линий. Из-за компактности бамбуковых панелей ширина иероглифов превышает их длину.

Стиль Лишу сыграл важную роль в развитии образования и науки в Китае.

Кайшу (kǎishū), устар. Этот стиль письма развивался во времена династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) и достиг своего пика во времена династии Тан (618-907 гг. н. э.). Этот стиль имел тенденцию к более стандартизированному способу написания иероглифов.

Поскольку кайшу был даже более удобен, чем лишу, стиль стал популярным и широко распространился.

Синшу (Xíngshū), «нынешний стиль», исторический стиль китайской каллиграфии, имеет особенность в том, что черты этого стиля сливаются. Кисть почти никогда не отрывается от бумаги. Это самый молодой из стилей, произошедший от кайшу.

Образованный китаец может прочитать большую часть того, что написано в синшу.

Као-шу (cǎoshū) «быстрое письмо» — это общее название каллиграфического стиля, используемого для написания китайских иероглифов.

Он характеризуется простотой, экономичностью, плавностью и безостановочностью письма, поэтому пишется гораздо быстрее, чем другие стили. Однако такие тексты трудно читать тем, кто не знаком с цаошу. Этот стиль существует в основном как своего рода стенография или каллиграфический стиль. Люди, которые могут читать формальную или печатную форму китайских иероглифов, могут быть не в состоянии понять этот стиль.

Эдомодзи — это японский каллиграфический стиль, изобретенный в период Эдо для рекламы и вывесок. Он используется в Китае и Корее для вывесок японских ресторанов.

Уроки японской каллиграфии. Урок 1. Базовые принципыУроки японской каллиграфии. Урок 1. Базовые принципыУроки японской каллиграфии. Урок 1. Базовые принципыУроки японской каллиграфии. Урок 1. Базовые принципыЯпонская каллиграфия

Следующий иероглиф: «Человек»

Затем снова нажмите под углом 45 градусов и сделайте небольшой наклон.

Уроки японской каллиграфии. Урок 1. Базовые принципы

Затем нажмите и перейдите на другую сторону, остановитесь здесь, нажмите и медленно отпустите вправо. Это был знак «человек».

Уроки японской каллиграфии. Урок 1. Базовые принципы

Итак, мы нажимаем в трех местах.

Давайте попробуем еще раз!

Написав предыдущие кандзи «один» и «человек», мы прошли через 2 основных движения: томе (один) и харай (человек).

Каллиграфия и Дзэн

Смысл и суть японской каллиграфии можно понять, если рассматривать ее как неотделимую от дзэн. Японская каллиграфия развивалась под влиянием дзен-буддизма. Суть японской каллиграфии неотделима от учения дзэн. У практикующего каллиграфию есть только одна возможность создать произведение искусства с помощью кисти. Выполненные линии не могут быть исправлены и требуют полной концентрации мастера. Кисть передает состояние ума в данный момент.

Статья по теме:  Что нужно знать о холодном фарфоре

В этом контексте уместно говорить о хицудзэндо (筆禅道 / hitsuzendo: «путь кисти дзэн»). По мнению дзэн-буддистов, хицудзэндо — один из способов достижения самадхи, высшего просветленного состояния сознания в буддизме, и соединения с конечной реальностью. Хидзуэндо — это особая школа японской дзен-каллиграфии, в которой отсутствуют некоторые элементы (например, сознательная пропорциональность) современной каллиграфии. Цель каллиграфии хидзуэндо — выразить энергию переживания вечности и единства с конечной реальностью.

Японская каллиграфия

Одним из эмблематических символов каллиграфии хидзуэндо является круг Энсо (яп. 円相 / энсо: ), который символизирует истинную сущность и конечное просветление. Только тот, кто обладает чистым, просветленным разумом, может создать подлинное энсо. Ибо истинное энсо в хицудзэндо является продолжением просветленного сознания учителя, который его создает. Энсо, как и хицудзэндо в целом, выражает особую, тонкую эстетику японского минимализма.

Каллиграфией дзен занимались буддийские монахи. Чтобы создать произведение искусства, не нужно прилагать особых усилий. Важно достичь такого чистого состояния ума, свободного от мирских забот, чтобы иероглифы свободно формировались кистью практикующего, как свободный поток, объединенный с сознанием. Такое состояние сознания японский философ Нисида Китаро назвал мусин (無心). Оно основано на принципах и идеях пути дзен и в первую очередь ассоциируется с пробужденным сознанием.

Обратите внимание, что в Японии даже перед чайной церемонией (которая ассоциируется с дзен-буддизмом) необходимо уделить время изучению каллиграфии Сёдо (Shodo: ), чтобы очистить ум и сосредоточиться. Это считается самым важным шагом в подготовке к чайной церемонии.

Современная каллиграфия в Японии

Современная каллиграфия в Японии, даже если абстрагироваться от дзэн, — это не просто каллиграфия или красивое письмо. Ценность каллиграфии лежит гораздо глубже и не ограничивается внешней эстетикой визуально красивого письма. Вот интересный пример. В прошлом году, когда мы готовились к Норёку, сэнсэй дал нашей группе несколько разных текстов. Один из них был о каллиграфии. Казалось бы, это учебный текст. Но даже в нем японцы очень тонко дали понять, какой глубокий смысл они вкладывают в понятие «каллиграфия». Оказывается, что эти общие философские аспекты «способа письма», рассматриваемые в учебном тексте, в целом соответствуют и очень близки к буддийскому контексту, о котором говорилось выше.

Вот несколько выдержек из текста на японском языке. Японская каллиграфия — это не просто каллиграфия (書道はただの「字を上手に書く練習」ではありません…). Нахождение гармонии в сердце (心) — это ключ к пониманию каллиграфии. Основа японской каллиграфии — концентрация (集中力). Прежде чем нарисовать иероглиф, необходимо привести своё сердце и душу в полное спокойствие (心 3 を落ち着かせ、…). Такая концентрация позволяет движению кисти и форме знака возникнуть в уме (字の形と筆の動かし方を頭の中/ 自自分の心中に思い浮かべます). Линии, которые практикующий создает таким образом, выражают состояние его сердца и души (心中でイメージ), это их отражение и преемственность в материальном мире.

Статья по теме:  Декупаж для начинающих своими руками

Возможно, это и есть эстетика истинной красоты каллиграфического знака как отражение красоты души и достигнутой гармонии души. Такова философия и внутренняя основа японских каллиграфических работ.

Японская каллиграфия

Курсы каллиграфии

Если есть возможность, стоит воспользоваться возможностью научиться красиво писать у профессионалов. Специальные курсы есть во всех крупных городах. Обучение письму и каллиграфии кистью

Для тех, кто живет в небольших городах, где нет таких школ, выходом могут стать онлайн-курсы. Хотя может показаться, что они уступают традиционным курсам, это заблуждение. Опытный преподаватель может проверить каллиграфию и почерк своих учеников по видеочату.

Что касается стоимости этих курсов, то она не очень высока. Особенно если это онлайн вариант. Кроме того, репетиторы помогут подобрать правильные инструменты для письма и действительно полезный почерк.

Продолжительность курсов варьируется в зависимости от выбранной вами программы. Обычно это два месяца или больше. Сами занятия обычно длятся от 1 до 3 часов. В конце концов, чтобы прогрессировать в каллиграфии, нужно постоянно практиковаться. Если вы не можете этого вынести, возможно, вам стоит найти другое хобби.

Причины учить японский язык

Японский язык полезен как в личной жизни, так и на работе.

Путешествия

Поездка в Страну восходящего солнца может стать стимулом для изучения японского языка. Знание языка, даже на бытовом уровне, позволит вам общаться с местным населением и чувствовать себя непринужденно во время поездки.

Бизнес

Косметика, автомобили, бытовая техника и другие товары производятся в Японии, что привлекает деловых людей со всего мира. Знание языка необходимо для построения деловых отношений. По этой причине сотрудник, владеющий японским языком, является находкой для многих работодателей.

Бизнесмен в Японии

Владеющий японским языком может зарабатывать до 30 000 долларов в месяц.

Поп-культура

Японская культура окружает современных людей во всех аспектах в виде аниме, оригами и манги. Знание языка поможет вам лучше понять культурное наследие Страны восходящего солнца.

Традиционные искусства

Традиционные виды искусства включают карате, чайную церемонию и сбор икебаны. Знание языка позволит вам свободно общаться с сенсеем и читать литературу на языке оригинала. Все это делает занятия еще более эффективными.

Получение образования в Японии

Многие хотят поехать в страну, чтобы научиться рисовать аниме, писать мангу или разрабатывать компьютерные игры. Знание языка является обязательным условием для получения образования в Японии.

Жизнь и трудоустройство

Чтобы жить и работать в Японии, необходимо знать как минимум 2 языка — английский и японский. Страна не дружелюбна к нелегальным работникам, но опытным специалистам всегда рады. Изучающие язык могут претендовать на получение высшего образования и дальнейшую работу по специальности.

Общение с друзьями

Знание языка поможет вам завести хороших друзей в этой сфере.

Саморазвитие

Оцените статью
Ручки Не Крючки
Добавить комментарий