Традиция игры на рояльной гармони в Новоусманском районе

Некоторые аккордеонисты, однако, используют правую руку для игры всеми пятью пальцами и заменяют ременную петлю вокруг запястья лентой вокруг большого пальца, чтобы большой палец был свободен для игры, как, например, Сергей Власов.

Как научиться играть на гармошке

Чем больше прогресс и все новые технические ноу-хау входят в нашу жизнь, тем меньше мы слышим вокруг себя живую музыку. Чтобы услышать настоящее звучание инструмента, нужно либо купить билет на концерт, либо изредка послушать мастера в метро или на улице. Тем не менее, многие люди хотят научиться играть на гармони самостоятельно, с нуля. Гармонь — традиционный русский музыкальный инструмент, который всегда звучал на свадьбах и народных гуляниях, он звучит красиво, живо и привлекает внимание.

Особых секретов и сложностей в обучении игре на гармони в домашних условиях нет. Изучение инструмента включает в себя типичные этапы: изучение самой гармошки, изучение правильной осанки, изучение правильного положения на инструменте, изучение цифр, изучение аккомпанемента к популярным песням и мелодиям. При дальнейшем прогрессе человек может освоить нотную грамоту и музыкальные навыки и уже играть на профессиональном уровне с нотами. Рассмотрим основные уровни обучения для начинающих.

Традиция игры на рояльной гармони в Новоусманском районе 2

Традиция игры на рояльной гармони в Новоусманском районе 3

Традиция игры на рояльной гармони в Новоусманском районе 4

Традиция игры на рояльной гармони в Новоусманском районе 5

Традиция игры на рояльной гармони в Новоусманском районе 6

Изучаем основы

При изучении любого музыкального инструмента есть базовые вещи, без освоения которых невозможно прогрессировать. В случае с губной гармошкой к ним относятся: изучение инструмента, правильная постановка, расположение рук на гармошке и изучение принципов взятия нот. Давайте рассмотрим эти моменты подробнее.

Как устроена гармошка

Традиция игры на рояльной гармони в Новоусманском районе 7

Гармошка состоит из таких основных элементов:

Сам инструмент разделен на две половинки: правую и левую. Между ними находится так называемый мехи,

  • Правая клавиатура используется для исполнения мелодий. Здесь клавиши расположены на специальном грифе;
  • Левая клавиатура располагается в самом левом полукорпусе, хотя в некоторых моделях гармошек и слева также есть клавиатура. Служит она для исполнения аккомпанемента;
  • Звук в инструменте возникает в результате прохождения воздушного потока, создаваемого движением меха, через голосовую планку. Она спрятана внутри корпуса, имеет специальную рамку с колеблющимися язычками, которые и создают звук.

Купите гармошку, чтобы практиковать то, чему вы научились

Кроме того, конструкция гармошки имеет два ремешка, чтобы ее можно было носить на плечах и играть стоя, на ходу или даже сидя, удобно закрепив инструмент. Только когда вы будете уверенно играть сидя, вы сможете понять, как играть на гармошке стоя и, возможно, даже танцевать!

Правильная посадка

Традиция игры на рояльной гармони в Новоусманском районе 8

Играть стоя — это удел опытных аккордеонистов. Новичку следует сначала научиться играть сидя. Ниже приведены характеристики сидячего положения гармониста:

  • Благодаря легкости инструмента его легко держать на коленях. Пробуйте держать гармошку как на одном, так и на обоих коленах;
  • Высота стула для игры выбирается такой, чтобы обе стопы надежно касались пола. Рекомендуется ноги держать на ширине плеч.
Статья по теме:  Как научиться играть на гитаре: подробная поэтапная инструкция

В начале репетиции важно отрегулировать ремни так, чтобы они не давили. Они должны быть натянуты так, чтобы не давить на плечо или запястье.

При игре руки обычно находятся сбоку от инструмента, чтобы можно было легко дотянуться до каждой клавиши слева и справа. При обучении игре на гармонике с нуля следует обратить внимание на положение рук, так как если они расположены неправильно, слишком низко или слишком высоко, будет трудно играть по всей клавиатуре. Кроме того, неправильное положение рук не позволит гармонисту играть долгое время, так как он быстро устанет.

Звукоизвлечение

Традиция игры на рояльной гармони в Новоусманском районе 9

При игре на любом инструменте очень важно изучить принципы правильной игры. В случае с гармошкой одним из таких процессов является сжатие и растяжение кожи при создании потока воздуха, проходящего через трости внутри гармошки, которые управляются клавишами.

Вот основные советы по получению правильного звука от гармошки:

  • Движение меха должно быть плавным, без рывков. Это касается и смены направления движения, так как звук извлекается с голосовой планки как при сжатии, так и растяжении мехов;
  • Смена направления должна производиться в звуковых паузах, особенно удачно делать смену движения меха перед сильными тактовыми долями;
  • При игре одного такта лучше направление движения не менять, чтобы звук был более ровным.

Елецкая роялка: начало

В 1950-х годах тульская детская гармонь была очень известна в Орловской области, ею развлекалась молодежь. По словам местных жителей, крестьянин (А. П. Ильин), выходец из села Ефремова Тульской губернии (50 км к северу от Ельца), хорошо владевший искусством игры на гармошке, организовал в Ельце ремесленную мастерскую. Его волынки были лучше тульских, поэтому у него были клиенты и из города, и из пригорода.

По другой версии, в середине XIX века некоторые местные мастера, знавшие примитивную ножку тулы, решили усовершенствовать ее по своему вкусу.

Elgarmonica

В середине 1960-х годов в районе Елеза появилась местная модель гармошки — русянка — с более широкой правой клавиатурой и более длинными клавишами (покрытыми костью), чем у тульских моделей. Играть на такой гармошке стало удобнее, хотя ноты, выдаваемые при смене мехов, были другими.

Статья по теме:  Замена гитарных струн: пошаговая инструкция

Особенности конструкции елецкой рояльной гармони

Вначале было 5 клавиш, затем их стало 7. На левой стороне (аккомпанемент) клапаны были расположены следующим образом: 4 спереди, 2 сбоку и 2 сзади. В конце 70-х — начале 80-х годов появляется усовершенствованная модель русянки, названная Елецкой рояльной гармошкой. Правая сторона этой гармони не отличалась от русянки, гриф и клавиатура имели ту же конфигурацию, но диапазон был увеличен, стандарт клавиатуры был установлен на 11 клавиш, а ноты стали одинаковыми как в компрессии, так и в декомпрессии.

Вокальная партия справа имела три голоса на клавишу, звучащие в унисон в трех разных октавах. Но она могла быть и другой: два голоса в одной октаве (унисон, без утечки) и на одну октаву выше или ниже.

В «Россиянке», по примеру тульских образцов, планки были железными (иногда использовались старые тульские гармоники с перелитыми голосами), голоса — медными, в елецком рояле планки были медными с латунными голосами. Позже стали использовать и стальные голоса.

eletskaya-garmon

Левой стороне инструмента были приданы характерные контуры, сохранившиеся на этой гармонике в течение многих лет: По обе стороны грифа находились клавиатуры для басов и аккордов, готовых для аккомпанемента; на внешней клавиатуре располагались басы (4 клавиши), а на клавиатуре, занимающей другую сторону грифа, — мажорные аккорды (также 4 клавиши). Басы и аккорды располагались не произвольно, а по четверти круга, утвержденного исполнителями. Звуки левой клавиатуры отличались по силе и полноте (издаваемые трех-, а иногда и четырехчастными мелодиями). Они также были настроены на разные октавы. К басу добавлялась свистковая планка (на две октавы выше основной планки).

02 Елисеев А.П.

  1. Экспедиция кафедры этномузыкологии Воронежского государственного института искусств
  2. Христова Г.П.
  3. Воронежская область, Новоусманский район, село Новая Усмань
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств
  1. Экспедиция кафедры этномузыкологии Воронежского государственного института искусств
  2. Христова Г.П.
  3. Воронежская область, Новоусманский район, село Новая Усмань
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств

04 Бутурлакин В.И.

  1. Экспедиция кафедры этномузыкологии Воронежского государственного института искусств
  2. Христова Г.П.
  3. Воронежская область, Новоусманский район, село Орлово
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств
  1. Экспедиция кафедры этномузыкологии Воронежского государственного института искусств
  2. Христова Г.П.
  3. Воронежская область, Новоусманский район, село Бабяково
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств

История

Родиной гармоники является Германия. В 1920-х годах первый инструмент был построен берлинским мастером Фридрихом Бушманом. Изобретенный им инструмент стал называться гармошкой. Однако существуют версии, что она могла быть изобретена в Англии или даже в Санкт-Петербурге.

Статья по теме:  Что такое камертон в физике

Предшественником гармоники является губной орган. Он имеет схожий способ игры.

В 30-40 годах XIX века в России появились первые гармоники. Они были привезены из-за границы богатыми горожанами. В это же время в Тульской губернии началось ремесленное производство русских мастеров.

Тульская гармонь

Тульские мастера считаются первыми и самыми значительными изготовителями гармоник. Они создавали легкий инструмент с рядом клавиш для правой и левой руки.

Это были однорядные модели, но через несколько лет появились «двухрядные». Однако у них был один существенный недостаток — ограниченный аккомпанемент, из-за чего гармония русских песен искажалась. Более совершенными стали саратовская, ливенская и «обручевская» модели.

Виды

В истории развития гармошки появились различные типы с разным количеством клавиш и баритонов, размером и строением корпуса. Их не следует путать с аккордеоном и концертино, так как эти типы имеют разные характеристики. Очевидное различие между фисгармонией, аккордеоном и баяном заключается в размере и количестве октав, причем у последнего их больше. Удлиненный аккорд более крупных «родственников» — еще одно отличие.

Ливенская гармонь

В зависимости от типа игры, строи делятся на два типа:

  • При нажатии кнопки извлекается звук одной высоты – хромка, «ливенка», «русская венка».
  • Звук зависит от направления движения мехов – «черепанка», «тульская», вятская гармонь.

Они названы по месту происхождения инструмента.

Исключение составляют так называемые «черепашки». Это очень маленькие гармошки, продающиеся в Череповце. Первоначально сделанные для развлечения детей, они впоследствии стали популярны среди современных гармонистов и сапожников.

Наиболее известные типы:

Саратовская гармонь

  • Елецкая рояльная гармоника – сконструирована в городе Ельце. Разработка мастера Ильина отличалась тем, что имела расположение клавиш, как у фортепиано и диапазон в две с половиной октавы.
  • Ливенская – главное отличие в большом количестве барин, которые создают длинную меховую камеру.
  • Саратовская – в конструкции присутствуют колокольчики.
  • Череповецкая – имеет очень маленькие размеры, а кнопки басовой клавиатуры находятся на корпусе.
  • Кирилловская гармонь – создана в Вологодской области, компактная, легкая, но обладающая широким диапазоном звучания.

Среди других типов наиболее распространена летопись — «двухлинейная» или однолинейная русская гармонь. Но и у других народов были свои гармоники: гармоника марла у марийцев, гармун тальян у татар, псине у антигонцев и комуз у дагестанцев.

Гармонь — самый популярный и распространенный русский народный инструмент. Лютнист всегда является главным гостем на любом празднике и сопровождает своей музыкой народные гуляния, соседские собрания и праздники.

Оцените статью
Ручки Не Крючки
Добавить комментарий