Примером ассоциативного мышления может служить ребенок, придающий значение «девочка» перевернутому обручу, что приводит к дальнейшим аналогиям, возникающим в процессе игры. Воображение детей не имеет границ, поскольку их реальный жизненный опыт весьма ограничен.
Что нам дает ассоциативное мышление и как его развить?
Идеи доминируют в современном мире. Побеждает тот, кто может создавать новые идеи. Один из секретов создания трендов заключается в развитии ассоциативного мышления.
В этой статье мы рассказываем:
- Что такое ассоциативное мышление
- Виды ассоциативного мышления
- В чем польза ассоциативного мышления
- Игровые упражнения для развития ассоциативного мышления
«Не думайте о белом кролике!» — и мы тут же вспоминаем его и все, что связано с кроликом. Мы вспоминаем самых известных кроликов из мультфильмов и художественной литературы. Может быть, мы вспоминаем историю из нашего детства, когда мы гуляли с родителями и фотографировались с пушистыми зверьками в парке. Или в нашем сознании всплывает образ, вызывающий плохие ассоциации с кроликами.
Что такое ассоциативное мышление
Ассоциации — это следы в нашей памяти, которые свидетельствуют о сформировавшихся или формирующихся впечатлениях о вещах. Английский мыслитель XVIII века Дэвид Гартли первым ввел понятие ассоциации, объяснив, как сложные психические процессы интерпретируются путем соединения простых элементов (ощущений, восприятий).
Любая внешняя энергия (слово, запах, звук и т.д.) активирует центр возбуждения в коре больших полушарий. Возбуждение по нервным волокнам распространяется в коре головного мозга, активирует более ранние центры и вызывает в памяти ощущения, образы, мысли. Все эти созданные образы интегрируются в мыслительный процесс и порождают новые образы и мысли.
Ассоциативное мышление — это не подарок судьбы, а данность. Каждый из нас способен к ассоциативному мышлению. У кого-то это получается немного лучше, у кого-то — немного хуже. Но у каждого есть своя неповторимая палитра ассоциаций. Чем обширнее и богаче наши ассоциации, тем ярче мы можем выразить себя во внешнем мире, придумывая ассоциативные ряды. Эти ряды могут быть абсурдными и противоречивыми, но они существуют в нашем сознании. Для одних людей осень — это мрачное время года, для других — время вдохновения и любви. Развитие ассоциативного мышления очень хорошо прослеживается в искусстве. И именно искусство расширяет наши ассоциативные классы.
Что это такое?
Ассоциативное мышление основано на связи между понятиями, выраженными в словах. В этом случае разум может легко обрабатывать поступающую информацию без необходимости логического анализа. Восприятие мира, генерация идей и принятие решений неразрывно связаны с ассоциативным мышлением. Внимание, восприятие, память и жизненный опыт человека определяют, хорошо ли они развиты.
Как только человек знакомится с новым явлением, новым объектом или новым человеком, его мозг начинает интенсивно работать. Он сразу же мысленно сравнивает его с уже известными понятиями, и возникают специфические ассоциации. При следующей встрече узнавание происходит с помощью ранее установленных ассоциативных связей.
Чем больше ассоциаций приходит в голову, тем легче запоминать и думать. Способность мыслить образно улучшает качество этого процесса.
Как работает ассоциативное мышление? Представим себе следующую ситуацию: Впервые увидев северное сияние, человек мысленно сравнивает его с фейерверком, петардой или разноцветной молнией. Легкое потрескивание, сопровождающее это удивительное зрелище, ассоциируется с потрескиванием дров в деревенской печке. А тембр голоса нового знакомого напоминает приятный баритон коллеги, форма лица — соседа, походка — друга детства, имя и отчество — известного автора.
Ассоциативное мышление дает человеку ряд преимуществ. С его помощью:
- стимулируется работа мозга;
- укрепляется память;
- улучшается воображение;
- формируется незаурядная фантазия;
- увеличивается продуктивность познавательных процессов;
- облегчается восприятие новой информации;
- усиливается адаптация к неординарным ситуациям и любым жизненным изменениям;
- развивается произвольное внимание;
- облегчается поиск решения нестандартных задач;
- формируются новые смысловые связи;
- создаются необычные идеи;
- проявляются во всей полноте творческие способности.
Виды ассоциаций
Для установления ассоциативных связей активизируются способности различных органов чувств: Обоняние, осязание, вкус, зрение, ощущение. Активность определенных понятий приводит к тому, что с ними ассоциативно связываются другие восприятия предметов и явлений. Например, если человек слышит слова «сладкий», «вкусный», «пушистый», он сразу представляет себе объект с характерными признаками: торт или пирог. Внутренний язык вызывает эти ассоциации.
Принимая во внимание ряд характеристик, можно выделить следующие типы ассоциаций между объектами:
- контрастные, противоположные понятия: лёд – пламя;
- родственные, сходные по смыслу слова: ветеринар – доктор;
- обобщённые названия: апельсин – цитрусы;
- подчиняющие себе другие слова: агрегат – винтик;
- близкие в пространстве и времени, смежные понятия: сало – свинья;
- представляющие части одного целого предмета: нос – лицо;
- причинно-следственные связи: ливень – зонт;
- дополняющие одно из понятий: каша – масло.
В зависимости от способа и условий употребления слов выделяют такие типы ассоциаций:
- слова, состоящие из одного корня: мрак – мрачный;
- названия, имеющие фонетическое родство: кочка – почка;
- тематические ассоциации: повар – ресторан.
Психологическое использование ассоциаций
В психологии развитие ассоциативного мышления играет важную роль, так как оно не только повышает общую способность человека к обучению, обработке и запоминанию информации, но и используется как метод изучения глубинных психологических проблем и особенностей личности.
Следует отметить, что метод ассоциативного исследования впервые появился в психоанализе Фрейда, который разработал и использовал в своей теории концепцию неконтролируемых ассоциаций и их цепочек как прямых проекций глубоких внутренних, часто бессознательных проблем.
Вот викторина, которая поможет вам заглянуть в свое подсознание и определить наиболее беспокоящие вас проблемы:
- запиши первые 16 слов, которые придут в голову. Так ты получишь первый ассоциативный массив;
- затем выбери несколько слов (из ассоциативного ряда), соедини их попарно и придумай для каждой пары словесную ассоциацию. Так ты получишь ряд из 8 слов;
- снова соедини слова и получи новую ассоциативную строку из 4 слов и из 2 слов.
Последняя словесная ассоциация в настоящее время считается самой важной в психологии личности. Посмотрите на нее внимательно — вы, по сути, «вытащили» ее из своего подсознания. Подумайте, почему это слово оказывает на вас такое влияние.
Вот пример набора ассоциаций к слову «весна»:
- из 16 слов получилось 8: грязно, сырость, цветы, свежая трава, асфальт, каблуки, усталость, стресс;
- берем слова попарно в случайном порядке и выбираем 4 слова: апатия, скоро лето, радость, занятость;
- остаются 2 слова: каникулы, стресс. В итоге возникает слово «Сессия».
С помощью этих ассоциаций мы смогли «вытащить» наиболее беспокоящий нас вопрос. Осознав ее, вы сможете привести ее в равновесие, сознательно работая над этой проблемой. Рассматривайте сеанс как 2-3-недельный период в вашей жизни, когда вам нужно работать более интенсивно.
Эта техника работает и для решения более серьезных проблем, чем просто проведение сеанса или принятие решений. Она позволяет «удалить» из подсознания тревожные мысли и воспоминания, которые способствуют повышению артериального давления или учащенному сердцебиению. В этом случае, проработав серию ассоциаций, вы даже не поймете, какую проблему «вытащило» ваше подсознание, но психологически и физиологически почувствуете облегчение.
Как развить ассоциативное мышление
Существует множество игр и упражнений для развития ассоциативного мышления. Большинство из них можно использовать для развития ассоциативного мышления у детей.
Рассмотрим наиболее интересные упражнения для саморазвития:
- упражнение 1. Подготовка цепочек ассоциаций. Называй слово с начала цепочки, затем следующее, связанное с ним. Например, весна-грачи прилетели-зеленеет-сессия-каблуки и т.д. Продолжай максимально долго;
- упражнение 2. «Поиск цепочки ассоциаций». Назови два вступительных слова. Например, дерево и дождь. Затем выбери цепочку слов, которая начинается с первого выбранного слова и заканчивается вторым. Например, дерево – плоды – засуха – дождь;
- упражнение 3. «Комбинация по функциям». Назови 2–3 слова, затем найди несколько слов, которые соответствуют одному или всем оригиналам по определениям или символам. Например, пустые и темные: куб, ведро, бочка, банка;
- упражнение 4. «Подходящие слова». Выбери 2–4 слова, а затем найди в памяти слова, соответствующие каждому из них, которые одновременно взяты за основу для слова цепочки. Например, исходные слова: камин – огонь. Подходящие слова: гостиная, комната, дом, ресторан;
- упражнение 5. Необычные ассоциации. Когда «идешь» от первого слова в цепочке, то выбирай оригинальные, необычные слова, далекие от него по смыслу. Например, первое слово – ручка. Банальная ассоциация – это тетрадь. Но «выпуск мыльных пузырей» или «старый состав чернил» – более необычные варианты.
При использовании упражнений помните, что креативность и ассоциативное мышление — это сложные и многоуровневые навыки, которые нужно развивать. Не думайте, что эти качества являются врожденными только у творческих людей.
Ниже приведены игры, в которые вы можете играть с друзьями или детьми. Они требуют взаимодействия пар:
- игра 1: начальное слово называет первый участник, а следующий называет ассоциацию. Например, «диван» – «вечер». Затем первый должен придумать ассоциацию уже ко второму слову: «вечер» – «ужин» и т.д.;
- игра 2: название ассоциаций по заданию. Первый игрок называет слово, например, «Ножницы», а следующий называет ассоциацию по функциональному значению («нож»), по форму («очки), по цвету «огурец» и т.д.;
- игра 3: количество ассоциаций по заданной величине звеньев. Например, подобрать 15 ассоциаций к слову «Холодильник» и т.д.
Итак, ассоциативное мышление — важный психологический процесс. Развивая его, вы улучшаете память, внимание и другие виды мышления. В конечном итоге это положительно сказывается на вашей жизни: Вы достигаете больших профессиональных успехов, повышаете свою целеустремленность и развиваетесь как личность.
В чем польза ассоциативного мышления?
Существует множество случаев, когда определенные связи способствовали научному открытию или новому изобретению. Например, инженер, специализировавшийся на строительстве мостов — Броутон — однажды увидел паутину, сидя под кустом, что привело его к изобретению подвесного моста, соединенного канатами. Шотландец Дэнлон изобрел резиновую шину, увидев резиновую трубку. Когда ученые пытались понять расположение субатомных частиц в атоме, у японского физика Х. Нагаоки родилась ассоциация с Солнечной системой.
Развитое ассоциативное мышление может быть очень полезным. Оно помогает развивать новые идеи и стимулирует воображение. Ассоциативное мышление помогает лучше запоминать новое. Автор книги «Суперпамять» Тони Бьюзен предложил использовать ассоциативный метод для быстрого запоминания информации. Чтобы запомнить новое понятие, нужно связать его с уже известным понятием, то есть провести между ними ассоциацию. Память предназначена для того, чтобы легко вспоминать события, которые связаны друг с другом. Например, чтобы как можно быстрее выучить новое, незнакомое или малознакомое слово, подберите другое, похожее по звучанию. Таким образом, люди связывают новые знания с тем, что им уже известно. Так работает ассоциативная память.
Ассоциативное мышление улучшает память и участвует в генерации идей. Оно полезно не только для людей искусства, но и для всех, кто хочет улучшить свою жизнь, ведь творчество — это основа человеческого существования и развития отдельного человека и общества в целом.
Развитие ассоциативного мышления
Ассоциативное мышление является основой творческого процесса, поэтому его развитие очень полезно. Как правило, оно хорошо развито у детей. Дети любят играть со словами и создавать необычные ассоциации. Развитие этого вида мышления в детстве помогает активизировать творческие способности ребенка. Взрослые также могут развивать свое ассоциативное мышление с помощью специальных упражнений.
Тест на ассоциативное мышление
Прежде чем начать мыслить более глубоко, вы можете провести небольшой психологический тест, чтобы выяснить, каковы ваши глубинные проблемы, и попытаться выявить их в собственном подсознании. Приготовьте ручку и лист бумаги, чтобы пройти тест. И приступайте.
Запишите 16 случайных слов, которые первыми приходят на ум. Чтобы облегчить вам задачу, ниже приведен список букв, с которых должны начинаться слова. Это будет ваша первая ассоциация с 16 словами. Затем разделите слова на пары и запишите ассоциацию каждой пары слов. Это даст вам вторую ассоциацию из 8 слов. Снова возьмите слова попарно и составьте ассоциацию для каждой пары. Вы получите ассоциативный ряд из 4 слов. Следующая строка будет состоять из 2 слов. Составьте ассоциацию для последней пары слов. Это самая важная ассоциация, поскольку она исходит из вашего подсознания.
Перечислите буквы, с которых начинаются слова в первом ряду ассоциаций.
Этот тест использовался Зигмундом Фрейдом, основателем психоанализа, и его последователями в работе с пациентами. Цепочка неконтролируемых, случайных ассоциаций помогает заглянуть в подсознание человека и понять корень его проблем. Важно не думать слишком много и не искать наиболее подходящую ассоциацию, а говорить то, что первым приходит в голову.
Упражнения для развития ассоциативного мышления
Эти упражнения очень просты и могут выполняться в любое время. Они не только тренируют мышление, но и способствуют развитию языка, расширяя словарный запас. Упражнения могут служить своего рода игрой, в которую можно играть во время перерыва на работе, на прогулке или вечером перед сном.
Упражнение 1: Подумайте о первом слове, которое является началом ассоциативной цепочки. Теперь добавьте следующие слова и продолжите цепочку. Например: кошка — шерсть — мягкий — мягкий и т.д.
Упражнение 2. Попробуйте придумать два слова, которые не связаны между собой. Первое — это начало цепочки, а второе — конец. Ваша цель — составить ассоциативную цепочку, связывающую первое и последнее слова. Например: Первые слова — собака и машина. Составьте цепочку: собака — лай — человек — тротуар — улица — машина.
Упражнение 3. Придумайте два-три исходных слова и свяжите их ассоциациями, которые они вызывают с вашими исходными словами в одном или во всех факторах. Например: Начальные слова — яркий и горячий. Ассоциациями являются: Свет, еда, печь, цвет.
Упражнение 4: Подумайте о двух или трех словах и одновременно свяжите их с родственными им словами. Например: Исходные слова — белый и холодный. Выберите ассоциации: Снег, мороженое, камень, металл.