Что такое теория привязанности и как ее применять в воспитании

Боулби (1969, 1988) в значительной степени находился под влиянием этологической теории в целом, но особенно под влиянием исследования привязанности Лоренца (1935). Лоренц показал, что привязанность является врожденной (у маленьких утят) и поэтому имеет ценность для выживания.

«Не бери на ручки — не слезет». Главные мифы и факты о теории привязанности

Что такое теория привязанности и как ее применять в воспитании 2

Многие родители пытаются воспитывать своих детей в духе теории привязанности. Однако они по-разному интерпретируют положения теории привязанности и иногда впадают в крайности и мучают себя за то, что делают что-то, по их мнению, неправильно.

Редактор НЭН и психолог-консультант Юлия Орлова собрала самые важные мифы и факты о теории привязанности. Надеемся, это поможет родителям действовать более уверенно и не напрягаться, когда в этом нет необходимости.

Факт 1. Привязанность жизненно необходима ребенку

Без отзывчивого взрослого ребенок не выживет.

Имея взрослого, который чутко реагирует на его потребности, ребенок привыкает к нему, и между ним и важным взрослым возникает эмоциональная связь. У ребенка развивается чувство безопасности, он ожидает от взрослого защиты и заботы и доверяет ему. Таким образом, у вашего ребенка формируется чувство базового доверия.

Интересные факты

Что такое надежная и ненадежная привязанность? Отрывок из книги «В поисках материнской любви

Госпитализация — это термин, обозначающий психические и физические расстройства, которые возникают у детей, надолго разлученных со своими воспитателями (например, в больнице).

В 1970-х годах американский психолог Эдвард Троник провел эксперимент «Неподвижное лицо», который показал, как эмоциональное состояние матери влияет на ее ребенка. В этом эксперименте, который длился не более двух минут, молодая женщина взаимодействовала со своей годовалой дочерью, улыбаясь ей и прикасаясь к ней. В какой-то момент женщина сделала «неподвижное лицо» — лицо без эмоций. Девочка была удивлена такой переменой, попыталась вернуть мать в более «живое» состояние, улыбалась ей, показывала пальцем на что-то, протягивала руки; не ожидая реакции, девочка заплакала и отошла от матери.

Интересные факты

Пренебрежение привязанностью: Как привязанность на самом деле влияет на нашу жизнь, отношения и поведение

Ребенок с ненадежной привязанностью сомневается в своей ценности, замкнут и характеризуется интенсивными и часто «негативными» чувствами. Неадекватное качество привязанности приводит к психологическим и поведенческим проблемам.

Качество привязанности также влияет на то, насколько успешно пройдет разлука ребенка с родителями

Материальное благополучие семьи менее важно, чем качество отношений со взрослой фигурой привязанности. «Благополучие ребенка зависит не от обстоятельств, в которых он живет, а от отношений, в которые он вовлечен», — пишет Петрановская.

Основные положения теории Боулби

Монотропная теория привязанности Боулби предполагает, что привязанность важна для выживания ребенка. Поведение привязанности как младенцев, так и тех, кто ухаживает за ними, сформировалось в результате естественного отбора. Это означает, что младенцы биологически запрограммированы демонстрировать врожденное поведение привязанности.

Хотя Боулби не исключал возможности существования других форм привязанности у ребенка, он считал, что должна существовать первичная привязанность, которая гораздо важнее всех остальных (обычно это мать).

Другие привязанности могут развиваться в иерархии ниже материнской. Таким образом, у младенца может быть первичная монотропная привязанность к матери, а ниже нее иерархия привязанностей может включать отца, братьев и сестер, бабушек и дедушек и так далее. Д.

Боулби считает, что эта привязанность качественно отличается от всех последующих привязанностей. Боулби утверждает, что отношения с матерью — это нечто совершенно отличное от любых других отношений.

Фактически, Боулби (1988) предположил, что сама природа монотропии (привязанность концептуализируется как жизненно важная и интимная связь с единственной фигурой привязанности) означает, что неспособность инициировать или прервать материнскую привязанность приводит к серьезным негативным последствиям, возможно, включая бесплодную психопатию.

Статья по теме:  Темпераментный человек — что это значит

Монотропная теория Боулби привела к формулировке его гипотезы материнской депривации.

Ребенок ведет себя так, что это указывает на контакт или близость с ухаживающим лицом. Когда ребенок испытывает повышенное возбуждение, он сигнализирует о том, что о нем заботятся. Плач, улыбка и движение являются примерами такого сигнального поведения. Инстинктивно воспитатели реагируют на поведение своих детей, создавая взаимный паттерн взаимодействия.

Ребенок должен получать постоянную заботу об этой самой важной фигуре привязанности примерно в течение первых двух лет жизни.

Боулби (Bowlby, 1951) считал, что материнство практически бесполезно, если оно откладывается с двух с половиной до трех лет, а для большинства детей — если оно откладывается до 12 месяцев, что является критическим периодом.

Если фигура привязанности прерывается или нарушается в критический период z wei, ребенок будет страдать от необратимых долгосрочных последствий этой материнской депривации. Этот риск сохраняется до пятилетнего возраста ребенка.

Боулби использовал термин «материнская депривация» для обозначения разлуки или потери матери и сбоя в развитии привязанности.

В основе гипотезы Боулби о материнской депривации лежит предположение о том, что длительное нарушение привязанности между младенцем и его основным опекуном (т.е. матерью) может привести к долгосрочным когнитивным, социальным и эмоциональным трудностям для ребенка.

Это имеет далеко идущие последствия: Если это действительно так, должна ли мать, осуществляющая основной уход, присматривать за своим ребенком в детском саду, пока она продолжает работать?

Как меняется привязанность с возрастом

Джон Боулби выделил четыре основные стадии развития привязанности:

Первая стадия. Первая стадия — это первая стадия. На этой стадии поведение младенца характеризуется рефлексами: хватание, сосание, следование. Младенец неопределенно относится к окружающим и реагирует на них одинаково. Он спокойно лежит на руках, прислушивается к голосам и рассматривает лица. В конце первого месяца жизни появляется «социальная улыбка». Раньше ребенок тоже улыбался, но теперь его улыбка направлена на взрослого, с которым у него прямой зрительный контакт. Постепенно ребенок начинает лепетать.

Вторая стадия. От трех до шести месяцев. Многие рефлексы, такие как цепляние, поиск стимула (прикосновение рукой к щеке) и рефлекс Моро, уменьшаются. Ребенок становится более избирательным в контактах. Он улыбается только знакомым людям, а на незнакомых не реагирует или отворачивается. Он лепечет только в присутствии знакомых людей и может быть быстро и легко успокоен только тем взрослым, которого он предпочитает. В возрасте пяти месяцев ребенок очень внимательно следит за взрослым, которого он выбрал, начинает тянуться к нему и тревожится, когда он отсутствует, хотя эта привязанность только развивается.

Что такое теория привязанности и как ее применять в воспитании

Третья стадия: от шести месяцев до двух лет. На этой стадии ребенок уже четко демонстрирует свою привязанность к основному взрослому. Обычно это мать. Когда мать выходит из комнаты, ребенок плачет и кричит. Когда мать возвращается, ребенок тянется к ней, просит подержать его, обнимает и издает радостные звуки. В семь или восемь месяцев у ребенка появляется страх перед незнакомыми людьми, так называемый восьмимесячный страх. С этого момента ребенок следует за матерью, как хвостик. Постепенно его потенциал расширяется, и он исследует мир, постепенно удаляясь от матери, но всегда возвращаясь к ней за поддержкой и защитой.

К концу первого года жизни складывается определенная схема взаимодействия между ребенком и главным взрослым. Ребенок уже приобрел некоторый опыт общения и понимает, насколько ему доступны помощь и защита. Если мать не уделяет ему достаточно внимания и заботы, ребенок начинает беспокоиться и стремится исследовать мир. Он старается не отходить далеко от матери, с трудом устанавливает прямой зрительный контакт, боится незнакомых людей, часто плачет и просит, чтобы его взяли на руки. В это время важно быть рядом с ребенком не только физически, но и эмоционально. Важно радоваться его присутствию, смеяться, обнимать и утешать его, когда он в этом нуждается. Главная цель первых двух лет жизни — дать ребенку почувствовать: «Меня любят. Другие люди заслуживают доверия, а мир безопасен». Именно в природе связи между ребенком и взрослым заложено базовое доверие к миру. Если этот механизм нарушается, во взрослой жизни могут возникнуть серьезные психологические расстройства и нарушения.

Статья по теме:  Что такое абстрактное мышление и как его развивать у младших школьников

Четвертая стадия: со второго года жизни и до конца детства. Постепенно характер привязанности меняется. Ребенок приобретает все больше опыта в исследовании мира, и с опытом растет его доверие и самостоятельность. Если на более ранней стадии ребенок постоянно зависел от присутствия взрослого опекуна, то примерно к двум с половиной годам он переходит к партнерским отношениям. Шаг за шагом ребенок отдаляется от взрослого.

Искаженные привязанности

Что происходит, когда процесс привязанности нарушается и сама привязанность искажается?

В 1960-х и 1970-х годах американский психолог Мэри Эйнсворт, ученица и коллега Джона Боулби, провела серию экспериментов, в которых она выделяла различные стили привязанности. Она разработала специальную процедуру для диагностики типов привязанности — «Странное состояние» — и выделила три типа: безопасный, тревожно-амбивалентный и избегающий. Позже Мэри Мэйн, коллега Мэри Эйнсворт, добавила четвертый тип — дезорганизованную/неорганизованную привязанность.

Что такое теория привязанности и как ее применять в воспитании

Надежный тип привязанности. Самая здоровая форма привязанности. Она развивается у младенца, который растет в любящей среде, где взрослые уделяют младенцу внимание и заботу и поддерживают с ним эмоциональный контакт. Младенец использует основного взрослого (чаще всего мать) как безопасное убежище для подкрепления, но при этом пытается установить связь с другими людьми и узнать об окружающей среде. Отсутствие матери вызывает грусть, даже кратковременные слезы, но младенец уверен, что она вернется, поэтому он быстро успокаивается и радуется, когда мать возвращается. Во время отсутствия матери ребенок не реагирует на незнакомца, но и не боится его.

Во взрослом возрасте человек с безопасным стилем привязанности имеет здоровую самооценку и способен строить близкие отношения именно потому, что он независим и не зависит от партнера. Он доверяет своим фигурам привязанности и чувствует, что заслуживает любви и уважения.

Тип привязанности со страхом-фобией. Возникает в ситуациях, когда ребенок не уверен во взрослом. Он болезненно привязан к матери и постоянно боится, что она оставит его, потому что не уверен, вернется ли она. Часто мать сама вызывает такую зависимость: «Все, я ухожу от тебя. Мне не нужен такой плохой ребенок!». Этот тип привязанности возникает, когда взрослый, ухаживающий за ребенком, непоследователен и ограничивается удовлетворением потребностей ребенка: физиологических или эмоциональных, ограничивая при этом его независимость. «Пусть плачет, это полезнее для легких», «Мама лучше знает, что ты чувствуешь», «Никто, кроме мамы, тебя не жалеет». Незнакомая ситуация и незнакомые люди вызывают у ребенка тревогу и страх. Если ребенка разлучают с матерью, он может долго плакать, с трудом успокаиваться, затем отстраняться и отказываться от общения с другими людьми, потому что боится чужих.

Во взрослом возрасте человек с таким типом привязанности имеет низкую самооценку, безынициативен, болезненно зависим от партнера, неуверен в отношениях, боится быть брошенным, нуждается в доказательствах привязанности и постоянно ищет одобрения.

Избегающая привязанность. Она возникает в ситуациях, когда родитель отвергает ребенка, ведет себя холодно и пренебрежительно, не реагирует на его потребности и не предлагает эмоциональной поддержки. «Прекрати истерику, мне нужно идти на работу», «Не обнимай меня так!

Статья по теме:  Человек, который любит одиночество, кто он такой

В такой ситуации ребенок зависит только от себя. Он избегает важного родителя, проявляет мало эмоций в его присутствии, а когда родитель уходит или возвращается, старается его игнорировать. И это несмотря на то, что на самом деле он испытывает большую потребность в близости.

Для взрослого человека с таким типом привязанности характерен страх перед близкими отношениями. Он уверен, что заслуживает любви, но старается держать своих партнеров на расстоянии, не доверяет им и поэтому скрывает свои чувства.

Аналогия с импринтингом

Импринтинг рассматривается как получение животными стимулов, которые активизируют их социальные инстинкты. C. Лоренц обнаружил, что утята после рождения следуют за движущимся объектом, будь то утка-мать или ноги человека. Другой стороной медали процесса импринтинга является избирательность — т.е. после того, как утята выбрали объект, который идентифицируется с их матерью, они продолжают думать об этом объекте и уже не могут заново его запомнить.

Аналогию можно провести и с поведением человека, только здесь речь идет не о движении, а о специфическом вызывании социально обусловленных реакций. С годами отпечаток на людях закрепляется, и круг людей, которых ребенок воспринимает как авторитетных личностей, становится четко очерченным.

Разновидности привязанности

Боулби исследовал паттерны привязанности в многочисленных экспериментах (в литературе их часто связывают с экспериментами Мэри Эйнсворт «Чужие вещи»), а также наблюдая за детьми разного возраста, которые были разлучены со своими матерями (либо их родителями, либо значимыми родительскими фигурами). Она выделила три основные фазы внутреннего состояния ребенка:

  • протестную (когда ребенок активно выражает эмоции, плачет, кричит, требует воссоединения – словом, активно протестует против сложившейся ситуации);
  • фазу отчаяния (когда он погружается в эту эмоцию, затихает, понимая, что не в силах воздействовать на ситуацию);
  • фазу отчужденности (когда ребенок может демонстрировать внешне общительность, но при появлении значимых взрослых он отвергает их, несмотря на то, что внутренне может стремиться к близости).

Выводом Боулби стал следующий важный тезис: «Если ребенок в течение длительного времени не имеет возможности взаимодействовать с человеком, к которому он привязан, это может привести к тяжелой психологической травме или хроническому повреждению. «1

Результатом является искаженная привязанность: Если привязанность надежная и стабильная, ребенок счастлив и оживлен после разлуки со взрослым воспитателем, а затем возвращается к игре; если привязанность ненадежная, ребенок безразличен к возвращению взрослого воспитателя после разлуки; эмоциональная привязанность нестабильна, если поведение ребенка чередуется между принятием и отвержением после воссоединения.

Опыт научной и практической психологии показывает, что тип привязанности ребенка сильно влияет на его личность, поведенческие реакции, черты характера и отражается на его перспективах. Более конкретно, у обездоленных детей могут вообще не сформироваться адекватные модели поведения в обществе — как это происходит с воспитанниками детских домов, не испытавшими должной доли заботы и присутствия. Самый важный возраст в этом отношении, как установил Джон Боулби, — до 8-9 месяцев, и если до этого времени взаимодействие со взрослыми не было теплым, ребенок не получал поддержки, ласки и заботы, то его развитие становится искаженным, функциональные паттерны социального взаимодействия не вырабатываются, а базовое доверие к миру и другим утрачивается.

Это открытие ученого изменило психологическую практику, заставило по-новому оценить детские проблемы и расширило представление о важности психологической потребности в принятии, интеграции и поддержке, значение которой уже невозможно переоценить.

Библиография:
  • 1. Уоллес Диксон. 20 великих открытий в детской психологии.
Оцените статью
Ручки Не Крючки
Добавить комментарий