Творческое мышление в психологии

Способность человека передать свои чувства и эмоции с помощью изобразительного искусства, придать им форму. Иногда этот вид творчества раскрывает в человеке настоящий талант.

Творческое мышление. Воображение. Особенности, черты и характеристики.

Сам термин «творческое мышление» вызывает ассоциации с чем-то загадочным и новым. На самом деле, такая мыслительная деятельность связана с особой функцией мозга — воображением.

Воображение не входит ни в одну из функций мышления (память, восприятие, внимание), а интегрирует их, становясь переходной формой между всеми структурами интегрального интеллекта.

Создание реальности в образах — естественная способность человеческого мозга. Его особенность заключается в том, что он объединяет и сплачивает органические, семантические и ментальные компоненты мышления. Где расположены нейронные структуры мозга, отвечающие за это, до сих пор неизвестно. Поэтому слово «воображение» оправдывает его загадочность и феноменальность в целом; оно является сутью творческого принципа. С его помощью создаются художественные и культурные шедевры: Литература, живопись, скульптура. Все эти достижения были реализованы человечеством благодаря этому феномену.

В воображении скрыты возможности, которые делают неограниченными познавательные процессы в нашем мире. Отражение действительности в сознании посредством воображения необходимо как для интеллекта, так и для психики:

  • человек с помощью воображения планирует свои дальнейшие поступки и может мысленно представить свое поведение, продумать предварительный результат своих действий;
  • благодаря воображению, человек может перенестись во времени — в прошлое или будущее, произвольно вызывать из памяти давно ушедшие события, заново переживать эти состояния, извлекая из них материал для творчества.
  • в воображении решаются задачи, когда непосредственное реальное действие на практике недоступно или до конца не ясно; с его помощью дорабатывать недостающие детали информации.

Виды воображения и их описание

Виды воображения и их описание

Воображение получает образы различного происхождения. В отличие от восприятия, оно может содержать элементы, которых нет в реальности. Воображаемые объекты и события называются фантазиями. А желания называются снами.

  1. Активное, и вызывает конкретные образы в сознании с помощью воли. При этом образ не всегда соответствует точному описанию объекта, это может быть индивидуальное представление о чем-то.
  2. Образы в пассивном воображении возникают независимо от волевых усилий человека, они появляются спонтанно в сознании.
  3. С помощью продуктивного воображения человек стремится создать новый объект реальности, используя данную.
  4. Репродуктивное мышление — это процесс восстановления реальности по кусочкам, как она есть. В этот процесс практически не привносятся какие-либо изменения, тем самым этот вид воображения напоминает восприятие или извлечение воспоминаний из памяти.

Активное воображение

Исходным материалом для фантазий является окружающая действительность. Без ее элементов, которые определяются зрительной памятью и восприятием, невозможно создать ничего нового. Поэтому в каждом произведении фантазии всегда присутствуют фрагменты реального мира (который человек уже видел в прошлом). А творческий человек просто пропускает реальность через себя и воссоздает ее.

Созданная фантазия или идея также отражает часть личности автора. Реальность переводится в воображаемые и сверхъестественные формы, в которых эмоциональный мир выходит на первый план. Прежде чем создать свое произведение, «писатель-творец» пытается запечатлеть свою идею на бумаге. Он позволяет себе увлечься игрой воображения, и творческий процесс полностью поглощает его. Часть разума отвлекается от самого себя, время перестает существовать или течь как обычно. Именно так выглядит активное воображение.

С помощью Wikium вы можете организовать процесс творческого мышления по индивидуальной программе

Пассивное воображение

Пассивное воображение редко участвует в творческом процессе. Ему не хватает волевого усилия. Его образы в сознании рациональны по своей природе. Примером пассивного воображения являются произведения Кафки. Автор в основном использовал свои мрачные сны для создания своих произведений. Но и пассивное воображение требует сознательных усилий в начале творческого процесса; затем, например, когда структура образов разворачивается, автор настолько погружается в них, что они спонтанно приходят на ум.

Этот вид воображения не следует путать с галлюцинациями. Галлюцинации обычно являются симптомом психического заболевания, связанного с нарушением химического состава мозга. В отличие от образов, галлюцинации не относятся к субъективному мышлению и не связаны с эго. Они бредовые и неконтролируемые, проецируются вовне и визуально осязаемы, как и другие реальные объекты.

Что это такое?

На самом деле, каждый человек обладает потенциалом творческого мышления. Иногда его напрямую приравнивают к творчеству, но в действительности этот термин охватывает более широкую область мышления, а именно способность находить альтернативные пути решения проблемы. В психологии такое мышление называется дивергентным (от латинского divergere — отклоняться), что означает освобождение от всех ограничений и пробок, отказ от шаблонов и привычек и выход за рамки рутины.

Результатом такого мышления является открытие радикально нового или улучшенного решения проблемы.

Давайте рассмотрим основные особенности такого мышления:

  • любая идея, возникшая у индивидуума с развитым творческим мышлением, является нетривиальной и оригинальной, во всяком случае он стремится к этому;
  • творческая личность способна рассматривать объект с другого ракурса, использовать его по-новому, находить иные функции и применять их на практике;
  • творческий характер мышления означает наличие способности у индивидуума к продуцированию идей даже тогда, когда ничто во внешней среде не располагает к этому и не является ориентиром.

Факторы, влияющие на творческую активность:

  • визуализация;
  • метафора;
  • аналогия;
  • юмор;
  • эмоциональность.
Статья по теме:  Что такое абстрактное мышление и как его развивать у младших школьников

От людей, чья профессия так или иначе связана с творчеством, часто можно услышать, что их самые важные и интересные идеи приходят внезапно, а не после долгих раздумий и размышлений. Так работает механизм сверхсознания, отвечающий за сферу эмоций, чувств и интуиции.

Этапы творческого процесса:

  • появление идеи, интересной задумки;
  • использование различных умозаключений, даже самых невероятных, для объяснения данного явления;
  • проведение анализа и выбор лучших решений.

Методы активизации

Сегодня существует множество способов активизации творческого мышления. Мы остановимся на некоторых из них.

Игра слов

Выберите два слова, используя любой доступный вам носитель информации: книгу, которую вы читаете, текстовое сообщение, полученное вами, рекламу на плакате или что-либо другое, что вам нравится. Теперь поместите их в один и тот же контекст, найдите между ними общность и напишите из них короткий рассказ. Например, возьмите слова «мышь» и «кабель». Что между ними общего?

Ну, во-первых, это может быть компьютерная мышь. С другой стороны, мышь может прогрызть себе путь через провода в доме и вызвать короткое замыкание. Или она может перебежать по проводам с одной крыши на другую и сменить место жительства.

Проявив немного фантазии, можно придумать и более сложную историю.

Латеральное мышление

Нужно просто посмотреть на предмет со всех возможных сторон и найти ему необычное применение. Пример: все знают, что такое зонтик и для чего он нужен, потому что он защищает вас от дождя. Но если взять большой зонт и одеяло, то можно сделать дома игровую палатку для детей. Из сломанного черного зонта можно сделать крылья летучей мыши для костюма на Хэллоуин.

«6 шляп»

Очень интересная техника, которая требует присутствия как минимум шести человек. Во время обсуждения предстоящей работы каждый из них выбирает определенный «цвет шляпы» и действует соответственно:

  • белая «шляпа» отвечает за логику – «примеривший» её будет всё «раскладывать по полкам»;
  • жёлтая – оптимистичная, тот, кому она достанется, будет смотреть на задачу только с положительной точки зрения и выделять плюсы;
  • чёрная – критичная, человек в этой «шляпе» будет разносить предложения «в пух и прах», выискивая минусы и слабые стороны;
  • зелёная – творческая, индивидуум, «примеривший» её, будет генератором идей;
  • красная – эмоциональная, задачей её обладателя станет описание эмоций, возникших у него в процессе выполнения задания;
  • синяя – философская, как правило, достаётся наиболее опытному специалисту, обобщающему предложения и мысли всех остальных.

Во время игры в шесть шляп, если один человек случайно выбирает шляпу не того цвета, это выводит его из зоны комфорта и стимулирует его творческое мышление.

«Мозговой штурм» наоборот

Давайте сначала вспомним, что такое мозговой штурм. Это процесс озвучивания всех идей по решению проблемы, даже самых маловероятных. В конце обсуждения остаются самые подходящие.

При «обратном мозговом штурме» представляются совершенно неправильные идеи, то есть люди думают о том, как сделать ситуацию еще хуже. Несмотря на кажущуюся нелогичность, эта техника довольно эффективна, и иногда во время «обратного штурма» возникают очень интересные идеи.

Чтение слов задом наперёд

Вы можете заниматься этим самостоятельно, например, во время поездки в автобусе или во время прогулки по городу: читайте слова на рекламных щитах и вывесках с конца, а не с начала. Вы можете поиграть с другом: Один из вас произносит слово задом наперед, а другой пытается перевести его как можно быстрее.

Определение

Творческое мышление человека — это процесс изучения информации, ее обработки и выработки новых идей. Педагогика указывает на важность этого вида мышления, поскольку человек пытается самостоятельно получить новые знания и как можно быстрее применить их на практике. Это относится не только к урокам музыки и искусства, но и к истории, обществознанию и т.д. Говоря о детях, предрасположенных к такому типу мышления, подчеркивается важность этого критерия как для обучения, так и для социализации.

Творческое мышление имеет мало общего с актерами, художниками и музыкантами, и не все люди с таким мышлением являются художниками. У человека могут быть различные характеристики мышления, которые определяют его творческое направление.

К характеристикам творческого мышления относятся:

  • Уникальность. Желание создать новинку, будь то идея или предмет. Человек творчества не основывается на чужих примерах, он вырабатывает нечто свое собственное;
  • Понятийная гибкость. Умение применить к некоторому явлению другую точку зрения в попытке рассмотреть его шире, в непривычных вариациях с целью сделать его уникальным;
  • Спонтанность. Свободное переключение от одной мысли к другой. Восприятие информации из разных источников. Спонтанность возникновения идеи в ситуации, которая не располагала к этому;
  • Эвристика. Преобразование привычного, выход за рамки – необходимые навыки в творческом мышлении.

Важное свойство креативности – выход за рамки привычного

Важной характеристикой творчества является преодоление привычного.

Можно ли управлять творческим мышлением

О способности контролировать мысли можно однозначно сказать, что она существует. Однако многое зависит от человека, который хочет ее натренировать или уже обладает ею, но с проблемами контроля.

Прежде всего, необходимо решить, хочет ли человек контролировать свои мысли. Сила воли действует как глобальный рынок стимулов — без нее не обойтись. Затем нужно следовать плану, методам контроля творческого мышления, чтобы либо развивать его, либо ограничивать.

Статья по теме:  Человек, который любит одиночество, кто он такой

Творческое мышление, его особенности и условия развития

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 17.10.2011
Размер файла 25,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут очень благодарны.

Доступно на сайте http://www.allbest.ru/

Леонардо да Винчи, А. Суворов, А. Эйнштейн, Л. Толстой, Г. Гейне, С. Прокофьев, П. Ричард, Б. Гейтс, М. Тайсон, А. Свиридова, неизвестный пекарь из соседней булочной и еще слишком много известных и неизвестных имен, представителей различных профессий могут продолжить этот список — список людей, проявивших творчество в любой деятельности и реализовавших свои способности в любой области.

Родные и друзья обычно склоняются над кроваткой малыша, чтобы записать его первые движения и реакции на окружающий мир, пророча новорожденному большое будущее. В этой области фантазия родителей не имеет границ. Здесь формулируются плодотворные гипотезы о том, кто их ждет впереди. Скорее всего, это будущий великий: ученый; полководец; композитор; артист; спортсмен; модель; бизнесмен; религиозный деятель и т. д. Но эти предположения остаются лишь предположениями, не более того, поскольку сфера реализации личности безгранична и предполагает две крайности достигнутого человеком уровня самореализации — гений и посредственность, посредственность и непосредственная личность.

Цель моей работы — рассмотреть творческое мышление как производную от реализации уникального потенциала личности в той или иной области. Во второй части работы внимание уделяется феномену самореализации личности. Здесь реализация способностей в самореализации личности рассматривается как потребность в самореализации, которую личность никогда не может полностью удовлетворить.

Исследование темы, рассматриваемой в моей дипломной работе, можно разделить на следующие задачи:

— Исследование мышления в реальных творческих процессах,

— решение сложных мыслительных задач и творческое мышление,

— непосредственное мышление в реальных творческих процессах.

Актуальность выбранной мною темы заключается в существовании творческого потенциала человека и потребности в самореализации. Способность к творчеству — это данность или результат огромных усилий человека на пути развития и самосовершенствования? На этот вопрос нет однозначного ответа, и вряд ли кто-то когда-нибудь сможет дать исчерпывающий ответ. творческое мышление

Как предмет исследования, творчество представляет интерес для таких дисциплин, как философия, психология, социология и других.

В данной работе будут рассмотрены принципы интерпретации креативности — философские, психологические, социологические и культурные аспекты анализа креативности.

Также большой интерес представляют взгляды и индивидуальные точки зрения известных личностей, представленные в данной работе. Их знание полезно и обязательно, так как в контексте данной работы мы не можем игнорировать взгляды великих мастеров искусства и деятелей культуры, представителей золотого творческого капитала нашего общества, на эту тему.

Естественное желание и потребность человека вносить свой вклад в жизнь общества, а также потребность в самореализации дают личности возможность жить красивой и гармоничной жизнью, возможность жить в веках благодаря своим творениям и тому наследию, которое они оставили потомкам.

Подобные документы

Мышление как познавательный процесс, его характеристики. Три типа мыслительных процессов, характеризующих решение проблем. Предпосылки для развития профессионального мышления. Динамика развития различных типов мышления у учащихся с первого по пятый класс школы.

Природа мышления как психологического процесса, основные виды и особенности его формирования. Приобретение знаний, развитие мышления, решение задач и усвоение закономерностей в дошкольном возрасте. Средства развития зрительного воображения детей.

Понятие и основные этапы творческого процесса. Характеристика личности с нетипичным мышлением, шесть параметров креативности. Организация экспериментальных заданий на развитие творческого мышления личности, подбор тестовых заданий.

Понятие креативности и творческого мышления. Диагностика интеллектуальных и творческих способностей, условия их возникновения и развития. Современные исследования творческого мышления в отечественной и зарубежной психологии. Способы диагностики интеллекта.

Мышление как понятие в психологии, его виды и формы. Основные функции мышления. Основные этапы решения мыслительных задач. Личность и ее интересы. Индивидуальные особенности мышления. Отличие мышления от других психических познавательных процессов.

Механизм творческого мышления, логика и интуиция как его составляющие. Процесс решения творческих задач. Понятие интуиции и ее основные виды. Эвристическая интуиция и «кризис интуиции». Интуитивное принятие решений как ключевое звено творческого процесса.

Понятие мышления, его природа, типология и его основные свойства, виды и индивидуально-психологические особенности. Значение творческого мышления в новой социокультурной ситуации, проблемы в развитии характеристик творческой личности и предложения по их решению.

Творческое мышление в психологии 2

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к началу текста
  • вернуться к подобным работам

Особенности творческого мышления

Сегодня к этому типу мышления относятся с должным уважением, о нем написано много книг. Мы с вами можем выделить его особенности и даже «опробовать» на себе.

Ассоциативность

Дж. Гилфорд, назвавший его дивергентным мышлением, подчеркивал его нелинейную природу. Оно подчиняется не законам логики, а законам ассоциации. Процесс творческого мышления выглядит следующим образом: Мысль, идея или задача, вспыхивающая в мозгу человека как яркая искра, рассеивается сотнями импульсов в нейронных цепях. Эта мысль вызывает большое количество ассоциаций, и в решение задачи включается самая разнообразная информация, которая, казалось бы, не имеет к ней никакого отношения.

Творческое мышление подобно разветвленной сети, паутине, соединяющей различные части и участки мозга. И в такую сеть может попасть ни одна гениальная идея, и не одна. Нелинейное мышление позволяет человеку взглянуть на проблему с разных сторон и найти различные пути ее решения. Известный американский поэт и литературный критик Эзра Паунд писал: «Гениальность … это способность видеть десять вещей там, где обычный человек видит одну, а одаренный — две или три, и способность отразить это множественное восприятие в материале своего творчества».

Статья по теме:  Почему в России много разводов и какова статистика по миру

Нестандартность

Потенциал

Это одно из важнейших качеств творческого мышления, которое бросает вызов любому шаблону или шаблону и не придерживается строгих правил и алгоритмов. Человек с таким мышлением способен найти нестандартное решение даже самой банальной, обыденной и скучной задачи.

Причем творческие люди вырабатывают оригинальные решения даже тогда, когда в них нет особой необходимости. Это происходит потому, что творческое мышление в значительной степени спонтанно, поскольку связано с подсознанием, царством интуиции.

Образный характер

Творческое мышление основано на образах, а не на концепциях. В виде яркого образа появляется идея или концепция, и воображение более важно для творчества, чем логическое мышление. Ведь именно воображение отвечает за процесс порождения новых образов. Кстати, не случайно центр творчества расположен в правом полушарии мозга, которое отвечает за работу с образами.

Однако это не означает, что творческое мышление не включает в себя также слова и понятия. Они необходимы для того, чтобы понять, проанализировать и проверить правильность созданной идеи и представить ее другим людям.

Проблемность

Источником и аккумулятором творческого мышления является проблема. Она может возникнуть в процессе развития науки, в связи с потребностями технологического совершенствования, в процессе развития искусства, в процессе развития экономики или просто в силу жизненных обстоятельств.

Если человек творчески настроен, но у него нет проблемы, он ее придумает или найдет и будет счастлив от этого, потому что творческий человек оценивает каждую проблему как ступеньку к успеху, к самореализации. А иногда даже обнаружение проблемы является настоящим открытием и зависит от степени таланта первооткрывателя.

Открытость новому

Творческое мышление требует разнообразных знаний, и чем больше областей жизни или науки связано с мыслительным процессом, тем лучше. Это объясняется ассоциативной природой творческого мышления. Чем спонтаннее, чем проще ассоциации, тем выше способность человека к творчеству.

Можно ли управлять творческим мышлением

Многие исследователи долгое время рассматривали творчество как спонтанный процесс, а творческое мышление — как интуитивное, неконтролируемое и зависящее от вдохновения.

В каком-то смысле, конечно, они правы. Творчество вряд ли поддается холодному рассудку. Но по большей части эти рассуждения использовались для того, чтобы попытаться оправдать спонтанность творческой деятельности. Так было до тех пор, пока не было решено поставить творческое мышление на службу экономике.

В середине 20 века в США появилось множество дизайнерских бюро, фирм, бюро, специалисты которых должны были придумывать новые, оригинальные и, по возможности, гениальные идеи для продвижения экономики, организации рекламы, маркетинга и так далее. Конечно, те, кто платил этим специалистам зарплату, не ожидали, что их сотрудники вдохновятся и придумают гениальную идею.

В это время психологи начали всерьез изучать творческое мышление. Кстати, не только на Западе, но и в нашей стране. Тем более, что потребность в новых идеях и гениальных открытиях в нашей стране носила государственный характер, и исследования также поддерживались государством.

Как выяснилось, творческое мышление связано с подсознанием, но влиять на него можно, пусть и оригинальными методами.

  • Нужна проблема. Именно она запускает процесс мышления. И чем более сложной и нестандартной будет эта проблема, тем больше гарантии, что мышление перейдет на творческий уровень. Проблема, точнее размышление над ней, активизирует мозг, создает десятки, а то и сотни очагов возбуждения в коре головного мозга. Без активной работы мозга невозможно рождение ассоциаций, подключение подсознания и творческого мышления. Просто лежа на диване ждать вдохновения бессмысленно.
  • Нужен толчок. В обычных, комфортных условиях наше мышление линейно. Так проще, легче, тратится меньше энергии. Мысль, как пучок электрохимических импульсов, тоже легче движется по проторенному пути в нейронных цепях головного мозга. И приводит к шаблонному решению или к выводу, что решения вообще нет. Поэтому в настоящее время разработано множество методик, заставляющих мысль уйти с протоптанной дороги стандартных решений и тем самым активизирующих творческое мышление. Но иногда для такой активизации достаточно внешнего толчка: необычного события, яркого образа, каскада ассоциаций.
  • Нужен положительный стимул. Стимул может быть разным – от ожидаемой похвалы, до солидного гонорара или даже удовольствия, которое получают многие люди от самого процесса творчества.

Было показано, что эффективным стимулом может быть зависть. Да-да, обычная зависть — когда вы читаете об успехах других, видите результаты чужого труда (изданные книги, картины, поделки и т.д.), вы начинаете думать, что могли бы сделать это сами.

Творческое мышление — очень важный и нужный умственный процесс, но это не дар Божий для немногих. Творчество доступно каждому, его можно развивать в любом возрасте, главное — пробудить в себе потребность в нем.

В этом видео вы узнаете, как творческое мышление работает на практике.

Оцените статью
Ручки Не Крючки
Добавить комментарий