Оптимальным вариантом для начинающих является возможность заранее выбрать и приобрести вертолет. Когда вы покупаете собственный летательный аппарат, то можете привыкнуть к его управлению уже в процессе обучения, что значительно облегчит дальнейшие самостоятельные полеты без инструктора. Альтернативно, вы можете взять вертолет в аренду, однако важно выбирать модель, которую вы планируете купить в будущем.
Как стать пилотом вертолета
Если у вас есть стремление наблюдать за миром с высоты птичьего полета, вы можете рассмотреть самый простой способ осуществить эту мечту — стать пилотом вертолета.
Обучение на пилота вертолета может проходить на двух уровнях: для подготовки профессиональных пилотов и для обучения любителей. Это подразумевает разные подходы в обучении, так как хобби и профессиональная деятельность требуют различной квалификации.
История профессии
Проекты летательных аппаратов, способных взлетать вертикально, находят свое начало в трудах Леонардо да Винчи, хотя первые идеи зародились в Китае и датируются IV веком до нашей эры. В России первым прототипом подобной техники занимался Михаил Ломоносов, а позже, в XIX веке, Павел Кузьминский. Первый успешный полет на вертолете совершил француз Поль Корню в 1907 году, когда ему удалось подняться на 20 секунд на высоту 50 метров. С тех пор количество пилотов возросло в геометрической прогрессии, количество моделей аппаратов увеличилось, каждая из которых предназначена для определенного рода задач. Сегодня в России функционирует более 2,5 тысячи вертолетов, а число действующих пилотов достигает нескольких тысяч.
- боевые (ударные, противолодочные);
- транспортные (невооруженные, предназначенные для десантирования или перевозки грузов);
- транспортно-боевые (многоцелевые), которые могут перевозить людей и грузы, а также участвовать в боевых действиях;
- специальные (разведывательные, тральщики, заправщики, корректировщики огня артиллерии, учебные).
Винтокрылые машины также могут использоваться в качестве командных пунктов, воздушных госпиталей и минных заградителей. Поэтому от военного пилота требуется не только способность взлететь и приземлить вертолет, но и умение выполнять разнообразные боевые задачи.
В гражданских целях вертолеты применяются для таких задач:
- перевозка пассажиров;
- доставка грузов, включая крупногабаритные на внешней подвеске;
- поисково-спасательные операции;
- обработка посевов в сельском хозяйстве;
- туризм.
Львиная доля как гражданских, так и военных вертолетов не является универсальными и охватывает узкие специализации, что делает обычной лицензии пилота недостаточно для управления ими. Пилот должен не только уметь летать, но и управлять специальным оборудованием, таким как тралы, емкости с водой и химикатами, лебедки и т.п. Часто это происходит в сложных или экстремальных условиях. Эти навыки обычно развиваются в летных училищах или приобретаются на месте службы или работы.
Особенности
Прототипы вертолетов известны с давних пор, однако лишь во второй половине XX века достигнутый технический прогресс позволил начать массовое производство таких аппаратов. Сегодня профессия пилота вертолета довольно популярна, ведь им приходится управлять тысячами летательных аппаратов. Вертолеты можно встретить в небе на любой точке земного шара, независимо от времени года. Безусловно, в ближайшем будущем такой способ транспортировки станет еще более актуальным.
Однако следует отметить, что, несмотря на кажущуюся единообразность специализации пилота, она распадается на более узкие области. Причиной этого служит не только разделение на военные и гражданские вертолеты, но и множество специфических задач внутри каждой категории. Даже в рамках Военно-воздушных сил (ВВС) существует множество специализированных направлений для вертолетов:
- ударные;
- многоцелевые;
- транспортные;
- санитарные;
- воздушные командные пункты;
- противолодочные;
- транспортно-боевые;
- заправочные;
- корректирующие огонь артиллерии;
- разведывательные;
- учебные;
- постановщики помех;
- постановщики мин (а также другие более экзотические виды).
Каждый из этих типов вертолетов может базироваться как на наземных аэродромах, так и на военных кораблях. Следовательно, в каждом таком случае фактически формируется уникальная специализация для пилотов.
Пилоты, которые хорошо проводят разведку, могут не иметь навыков, необходимых для выполнения других задач, таких как доставка срочных грузов. Экипаж, который отлично наводит артиллерию на противника, зачастую не может эффективно выполнить ракетный удар по обозначенной цели. Тем не менее, не следует считать, что среди гражданских пилотов нет такой разнообразной специализации.
Некоторые пилоты занимаются перевозками пассажиров, другие — транспортировкой различных грузов, включая и крупногабаритные. Также есть специалисты, работающие в области спасательных операций, патрулирующие улицы в составе дорожной полиции или осуществляющие туристические поездки. Дополнительно, вертолетчики могут заниматься:
- работой в егерской службе (контроль за охотой и рыбалкой);
- проведением различных воздушных исследований и наблюдений;
- пожаротушением лесных пожаров;
- испытаниями новых моделей вертолетов;
- ледовым патрулированием;
- участием в воздушном строительстве;
- съемками различных фильмов;
- содействием метеорологам и геодезистам;
- снабжением удаленных населенных пунктов и экспедиционных лагерей;
- выполнением функций дальней скорой помощи.
Очевидно, что все эти задачи требуют кардинально различных подходов. В дополнение к общей лицензии пилот должен получить удостоверение о дополнительной подготовке. Ведь выполнение дополнительных операций (например, заправка баков техническими жидкостями, подъем и спуск грузов, спасение людей в сложных ситуациях) требует глубоких знаний и навыков. Выполнение подобных задач часто нужно осуществлять быстро и в условиях быстроменяющейся обстановки. Специальные навыки иногда не находятся у лучших выпускников летных училищ; иногда требуется постоянное совершенствование в своей профессии и стремление к новым знаниям.
В общем, профессия пилота вертолета обладает высоким уровнем востребованности и может приносить неплохие доходы. Эта деятельность создаст возможности для тех, кто хочет путешествовать. Кроме того, пилоты могут выйти на пенсию довольно рано, что в современных условиях является серьезным преимуществом. Тем не менее, важно понимать, что полеты на вертолетах связаны с определенными рисками и стрессами — как психологическими, так и физическими. Пилоты вертолетов гораздо чаще сталкиваются с опасностями, чем пилоты гражданских самолетов. Это в особенности относится к экипажам, которые осуществляют вылеты на разные происшествия или служат в полиции и армии.
Обязанности
Как уже было упомянуто, определить обязанности пилота вертолета без привязки к конкретной специализации можно только в самых общих чертах. Тем не менее, основные задачи пилота скорее всего будут включать:
- подготовку своего вертолета к вылету;
- разработку основных и запасных маршрутов;
- контроль работоспособности бортового оборудования;
- мониторинг метеорологической и орнитологической ситуации;
- предварительное прогнозирование погодных условий до взлета;
- проверка правильности крепления и раскладки грузов;
- проверка рассадки пассажиров и соблюдения ими всех мер предосторожности;
- выполнение радиопереговоров;
- подготовка летной документации;
- выполнение дополнительных указаний и распоряжений, которые не создают рисков.
В должностной инструкции командира вертолета также отмечаются и другие обязанности:
- предотвращение воздушных столкновений;
- отстранение от работы лиц, грубо нарушающих правила;
- контроль за составлением летной документации членами экипажа;
- принятие решений о продолжении или прерывании полета в ответ на изменения обстановки;
- корректировка маршрута и других параметров полета в зависимости от ситуации;
- соблюдение предполетного режима (как самостоятельно, так и с помощью других членов экипажа);
- контроль радиосвязи;
- мониторинг уровня топлива перед вылетом;
- анализ результатов полета;
- проверка правильности действий подчиненных при помощи средств объективного контроля;
- выполнение основных задач в сверхурочном режиме, согласно нормам трудового права и другим регламентам.
Как стать пилотом вертолета?
Чтобы стать пилотом вертолета, необходимо получить соответствующее профильное образование и отлично подготовиться физически.
Кроме того, учитывая особенности данной профессии, потенциальный вертолетчик должен обладать не только отменным здоровьем, но и такими личными качествами, как:
- высокая точность;
- внимательность;
- аккуратность;
- собранность;
- умение быстро концентрироваться;
- умение оперативно менять внимание.
Курсы
Что нужно для того чтобы выучиться на пилота вертолета?
Для получения профессии пилота вертолета необходимо завершить профильные курсы в учебном заведении. Если у вас достаточно средств, наиболее удобным способом получения этой профессии будет поступление в частную авиационную школу.
Программа обучения на курсах состоит из двух компонентов — теории и практики.
На теоретических занятиях слушатели ознакомятся с такими предметами, как аэродинамика, навигация, метеорология, устройство вертолетов, а также с аспектами летной безопасности и авиационного права.
Практическая часть курсов включает в себя несколько блоков:
- подготовка вертолета к взлету;
- практика круговых полетов;
- освоение посадки вертолета;
- маршрутные вылеты;
- практические полеты на расстоянии от вертодрома.
По окончании обучения выпускники получают соответствующие документы:
- сертификат об окончании курса;
- справка о налете;
- документы для квалификационной комиссии для получения лицензии пилота.
Вы можете ознакомиться с обучающими курсами по пилотированию вертолета в видеороликах ниже:
Сколько времени занимает обучение
В отличие от профессиональной подготовки, обучение пилотов-любителей длится 135 дней, в течение которых вы:
- налетаете 43 часа;
- тратите 232 часа на теоретическую подготовку;
- сдаете зачет (15 часов практики).
Сократить сроки обучения невозможно, даже если у вас уже есть опыт в пилотировании и предварительная теоретическая подготовка; программы учебных заведений подчиняются строгим стандартам как по содержанию, так и по длительности.
Что входит в теоретическую подготовку
Курсанты должны пройти широкий спектр дисциплин, связанных с авиацией, в том числе изучить:
- конструкцию вертолета и его двигателя, а также приборного, электро- и радиооборудования;
- основы практической аэродинамики;
- принципы воздушной навигации;
- метеорологию, применимую к авиации;
- особенности ведения радиосвязи;
- эксплуатацию вертолета;
- основы авиационной медицины.
Также важно освоить правила работы с документацией, необходимой для выполнения полетов и регистрации вертолетов.
Гостил у Агафьи Лыковой
— Я второй пилот — в нашем экипаже три человека. Наш вертолет в шутку называется «маршруткой». Каждую неделю мы вылетаем в удаленные села Таштагольского района, куда не проложены дороги. Летом мы дежурим и перевозим спасателей для тушения пожаров. Я смог побывать в гостях у Агафьи Лыковой: мы привозили ей продукты и комбикорм. Также к ней на две недели отправились волонтёры. Горная Шория произвела на меня сильное впечатление: воздух здесь просто кристальный, а горы — потрясающие! Мне понравилась скульптура «Золотая Шория» в Таштаголе, созданная бурятским скульптором Даши Намдаковым.
Я также видел другое его замечательное произведение — в Кызыле, на набережной Енисея, он создал скульптурную группу «Центр Азии». Шорцы — интересный народ. Меня удивило, что они живут в непростых условиях, сталкиваются с большим количеством трудностей, но при этом не покидают свои земли. Они чрезвычайно гостеприимные! Мне удалось попробовать их знаменитые пельмени с кедровыми орехами — мне очень понравились! Конечно же, я был впечатлён туристическим курортом Шерегешем.
Наш вертолет в шутку называют «маршруткой». Раз в неделю мы вылетаем в удаленные села Таштагольского района, куда нет дорог.
— Какие полеты вы считаете самыми сложными?
— Наиболее сложные полеты происходят в так называемой «белизне» на Крайнем Севере, когда горизонт совершенно не виден из-за белизны вокруг. В таких условиях очень помогают приборы. Запоминаешь ориентиры на земной поверхности: например, через полчаса должен появиться местное кладбище или деревья. Летать в горах также требует особых навыков из-за изменчивости ветров и внезапной перемены погоды.
Я помню перелет из Абакана на Дальний Восток для открытия аэродрома Восточный. Мы намеренно выбрали малонаселенные маршруты, где не было городов, а много гор и красивой природы; наш путь занимал три дня. Полеты вдоль береговой линии морей или океанов также незабываемы: летишь, разрезая гладь воды…
Сильные люди
— Сложнее ли управлять вертолетом, чем самолетом? Какие качества необходимы пилоту вертолета?
— В каждой профессии есть свои особенности. Технически вертолет — очень сложное устройство. Нужно уметь совершать его подъем, уравновешивать, управлять движением и точно посадить. На управление также сильно влияют климатические условия. Экипаж должен работать как единое целое и понимать друг друга с полуслова. Структура работы с самолетами отличается: современный авиалайнер можно сравнить с большим компьютером, в то время как пилоты самолетов чаще бывают молодыми, а пилотами вертолетов принимаются чаще более опытные люди.
Чтобы стать профессиональным вертолетчиком, необходимо много налетать и пережить различные ситуации. Пилотом вертолета может стать не каждый; требуется моментальная реакция и умение принимать быстрые решения. Кроме того, необходимо хорошее здоровье, так как уровень вибрации и шума высок. На пенсию можно выйти уже через пять-шесть лет, налетав 3,6 тыс. часов.
Я облетел всю Россию: видел моря, океаны, горы, степи и леса. Какая же она бескрайняя, наша Родина!
— Востребована ли профессия вертолетчика на сегодняшний день, и где можно получить соответствующее образование?
— Я уверен, что эта профессия востребована. В настоящее время активно развивается служба санитарной авиации, и требуются пилоты со всей страны. Обучение на пилота вертолета осуществляется только в двух учреждениях: Омском летном училище и Санкт-Петербургском колледже. Не все хотят стать вертолетчиками; это один из способов стать авиапилотом: переход в авиакомпании после обучения на вертолете будет легче.
— Чем интересна ваша профессия?
— В первую очередь, возможностью исследовать мир и знакомиться с разными людьми. Я облетел всю страну: видел моря, океаны, горы, степи и леса. Наша Родина бескрайняя! Вечерами я общался с дальнобойщиками и строителями на Севере, нефтяниками, рыбаками и охотниками. За эти годы я реально увидел, насколько сильны россияне. Как бы тяжело им ни было, они все равно находят в себе силы для преодоления трудностей и всегда достигают своих целей. Уверен, что у нас все будет хорошо!