Некоторым морским профессиям можно обучиться даже в специальных школах. Как правило, это специализации для женщин. В Екатеринбурге, например, есть «Школа морской навигации». Обучение проходит заочно, и школа потом помогает в трудоустройстве.
Морские профессии: кем можно стать, если любишь море
Потребность в моряках существовала всегда. Это связано с тем, что морской транспорт является одним из важнейших видов транспорта, наряду с воздушным и автомобильным. Перевозка грузов по морю считается самым дешевым и быстрым видом транспорта.
Здесь нет случайных знакомств, потому что каждый, кто выбрал морскую профессию (а список возможностей огромен), точно знает, чего он хочет. И с детства точно знают, чего хотят.
И в морской сектор не спешат попасть, потому что обучение здесь очень дорогое. Но дорогостоящее обучение окупается практически сразу, буквально в первых рейсах.
Плюсы и минусы работы на корабле
Несмотря на детскую мечту и романтику моря, к решению взойти на борт корабля нужно отнестись более чем серьезно. На борту вам потребуется не только невероятная выносливость и физическая сила, но и твердый настрой.
Давайте начнем с преимуществ:
- Большая зарплата. На отечественных судах платят очень много, а на иностранных еще больше. Плюс ко всему, моряк находится на полном обеспечении, а тратить свою зарплату ему просто не на что и особо негде, кроме кратковременных и редких стыковок в портах. Так что по прибытии домой у него остается довольно большая сумма.
- Путешествия по всему миру. У моряка, как ни у кого другого, есть возможность посмотреть мир. В каждом порту они могут опробовать необычную иностранную кухню, посмотреть достопримечательности, купить сувениры и получить приятные впечатления.
- Свое дело. Во время рейсов морякам удается накопить внушительные суммы, на которые они могут открыть собственный бизнес. Так они могут зарабатывать параллельно или постепенно заменить постоянные поездки оседлым образом жизни и больше времени проводить с семьей. Доход сможет приносить даже небольшая транспортная компания.
Теперь можно перейти к недостаткам профессии:
- Тяжелые условия труда. Работа на судне построена по принципу 6 часов работы/6 часов отдыха. Если вы машинист, то вас постоянно сопровождает промышленный шум. Кроме того, моряки часто имеют дело с перевозкой опасных грузов – химикатов, нефти, газа – что несет риск для здоровья. И даже в самых спокойных условиях у моряка хватает проблем: постоянная морская качка, сильные электромагнитные поля, скудное пространство, высокая температура (45–60°С) в машинном отделении и на палубе, резкие запахи, громкие звуки, порывистые ветра и скудный набор развлечений, запахи топлива, частая смена часовых поясов, постоянная вибрация двигателей, отсутствие свежих продуктов питания, низкое качество воды (часто ее получают из дистиллята) – вот далеко не все «прелести» работы на судне. Ко всему этому нужно быть готовым.
- Совмещение нескольких профессий. В море нет выходных: субботы и воскресенья остаются на берегу вместе с цивилизацией. А еще судовладельцы часто стараются максимально снизить расходы, поэтому часто отказываются от дополнительной рабочей силы и перекладывают всю работу на плечи членов экипажа. Так что нередко приходится браться и за погрузку/разгрузку товаров, даже если вы занимаете весомую должность на корабле.
- Изоляция. Нужно иметь сильное самообладание и спокойствие, ведь вам придется проводить большую часть времени не только далеко от дома, но и от цивилизации в целом. А на корабле моряк имеет дело постоянно с одними и теми же людьми, поэтому крайне важно уметь уживаться даже со сложными персонами.
- Удаленность от семьи. Самое тяжелое для моряка – не видеть, как растут его дети, а домашние дела в его отсутствие решаются без его участия. Да и позвонить домой не всегда так просто, как кажется – в море может подолгу отсутствовать мобильная связь. Приходится мириться с тем, что жизнь не останавливается после вашего ухода в рейс. Поэтому часто многие люди морских профессий чувствуют себя чужими.
- Длительные рейсы. Врача на судне, как правило, нет, поэтому морякам нужно иметь крепкое здоровье и иммунитет, чтобы нормально перенести удаленность от берега. И после работник судна нуждается в восстановлении организма. Если не дать ему время на реабилитацию, усталость от рейса перерастет в болезнь, а та в свою очередь – в хроническую форму. Это касается не только физического, но и психологического состояния.
Особенности
Профессии, непосредственно связанные с морем, требуют большого количества технических навыков и определенных личных качеств. К решению нужно отнестись серьезно, ведь реальность сильно отличается от фантазий. На корабле вам придется проявить не только физическую, но и психическую стойкость.
Перечислим преимущества работы моряком.
- Высокая зарплата. Моряки на отечественных судах получают большие деньги, а вот на иностранных – в разы больше. При этом во время плавания человек обеспечен всем необходимым и тратить деньги ему особо негде, разве что при коротких остановках в портах.
- Путешествия. В море люди работают и имеют возможность посмотреть мир. В каждом порту можно посетить интересные места, попробовать экзотические блюда, приобрести сувениры.
- Собственное дело. Рейсы позволяют накопить большую сумму, которой вполне достаточно для открытия личного дела. Так, моряк может заменить поездки на небольшую транспортную компанию или что-то подобное.
Работа в море трудна, требует большой выносливости и устойчивости. Моряки подолгу не видят своих семей, что тоже накладывает свой отпечаток. Но это еще не все недостатки.
- Сложные условия труда. На судне обычно деятельность построена по принципу 6 часов работы и 6 часов отдыха. Машинистов при этом всегда сопровождает шум. Нередко морякам приходится везти опасные грузы, например, нефть или химикаты. Это несет серьезный риск для здоровья и жизни. Любой рейс сопровождается постоянной качкой. Кроме того, на корабле довольно жарко, всегда есть много неприятных запахов и сильный шум. На корабле мало развлечений, нет свежих продуктов, некачественная вода. Также моряки сталкиваются с частой сменой часовых поясов.
- Совмещение. В рейсе нет выходных дней. Также владельцы кораблей стараются экономить на дополнительных рабочих, перекладывая задачи на основной экипаж. Так, моряк часто занимается и погрузкой, выгрузкой товара.
- Изоляция. Моряки длительное время проводят вдали от цивилизации, а для этого нужно иметь достаточное самообладание. На корабле можно общаться с членами экипажа. Вот только если кто-то не сошелся с кем-то характером, то могут возникнуть сложности.
- Вдали от семьи. Моряки не видят, как растут их дети, не участвуют в решении бытовых домашних вопросов. Даже позвонить родственникам получается нечасто: в море нет мобильной сети.
- Долгие рейсы. На судне обычно нет врача. Моряк должен иметь хорошее здоровье и иммунитет. После рейса обязательно нужно восстановиться. В противном случае могут возникнуть серьезные заболевания и хронический стресс.
После 9-месячного плавания психике необходимо 2-3 месяца для восстановления. Врачи установили, что такое длительное плавание имеет серьезные последствия для людей и их психического состояния. В Великобритании моряку, пробывшему в плавании более 100 дней, не разрешается голосовать на выборах до полного выздоровления. После длительного плавания у человека исчезают границы, и он воспринимает мир как единую платформу. Моряки также теряют чувство ностальгии и привязанность к стране и ее народу.
Восстановительный период после плавания очень важен. В это время моряк заново привыкает к обществу, к распорядку дня и ритму нормальной жизни.
Обзор профессий
Моряки — это все люди, чья работа связана с морем и кораблями. В мореплавании существует множество профессий, и неплохо было бы начать изучать должностные инструкции. Каждый должен выяснить для себя преимущества и недостатки той или иной профессии. Моряку не обязательно отправляться в плавание — он может работать и на суше.
Капитан и его помощник
Как самое старшее лицо на корабле, он отвечает за все. Капитан планирует маршрут плавания и руководит погрузочно-разгрузочными работами. Как правило, представитель этой профессии зарабатывает от 460 тысяч рублей в месяц. Если у него на борту опасный груз, зарплата увеличивается.
Помощник капитана заменяет капитана, если последний по каким-либо причинам не может выполнять свои обязанности. Этот специалист способен организовать работу экипажа и знает особенности движения судна. Если судно достаточно большое, в распоряжении капитана может быть несколько человек. В этом случае у каждого человека есть своя зона ответственности.
Ранг влияет на зарплату, в среднем помощник зарабатывает около 200 тысяч рублей.
Старший механик и его помощник
Один представитель этой профессии отвечает за машинное отделение. Супервайзер организует работу машинистов, инженеров и грейдеров. Он должен контролировать и следить за тем, чтобы судно находилось в постоянной эксплуатации. Все работы по техническому обслуживанию механизмов также выполняются им. Главный инженер зарабатывает от 300 тысяч рублей в месяц, в зависимости от рейса.
Помощник должен уметь делать то же самое. Именно он заменяет главного инженера в экстренных случаях. В зависимости от размера и характера судна, помощников может быть несколько. В этом случае обязанности распределяются поровну, и у каждого есть своя зона ответственности. Заработная плата начинается от 200 тысяч рублей в месяц.
Боцман
Младший представитель руководства. Он отвечает за работу команды уборщиков и координирует свои действия с капитаном. Старший на палубе, руководит работой матросов. Именно боцман составляет вахтенный план и следит за его выполнением. Эта работа оплачивается от 100 тысяч рублей в месяц.
Матрос
Боцман относится к палубной команде и является членом младшего персонала. Матрос швартует судно и выполняет задачи, поставленные перед ним заместителем капитана и боцманом. Месячная зарплата начинается от 60 тысяч рублей.
Точная сумма зависит от опыта, обязанностей, рейса и специфики судна.
Моторист
Дежурный по машинному отделению, член младшего персонала. Машинист машинного отделения должен следить за работой всех механизмов судна. В его обязанности также входит профилактическое обслуживание. Зарплата практически такая же, как и у матроса.
Работа в сфере кораблестроения
Можно работать в море, не разлучаясь надолго с семьей. Есть возможность стать профессиональным рыбаком или техником в этом секторе для обработки улова. Также ценятся специалисты, умеющие работать с вакуумным и холодильным оборудованием. Рассмотрите еще несколько специализаций.
- Инженер-судостроитель. Специалист занимается проектированием кораблей. Ответственность действительно большая – необходимо учитывать массу разнообразных нюансов. Средняя зарплата – 75 тыс. руб.
- Электрорадиомонтажник. Такой специалист устанавливает, чинит и настраивает на корабле всю аппаратуру с радиоэлементами. Работа должна быть точной, от этого зависит навигация судна в рейсе. Зарплата невысокая: в среднем – 45 тыс. руб.
- Слесарь-механик. Такой человек отвечает за устранение разнообразных механических неполадок. Ремонт производится в то время, пока судно находится в доке. Обычно слесарь-механик зарабатывает порядка 75 тыс. руб. в месяц.
- Судостроитель. Такой специалист занимается строительством кораблей. Профессия сложная и требует серьезной квалификации. На корабле есть множество деталей из различных материалов. Зарплата в среднем составляет 100 тыс. руб.
Плюсы и минусы работы
Морская индустрия — это та отрасль, где плюсы и минусы распределены равномерно.
Приятными сторонами этой профессии являются:
- Высокооплачиваемая работа. Специалисты, выходящие в море, являются одними из самых высокооплачиваемых в мире. Накопить на покупку машины, дома моряк может намного быстрее, чем работник на берегу.
- Карьерный рост. Квалифицированный специалист при определенных усилиях к 30 годам может получить высокое офицерское звание, что в условиях суши сделать сложно.
- Шанс повидать другие страны. Торговые суда заходят в различные международные порты, что дает морякам возможность посмотреть различные национальные культуры, исторические достопримечательности. В дальнейшем моряку не так сложно перебраться в понравившуюся страну на постоянное место жительство.
- Влияние моря на личность. Специфика профессии формирует целеустремленную самостоятельную личность. Для работы в море нужен стальной характер, крепкая воля, закалка трудностями, расширение кругозора.
- Снабжение во время работы за счет судовладельца. На время морского рейса судовладелец обязан снабжать работников судна питанием, рабочей одеждой. Оплачивать проживание в гостинице на время захода в порты. Моряку нет необходимости тратить личные средства.
- Долгий отпуск. Работники моря от 4 до 6 месяцев проводят на суше.
- Высокооплачиваемая работа на берегу. Если моряк решает обосноваться на суше и не выходить в море, есть множество работодателей, готовых предложить ему лучшие условия трудоустройства. Те, кто выходил в море, пользуются преимуществами при устройстве на работу в порту.
- Востребованность. Морские профессии востребованы не только на территории России, но и в других странах. Выпускник российского морского вуза может найти себе работу на иностранном судне.
К основным недостаткам морского образования относятся:
- Тяжелая физическая работа. График моряка может быть ненормированным и превышать 12 часов. Отсутствуют выходные. Качка, смена часовых поясов, вахты по 6 часов — все это влияет на физическое состояние человека.
- Опасность. Травмоопасность при работе в море очень высокая. Некоторые судна перевозят опасные вещества, что усиливает риск. Медицинскую помощь в море оказать не представляется возможным, если на судне нет врача. Течения, штормы, рифы — риски морской профессии.
- Психологическое давление. Во время рейса моряки находятся в замкнутом пространстве, ограниченном кораблем и среди одних и тех же людей на протяжении долгого времени. Это может негативно влиять на психику человека.
- Длительная разлука с родными. В среднем, моряк проводит 6-8 месяцев вне дома. В настоящее время современные технологии позволяют связываться с близкими посредством интернета и мобильной связи.
- Пираты. На некоторых путях шествия кораблей еще встречаются нападения пиратов. По уставу морякам не разрешено ношение и хранение оружия, поэтому в случае захвата судна они безоружны.
- Стоимость обучения и сертификатов. Морские вузы отличаются высокой стоимостью обучения. Развитие морской отрасли требует от моряка постоянно быть в курсе инноваций, регулярно подтверждать свою квалификацию, обновляя сертификаты, проходя переподготовку.
- Проблемы с пенсией. Во время несения службы на отечественном судне, идут отчисления в пенсионный фонд. Но если моряк работает на судне с иностранным флагом, эти годы ему в пенсионный стаж не входят.
Морские профессии
Классификация судов зависит от водоизмещения, типа вооружения и назначения. Состав экипажа судна варьируется в зависимости от типа судна. Морские профессии можно разделить на несколько специализированных групп:
- корабельные профессии;
- подводные;
- портовые;
- морские профессии для девушек.
На корабле
Экипаж судна подразделяется на:
- капитана и его помощников;
- палубная команда;
- машинная команда.
К профессиям, которые особенно востребованы на борту судна, относятся следующие:
- Капитан корабля. Командир судна. В его обязанности входит составление маршрута, контроль за погрузкой и разгрузкой. Капитан отвечает за деятельность палубной части команды. Минимальная зарплата такого специалиста — 460 000 рублей в месяц.
- Помощник капитана заменяет его при необходимости. В перечень его знаний и умений входят: навигационные навыки, организация команды. Количество помощников у капитана варьируется в зависимости от типа груза, вида судна. Каждый помощник отвечает за свою сферу деятельности. Заработная плата начисляется в зависимости от ранга и составляет около 200 000 рублей.
- Старший механик является начальником машинного отделения. Машинисты, механики и рядовой состав — его подчиненные. В сферу ответственности старшего механика входит бесперебойная работа корабля и обслуживание его технических составляющих. Величина его зарплаты обусловлена типом судна и дальностью рейса. Минимальный заработок старшего механика — от 300 000 рублей.
- Помощник старшего механика замещает старшего механика. Его сфера деятельности такая же, но полномочия меньше. Его зарплата колеблется в пределах 200 000 рублей.
- Боцман является командиром для всех матросов. В его обязанности входит составление графика смен для матросов и контроль их работы. Зарплата боцмана начинается от 100 000 рублей.
- Матрос — младший работник палубной команды. Его обязанностями является пришвартовка судна и исполнение приказов боцмана и помощников капитана. Минимальная зарплата матроса — от 60 000 рублей.
- Моторист — младший работник машинного отделения. В его обязанности входит обслуживание судна, проверка и контроль работы всех механизмов. Минимальная зарплата составляет 60 000 рублей.
Это самые важные профессии в морской индустрии. Существует множество других, в зависимости от специфики судна.
Под водой
Для профессий, связанных с подводным плаванием, студенты отбираются очень тщательно. Для того чтобы хорошо переносить перепады давления во время погружения и всплытия, моряк-подводник должен иметь очень хорошее здоровье.
К подводным профессиям относятся:
- Штурман — специализация, связанная с управлением подводной лодкой. Его обязанности заключаются в прокладывании курса, выборе оптимального маршрута, контроль за передвижением судна и за работой навигационных приборов.
- Подводный медик. Врачи есть на многих судах. Однако, подводный медик заслуживает особого внимания — от его реакции, решения и вмешательства зависят жизни людей. Зачастую с подводными лодками нет вообще связи, не говоря уже о возможности доставить больного в госпиталь. Подводный врач должен уметь в экстремальных условиях уметь произвести хирургическую операцию.
- Моряк-подводник .
- Водолазы. Специалисты данной категории подразделяются на несколько видов:
Кок
Еще одна должность, без обладателя которой даже водолазное судно не выйдет в многодневное плавание.
Военно-морской повар, равнозначный гражданскому, должен не только готовить вкусную и здоровую пищу из имеющихся в его распоряжении продуктов, но и правильно рассчитывать ее количество. В противном случае экипаж может умереть от голода, а он сам может оказаться за бортом.
На должность повара отбирают только самых квалифицированных моряков, и капитан, переходящий на другое судно, постарается взять к себе доверенного повара.
Лоцман
Его работа заключается в том, чтобы сообщать о любых опасностях и препятствиях на пути корабля. Другими словами, лоцман планирует курс судна, учитывая наличие подводных скал, рифов, айсбергов или отмелей.
В обязанности лоцмана также входит безопасная швартовка судна. В прошлом у лоцмана был помощник, которого команда называла «боцманом», поскольку он измерял глубину палкой, стоя на носу судна.
Сегодня эта должность практически исключена из штата судна, и его обязанности выполняют штурман и рулевой. Однако для навигации в сложных, узких и переполненных гаванях на борту всегда находится местный лоцман, который знает окружающие воды и морское дно как свои пять пальцев.
Особенности поиска работы после вуза
Сразу после окончания учебы студент получает международный диплом, так как каждая судоходная компания подчиняется Международной морской организации и работает по ее единым для всех стран стандартам.
Самостоятельно найти работу по морской профессии практически невозможно. Существуют крюинговые компании (crew — Schiffsbesatzung) — официальные посредники между судовладельцами и моряками. Они получают от работодателей определенные требования и ищут работников в соответствии с этими требованиями. Поэтому первое, что вы должны сделать после окончания университета, — отправить свое резюме в эти компании.
Вы должны быть готовы к собеседованию в режиме онлайн или по телефону. Как работодатель, так и транспортная компания находятся в разных частях страны и регионах.
Если вы хотите работать на иностранного работодателя, вам следует быть готовым к тесту на знание английского языка.
Дополнительные навыки, которые помогут получить лучшую работу
Первыйчто поможет вам стать лучшим профессионалом — это английский язык. Во время обучения в университете этому уделяется особое внимание. На английском языке ведется не только общение с экипажем иностранного судна, но и документация.
Обычный моряк со знанием английского в европейском или американском экипаже зарабатывает от 3 000 долларов. Это много, чтобы попробовать свои силы, не так ли?
Вторая вещьвещь, которая поможет вам не пропасть — определенная специализация на суше. Дело в том, что не каждый может справиться с постоянным нахождением на борту. Работа очень тяжелая физически, часто случаются несчастные случаи и риски для здоровья. И если медицинская комиссия с вами не согласна, важно, чтобы уход из моря не разрушил всю вашу жизнь и чтобы вы могли зарабатывать на жизнь на суше.
Часто моряки выбирают обучение технической специальности вблизи моря.
Теперь вы знаете, что работа в море — не для безвестных. Только самые смелые и отчаянные могут пуститься в путь. Но никто из тех, кто стал моряком, не жалеет о своем решении. Кроме того, достойная зарплата помогает закрыть глаза на многие недостатки.
Самое главное сейчас — достойно пройти обучение и получить заветный диплом. А если на этом пути возникнут трудности, не волнуйтесь: рядом всегда есть служба поддержки студентов, на плечо которой можно опереться в случае необходимости.