Профессии, связанные с водой и морем

Некоторым морским профессиям можно обучиться даже в специальных школах. Как правило, это специализации для женщин. В Екатеринбурге, например, есть «Школа морской навигации». Обучение проходит заочно, и школа потом помогает в трудоустройстве.

Морские профессии: кем можно стать, если любишь море

Потребность в моряках существовала всегда. Это связано с тем, что морской транспорт является одним из важнейших видов транспорта, наряду с воздушным и автомобильным. Перевозка грузов по морю считается самым дешевым и быстрым видом транспорта.

Здесь нет случайных знакомств, потому что каждый, кто выбрал морскую профессию (а список возможностей огромен), точно знает, чего он хочет. И с детства точно знают, чего хотят.

И в морской сектор не спешат попасть, потому что обучение здесь очень дорогое. Но дорогостоящее обучение окупается практически сразу, буквально в первых рейсах.

Плюсы и минусы работы на корабле

Несмотря на детскую мечту и романтику моря, к решению взойти на борт корабля нужно отнестись более чем серьезно. На борту вам потребуется не только невероятная выносливость и физическая сила, но и твердый настрой.

Давайте начнем с преимуществ:

  1. Большая зарплата. На отечественных судах платят очень много, а на иностранных еще больше. Плюс ко всему, моряк находится на полном обеспечении, а тратить свою зарплату ему просто не на что и особо негде, кроме кратковременных и редких стыковок в портах. Так что по прибытии домой у него остается довольно большая сумма.
  2. Путешествия по всему миру. У моряка, как ни у кого другого, есть возможность посмотреть мир. В каждом порту они могут опробовать необычную иностранную кухню, посмотреть достопримечательности, купить сувениры и получить приятные впечатления.
  3. Свое дело. Во время рейсов морякам удается накопить внушительные суммы, на которые они могут открыть собственный бизнес. Так они могут зарабатывать параллельно или постепенно заменить постоянные поездки оседлым образом жизни и больше времени проводить с семьей. Доход сможет приносить даже небольшая транспортная компания.

Теперь можно перейти к недостаткам профессии:

  1. Тяжелые условия труда. Работа на судне построена по принципу 6 часов работы/6 часов отдыха. Если вы машинист, то вас постоянно сопровождает промышленный шум. Кроме того, моряки часто имеют дело с перевозкой опасных грузов – химикатов, нефти, газа – что несет риск для здоровья. И даже в самых спокойных условиях у моряка хватает проблем: постоянная морская качка, сильные электромагнитные поля, скудное пространство, высокая температура (45–60°С) в машинном отделении и на палубе, резкие запахи, громкие звуки, порывистые ветра и скудный набор развлечений, запахи топлива, частая смена часовых поясов, постоянная вибрация двигателей, отсутствие свежих продуктов питания, низкое качество воды (часто ее получают из дистиллята) – вот далеко не все «прелести» работы на судне. Ко всему этому нужно быть готовым.
  2. Совмещение нескольких профессий. В море нет выходных: субботы и воскресенья остаются на берегу вместе с цивилизацией. А еще судовладельцы часто стараются максимально снизить расходы, поэтому часто отказываются от дополнительной рабочей силы и перекладывают всю работу на плечи членов экипажа. Так что нередко приходится браться и за погрузку/разгрузку товаров, даже если вы занимаете весомую должность на корабле.
  3. Изоляция. Нужно иметь сильное самообладание и спокойствие, ведь вам придется проводить большую часть времени не только далеко от дома, но и от цивилизации в целом. А на корабле моряк имеет дело постоянно с одними и теми же людьми, поэтому крайне важно уметь уживаться даже со сложными персонами.
  4. Удаленность от семьи. Самое тяжелое для моряка – не видеть, как растут его дети, а домашние дела в его отсутствие решаются без его участия. Да и позвонить домой не всегда так просто, как кажется – в море может подолгу отсутствовать мобильная связь. Приходится мириться с тем, что жизнь не останавливается после вашего ухода в рейс. Поэтому часто многие люди морских профессий чувствуют себя чужими.
  5. Длительные рейсы. Врача на судне, как правило, нет, поэтому морякам нужно иметь крепкое здоровье и иммунитет, чтобы нормально перенести удаленность от берега. И после работник судна нуждается в восстановлении организма. Если не дать ему время на реабилитацию, усталость от рейса перерастет в болезнь, а та в свою очередь – в хроническую форму. Это касается не только физического, но и психологического состояния.

Особенности

Профессии, непосредственно связанные с морем, требуют большого количества технических навыков и определенных личных качеств. К решению нужно отнестись серьезно, ведь реальность сильно отличается от фантазий. На корабле вам придется проявить не только физическую, но и психическую стойкость.

Перечислим преимущества работы моряком.

  1. Высокая зарплата. Моряки на отечественных судах получают большие деньги, а вот на иностранных – в разы больше. При этом во время плавания человек обеспечен всем необходимым и тратить деньги ему особо негде, разве что при коротких остановках в портах.
  2. Путешествия. В море люди работают и имеют возможность посмотреть мир. В каждом порту можно посетить интересные места, попробовать экзотические блюда, приобрести сувениры.
  3. Собственное дело. Рейсы позволяют накопить большую сумму, которой вполне достаточно для открытия личного дела. Так, моряк может заменить поездки на небольшую транспортную компанию или что-то подобное.
Статья по теме:  Ландшафтный архитектор

Работа в море трудна, требует большой выносливости и устойчивости. Моряки подолгу не видят своих семей, что тоже накладывает свой отпечаток. Но это еще не все недостатки.

  1. Сложные условия труда. На судне обычно деятельность построена по принципу 6 часов работы и 6 часов отдыха. Машинистов при этом всегда сопровождает шум. Нередко морякам приходится везти опасные грузы, например, нефть или химикаты. Это несет серьезный риск для здоровья и жизни. Любой рейс сопровождается постоянной качкой. Кроме того, на корабле довольно жарко, всегда есть много неприятных запахов и сильный шум. На корабле мало развлечений, нет свежих продуктов, некачественная вода. Также моряки сталкиваются с частой сменой часовых поясов.
  2. Совмещение. В рейсе нет выходных дней. Также владельцы кораблей стараются экономить на дополнительных рабочих, перекладывая задачи на основной экипаж. Так, моряк часто занимается и погрузкой, выгрузкой товара.
  3. Изоляция. Моряки длительное время проводят вдали от цивилизации, а для этого нужно иметь достаточное самообладание. На корабле можно общаться с членами экипажа. Вот только если кто-то не сошелся с кем-то характером, то могут возникнуть сложности.
  4. Вдали от семьи. Моряки не видят, как растут их дети, не участвуют в решении бытовых домашних вопросов. Даже позвонить родственникам получается нечасто: в море нет мобильной сети.
  5. Долгие рейсы. На судне обычно нет врача. Моряк должен иметь хорошее здоровье и иммунитет. После рейса обязательно нужно восстановиться. В противном случае могут возникнуть серьезные заболевания и хронический стресс.

После 9-месячного плавания психике необходимо 2-3 месяца для восстановления. Врачи установили, что такое длительное плавание имеет серьезные последствия для людей и их психического состояния. В Великобритании моряку, пробывшему в плавании более 100 дней, не разрешается голосовать на выборах до полного выздоровления. После длительного плавания у человека исчезают границы, и он воспринимает мир как единую платформу. Моряки также теряют чувство ностальгии и привязанность к стране и ее народу.

Восстановительный период после плавания очень важен. В это время моряк заново привыкает к обществу, к распорядку дня и ритму нормальной жизни.

Обзор профессий

Моряки — это все люди, чья работа связана с морем и кораблями. В мореплавании существует множество профессий, и неплохо было бы начать изучать должностные инструкции. Каждый должен выяснить для себя преимущества и недостатки той или иной профессии. Моряку не обязательно отправляться в плавание — он может работать и на суше.

Капитан и его помощник

Как самое старшее лицо на корабле, он отвечает за все. Капитан планирует маршрут плавания и руководит погрузочно-разгрузочными работами. Как правило, представитель этой профессии зарабатывает от 460 тысяч рублей в месяц. Если у него на борту опасный груз, зарплата увеличивается.

Помощник капитана заменяет капитана, если последний по каким-либо причинам не может выполнять свои обязанности. Этот специалист способен организовать работу экипажа и знает особенности движения судна. Если судно достаточно большое, в распоряжении капитана может быть несколько человек. В этом случае у каждого человека есть своя зона ответственности.

Ранг влияет на зарплату, в среднем помощник зарабатывает около 200 тысяч рублей.

Старший механик и его помощник

Один представитель этой профессии отвечает за машинное отделение. Супервайзер организует работу машинистов, инженеров и грейдеров. Он должен контролировать и следить за тем, чтобы судно находилось в постоянной эксплуатации. Все работы по техническому обслуживанию механизмов также выполняются им. Главный инженер зарабатывает от 300 тысяч рублей в месяц, в зависимости от рейса.

Помощник должен уметь делать то же самое. Именно он заменяет главного инженера в экстренных случаях. В зависимости от размера и характера судна, помощников может быть несколько. В этом случае обязанности распределяются поровну, и у каждого есть своя зона ответственности. Заработная плата начинается от 200 тысяч рублей в месяц.

Боцман

Младший представитель руководства. Он отвечает за работу команды уборщиков и координирует свои действия с капитаном. Старший на палубе, руководит работой матросов. Именно боцман составляет вахтенный план и следит за его выполнением. Эта работа оплачивается от 100 тысяч рублей в месяц.

Матрос

Боцман относится к палубной команде и является членом младшего персонала. Матрос швартует судно и выполняет задачи, поставленные перед ним заместителем капитана и боцманом. Месячная зарплата начинается от 60 тысяч рублей.

Точная сумма зависит от опыта, обязанностей, рейса и специфики судна.

Моторист

Дежурный по машинному отделению, член младшего персонала. Машинист машинного отделения должен следить за работой всех механизмов судна. В его обязанности также входит профилактическое обслуживание. Зарплата практически такая же, как и у матроса.

Работа в сфере кораблестроения

Можно работать в море, не разлучаясь надолго с семьей. Есть возможность стать профессиональным рыбаком или техником в этом секторе для обработки улова. Также ценятся специалисты, умеющие работать с вакуумным и холодильным оборудованием. Рассмотрите еще несколько специализаций.

  1. Инженер-судостроитель. Специалист занимается проектированием кораблей. Ответственность действительно большая – необходимо учитывать массу разнообразных нюансов. Средняя зарплата – 75 тыс. руб.
  2. Электрорадиомонтажник. Такой специалист устанавливает, чинит и настраивает на корабле всю аппаратуру с радиоэлементами. Работа должна быть точной, от этого зависит навигация судна в рейсе. Зарплата невысокая: в среднем – 45 тыс. руб.
  3. Слесарь-механик. Такой человек отвечает за устранение разнообразных механических неполадок. Ремонт производится в то время, пока судно находится в доке. Обычно слесарь-механик зарабатывает порядка 75 тыс. руб. в месяц.
  4. Судостроитель. Такой специалист занимается строительством кораблей. Профессия сложная и требует серьезной квалификации. На корабле есть множество деталей из различных материалов. Зарплата в среднем составляет 100 тыс. руб.
Статья по теме:  Должностные обязанности бухгалтера-кассира

Плюсы и минусы работы

Морская индустрия — это та отрасль, где плюсы и минусы распределены равномерно.

Приятными сторонами этой профессии являются:

Плюсы морской профессии

  1. Высокооплачиваемая работа. Специалисты, выходящие в море, являются одними из самых высокооплачиваемых в мире. Накопить на покупку машины, дома моряк может намного быстрее, чем работник на берегу.
  2. Карьерный рост. Квалифицированный специалист при определенных усилиях к 30 годам может получить высокое офицерское звание, что в условиях суши сделать сложно.
  3. Шанс повидать другие страны. Торговые суда заходят в различные международные порты, что дает морякам возможность посмотреть различные национальные культуры, исторические достопримечательности. В дальнейшем моряку не так сложно перебраться в понравившуюся страну на постоянное место жительство.
  4. Влияние моря на личность. Специфика профессии формирует целеустремленную самостоятельную личность. Для работы в море нужен стальной характер, крепкая воля, закалка трудностями, расширение кругозора.
  5. Снабжение во время работы за счет судовладельца. На время морского рейса судовладелец обязан снабжать работников судна питанием, рабочей одеждой. Оплачивать проживание в гостинице на время захода в порты. Моряку нет необходимости тратить личные средства.
  6. Долгий отпуск. Работники моря от 4 до 6 месяцев проводят на суше.
  7. Высокооплачиваемая работа на берегу. Если моряк решает обосноваться на суше и не выходить в море, есть множество работодателей, готовых предложить ему лучшие условия трудоустройства. Те, кто выходил в море, пользуются преимуществами при устройстве на работу в порту.
  8. Востребованность. Морские профессии востребованы не только на территории России, но и в других странах. Выпускник российского морского вуза может найти себе работу на иностранном судне.

К основным недостаткам морского образования относятся:

  1. Тяжелая физическая работа. График моряка может быть ненормированным и превышать 12 часов. Отсутствуют выходные. Качка, смена часовых поясов, вахты по 6 часов — все это влияет на физическое состояние человека.
  2. Опасность. Травмоопасность при работе в море очень высокая. Некоторые судна перевозят опасные вещества, что усиливает риск. Медицинскую помощь в море оказать не представляется возможным, если на судне нет врача. Течения, штормы, рифы — риски морской профессии.
  3. Психологическое давление. Во время рейса моряки находятся в замкнутом пространстве, ограниченном кораблем и среди одних и тех же людей на протяжении долгого времени. Это может негативно влиять на психику человека.
  4. Длительная разлука с родными. В среднем, моряк проводит 6-8 месяцев вне дома. В настоящее время современные технологии позволяют связываться с близкими посредством интернета и мобильной связи.
  5. Пираты. На некоторых путях шествия кораблей еще встречаются нападения пиратов. По уставу морякам не разрешено ношение и хранение оружия, поэтому в случае захвата судна они безоружны.
  6. Стоимость обучения и сертификатов. Морские вузы отличаются высокой стоимостью обучения. Развитие морской отрасли требует от моряка постоянно быть в курсе инноваций, регулярно подтверждать свою квалификацию, обновляя сертификаты, проходя переподготовку.
  7. Проблемы с пенсией. Во время несения службы на отечественном судне, идут отчисления в пенсионный фонд. Но если моряк работает на судне с иностранным флагом, эти годы ему в пенсионный стаж не входят.

Морские профессии

Классификация судов зависит от водоизмещения, типа вооружения и назначения. Состав экипажа судна варьируется в зависимости от типа судна. Морские профессии можно разделить на несколько специализированных групп:

  • корабельные профессии;
  • подводные;
  • портовые;
  • морские профессии для девушек.

На корабле

Экипаж судна подразделяется на:

  • капитана и его помощников;
  • палубная команда;
  • машинная команда.

К профессиям, которые особенно востребованы на борту судна, относятся следующие:

  1. Капитан корабля. Командир судна. В его обязанности входит составление маршрута, контроль за погрузкой и разгрузкой. Капитан отвечает за деятельность палубной части команды. Минимальная зарплата такого специалиста — 460 000 рублей в месяц.
  2. Помощник капитана заменяет его при необходимости. В перечень его знаний и умений входят: навигационные навыки, организация команды. Количество помощников у капитана варьируется в зависимости от типа груза, вида судна. Каждый помощник отвечает за свою сферу деятельности. Заработная плата начисляется в зависимости от ранга и составляет около 200 000 рублей.
  3. Старший механик является начальником машинного отделения. Машинисты, механики и рядовой состав — его подчиненные. В сферу ответственности старшего механика входит бесперебойная работа корабля и обслуживание его технических составляющих. Величина его зарплаты обусловлена типом судна и дальностью рейса. Минимальный заработок старшего механика — от 300 000 рублей.
  4. Помощник старшего механика замещает старшего механика. Его сфера деятельности такая же, но полномочия меньше. Его зарплата колеблется в пределах 200 000 рублей.
  5. Боцман является командиром для всех матросов. В его обязанности входит составление графика смен для матросов и контроль их работы. Зарплата боцмана начинается от 100 000 рублей.
  6. Матрос — младший работник палубной команды. Его обязанностями является пришвартовка судна и исполнение приказов боцмана и помощников капитана. Минимальная зарплата матроса — от 60 000 рублей.
  7. Моторист — младший работник машинного отделения. В его обязанности входит обслуживание судна, проверка и контроль работы всех механизмов. Минимальная зарплата составляет 60 000 рублей.
Статья по теме:  Нефтяные» профессии: характеристика, престиж и зарплаты

Это самые важные профессии в морской индустрии. Существует множество других, в зависимости от специфики судна.

Под водой

Для профессий, связанных с подводным плаванием, студенты отбираются очень тщательно. Для того чтобы хорошо переносить перепады давления во время погружения и всплытия, моряк-подводник должен иметь очень хорошее здоровье.

К подводным профессиям относятся:

Водолаз

  1. Штурман — специализация, связанная с управлением подводной лодкой. Его обязанности заключаются в прокладывании курса, выборе оптимального маршрута, контроль за передвижением судна и за работой навигационных приборов.
  2. Подводный медик. Врачи есть на многих судах. Однако, подводный медик заслуживает особого внимания — от его реакции, решения и вмешательства зависят жизни людей. Зачастую с подводными лодками нет вообще связи, не говоря уже о возможности доставить больного в госпиталь. Подводный врач должен уметь в экстремальных условиях уметь произвести хирургическую операцию.
  3. Моряк-подводник .
  4. Водолазы. Специалисты данной категории подразделяются на несколько видов:

Кок

Еще одна должность, без обладателя которой даже водолазное судно не выйдет в многодневное плавание.

Военно-морской повар, равнозначный гражданскому, должен не только готовить вкусную и здоровую пищу из имеющихся в его распоряжении продуктов, но и правильно рассчитывать ее количество. В противном случае экипаж может умереть от голода, а он сам может оказаться за бортом.

На должность повара отбирают только самых квалифицированных моряков, и капитан, переходящий на другое судно, постарается взять к себе доверенного повара.

Лоцман

Его работа заключается в том, чтобы сообщать о любых опасностях и препятствиях на пути корабля. Другими словами, лоцман планирует курс судна, учитывая наличие подводных скал, рифов, айсбергов или отмелей.

В обязанности лоцмана также входит безопасная швартовка судна. В прошлом у лоцмана был помощник, которого команда называла «боцманом», поскольку он измерял глубину палкой, стоя на носу судна.

Сегодня эта должность практически исключена из штата судна, и его обязанности выполняют штурман и рулевой. Однако для навигации в сложных, узких и переполненных гаванях на борту всегда находится местный лоцман, который знает окружающие воды и морское дно как свои пять пальцев.

Особенности поиска работы после вуза

Сразу после окончания учебы студент получает международный диплом, так как каждая судоходная компания подчиняется Международной морской организации и работает по ее единым для всех стран стандартам.

Самостоятельно найти работу по морской профессии практически невозможно. Существуют крюинговые компании (crew — Schiffsbesatzung) — официальные посредники между судовладельцами и моряками. Они получают от работодателей определенные требования и ищут работников в соответствии с этими требованиями. Поэтому первое, что вы должны сделать после окончания университета, — отправить свое резюме в эти компании.

Вы должны быть готовы к собеседованию в режиме онлайн или по телефону. Как работодатель, так и транспортная компания находятся в разных частях страны и регионах.

Если вы хотите работать на иностранного работодателя, вам следует быть готовым к тесту на знание английского языка.

Дополнительные навыки, которые помогут получить лучшую работу

Первыйчто поможет вам стать лучшим профессионалом — это английский язык. Во время обучения в университете этому уделяется особое внимание. На английском языке ведется не только общение с экипажем иностранного судна, но и документация.

Обычный моряк со знанием английского в европейском или американском экипаже зарабатывает от 3 000 долларов. Это много, чтобы попробовать свои силы, не так ли?

Вторая вещьвещь, которая поможет вам не пропасть — определенная специализация на суше. Дело в том, что не каждый может справиться с постоянным нахождением на борту. Работа очень тяжелая физически, часто случаются несчастные случаи и риски для здоровья. И если медицинская комиссия с вами не согласна, важно, чтобы уход из моря не разрушил всю вашу жизнь и чтобы вы могли зарабатывать на жизнь на суше.

Часто моряки выбирают обучение технической специальности вблизи моря.

Теперь вы знаете, что работа в море — не для безвестных. Только самые смелые и отчаянные могут пуститься в путь. Но никто из тех, кто стал моряком, не жалеет о своем решении. Кроме того, достойная зарплата помогает закрыть глаза на многие недостатки.

Самое главное сейчас — достойно пройти обучение и получить заветный диплом. А если на этом пути возникнут трудности, не волнуйтесь: рядом всегда есть служба поддержки студентов, на плечо которой можно опереться в случае необходимости.

Оцените статью
Ручки Не Крючки
Добавить комментарий