Этикет и этика спора

— Действительно, разногласия часто перерастают в споры, а иногда и в драки, даже когда люди пытаются сказать друг другу правду. На этот счет тоже есть меткое наблюдение:

Этические нормы дискуссии

Дебаты — это процесс обсуждения спорных вопросов и проблем, возникающих в деловых отношениях.

Участники делового общения не пассивно передают друг другу информацию, а принимают ее близко к сердцу. Они часто спорят, убеждают собеседников в своей правоте, отстаивают, доказывают и поддерживают собственную точку зрения.

В практике корпоративных коммуникаций неизбежно возникает ряд вопросов, а именно.

  • как правильно обосновать свою позицию;
  • как быстро убедить оппонента в своей точки зрения;
  • какие существуют правила ведения спора и дискуссии.

Эти вопросы имеют не только техническую, но и этическую составляющую. Моральный характер аргументации в данном случае определяется тем, что субъекты деятельности осознают себя свободными личностями, имеющими моральное право выдвигать собственную точку зрения и вводить аргументы в коммуникационный процесс.

Этикет и этика спора 2

Следует отметить, что в некоторых случаях общения аргументация не носит исключительно моральный характер. Аргументация часто используется в целях обмана, сознательного манипулирования и давления, чтобы заставить людей делать то, что противоречит интересам коммуникантов. Эта система зависит от моральных установок.

Нередко возникают бессмысленные споры, в которых оппоненты не понимают и неправильно интерпретируют позиции друг друга. Часто это происходит из-за отсутствия элементарных знаний об этических основах переговоров.

Этические законы

Кодекс поведения — это система правил или этических принципов, которые регулируют поведение членов определенного сообщества (социальной, профессиональной или этнической группы) и выражают понимание надлежащего поведения в соответствии с этическими принципами, этикой данного сообщества.

Существует несколько этических законов, которые могут регулировать правильное мышление. Среди них следующие:

  • закон тождества, который говорит о том, что в процессе рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе. Понятия и суждения должны быть однозначными на протяжении всего вывода и рассуждения. Закон тождества выступает в качестве этического правила любой дискуссии и обсуждения проблемы. В процессе рассуждения нельзя сменить одну мысль другой, а понятие подменять многозначными концептами;
  • закон противоречия, который в этике Аристотеля считается самым достоверным из всех начал. Его краткий смысл заключается в том, что нельзя одновременно утверждать и отрицать. Этическая идея, которая выражена в законе говорит о том, что высказывание о предмете спора или дискуссии не могут быть истинными или ложными в одном и том же отношении. Логические и этические противоречия путают рассуждения и провоцируют конфликты;
  • закон исключенного третьего, который формулируется следующим образом: из двух противоречащих суждений одно всегда истинно, а другое ложно. Третьей ситуации быть не может. Этот закон абсолютизируется, его можно применять там, где возможен четкий уровень альтернатив.

Этический компонент в научной дискуссии очень важен. Этические принципы регулируют творческую деятельность ученого, позволяют ему выработать определенное отношение к своим научным оппонентам и правильно организовать научную дискуссию как форму интеллектуального общения.

Статья по теме:  Правила делового общения – секреты взаимодействия профессионалов

Важность этики в научном дискурсе заключается также в формулировании новых идей для обучения и оптимизации творческого поиска. Если этические критерии будут приняты во внимание, дискуссия будет очень продуктивной. Она будет способствовать выявлению и формулированию конкретных научных проблем, возникновению междисциплинарных направлений, внедрению и поиску неортодоксальных методов и подходов к разрешению противоречий, постоянно возникающих в науке.

Суть понятия

Разногласие — это словесный спор, но значение этого слова также шире и отражает противостояние сторон. В нем могут участвовать два или более человек.

Вербальная конфронтация активно используется до достижения договоренностей, в переговорах. Споры могут происходить между учеными или бабушками на заднем дворе.

Умение правильно спорить — это признанное искусство, называемое эристикой.

Традиция такого рода аргументации восходит к Древней Греции. В то время были созданы строгие законы, по которым их можно было вести.

Изначально целью было выяснение истины. Со временем словесное состязание превратилось в средство достижения победы любой ценой.

Сегодня термин «рьяный спорщик» имеет скорее негативный оттенок. Наиболее крайними проявлениями этого явления являются препирательства и демагогия. Демагоги используют неявные приемы мнимой аргументации, применяют сложные формы представления своих позиций и маскируют логические противоречия. Интроверсия и популизм также относятся к этим аргументам.

Классификация

Классификация производится по одному из характерных признаков аргументации. Выделяют несколько основных типов.

  • Дискуссия – деловые беседы по поиску истины чаще носят спокойный характер, используются честные приемы опровержения доводов противоположной стороны.
  • Диспут – публичное состязание на тему заданного тезиса. Такая форма часто применяется при защите научных работ или обсуждения определенной проблемы людьми, имеющими порой одинаковые позиции.
  • Полемика – активное словесное противостояние с целью победы над противником. Часто возможна конфронтация, но в рамках общепринятых норм поведения и морали.
  • Дебаты или прения – публичные столкновения мнений, демонстрирующие позиции разных сторон. Чаще всего бывают как реакция на сообщение, выступление на конференции, в ходе предвыборной кампании.

Аргументы, в которых используются ложные приемы:

  • эклектика – ведется для достижения истины;
  • софистика – для достижения победы над противником любой ценой.

На тип словесного аргумента влияют цель, важность обсуждаемой темы или информации, количество участников и форма аргумента. В последние годы стали популярны споры ради споров. Участники отрабатывают приемы без конкретной цели, а ради собственного удовольствия.

Как не выставить себя в отрицательном свете

Настоящая культура дебатов требует, чтобы дебатеры признавали ошибки, на которые им указала аудитория или даже принципиальный оппонент.

Неспособность сделать это резко снижает продуктивность дебатов и вовлекает другую сторону в конфликт.

Любой аргумент, выдвинутый одним из участников, должен быть внимательно рассмотрен и не отвергнут только из-за несогласия, неприязни к оратору или моральных убеждений.

Статья по теме:  В какой руке правильно держать нож и вилку

Аргументация и доказательства

Этот пункт особенно важен, потому что по тому, как человек спорит и отвергает чужие мнения, можно сразу понять, что он не прав:

  • насколько велики его знания в целом и по обсуждаемой теме;
  • удается ли ему соблюсти границу, отделяющую простую убежденность и напористость от грубости;
  • может ли выступающий формулировать свою позицию корректно, никого не оскорбляя даже в завуалированной форме;
  • выражается ли мысль четко, или говорящий сам не представляет глубины предмета обсуждения и не может полноценно донести свои тезисы.

Этикет и этика спора 3

В любом случае, будь то профессиональная дискуссия, академический диспут, дебаты на телевидении или разногласия с членами семьи, рекомендуется использовать простые и точно сформулированные мысли. Так оппоненту будет сложнее обратить их в свою пользу или перевести дискуссию на другую тему.

Не говорите ничего, в чем вы не убеждены на сто процентов, даже если вам очень нужны аргументы для защиты слабой позиции. По крайней мере, дайте понять, что вы выдвигаете лишь мнение, гипотезу или информацию, которая еще не полностью проверена.

Одно из правил аргументации заключается в том, что сначала нужно опровергнуть (или частично принять) утверждения оппонента, и только потом можно развивать собственные мысли. Один-два сильных и убедительных аргумента с большей вероятностью приведут к успеху, чем десяток скучных доказательств, половина из которых не представляет ценности даже для экспертов, не участвующих в анализе дебатов.

Если предлагается решение, которое вам не нравится, сначала следует указать на его сильные стороны и достоинства. Только после этого вы можете указать на слабые стороны и негативные последствия.

Таким образом, вы уменьшите риск того, что ваша точка зрения будет воспринята как излишне критическая.

О некоторых секретах «черной риторики» и манипуляций в споре можно узнать из следующего видео.

Литература

Цели спора и его предмет. Аргументы, используемые в споре. Приемы и техники аргументации, применение которых может быть полезно в ситуации дискуссии. Стиль аргументации, его острота, отступления спорящих сторон и используемые средства.

Профессиональная этика как выражение морального сознания и роль общественного мнения в формировании и принятии ее норм. Иерархические уровни управленческой этики и особенности их формирования в условиях глобализации. Управленческие решения и этические критерии.

Этика как философское исследование этики и морали. Индивидуальная этика и религия с точки зрения этики. Аристотель — «отец» этики как практической философии. Анализ взглядов Аристотеля на изучаемые им добродетели: Обучение и привычки — этические принципы.

Взаимосвязь между этикой и экономикой. Влияние религии, этики и культуры на экономическое поведение человека. Деловая этика как прикладная область знаний. Этические тенденции: Утилитаризм, этическая этика (этика долга) и этика справедливости.

Правила поведения на деловой встрече, этика ведения переговоров. Выбор одежды для встречи с руководителем при устройстве на работу. Классификация невербальных средств общения. Этика проведения встреч и презентаций, техника ведения переговоров.

Статья по теме:  В какой руке правильно держать нож и вилку

Возникновение науки «этика бизнеса» и ее развитие в современных условиях. Этика в бизнесе — понятие, история. Управленческая этика как психология бизнеса. Деловой этикет. Поведенческая этика: деликатность, осмотрительность, пунктуальность, обязательность. Коммуникация.

Процесс продвижения и решения вопросов путем сравнения, обсуждения, присвоения и обогащения субъективных точек зрения другой стороны. Правила ведения дебатов. Установление контакта. Выбор наилучшего решения. Оценка альтернативных решений проблемы.

Этикет и этика спора 4

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к началу текста
  • вернуться к подобным работам

VIII. Тренинги: коммуникативные упражнения .

Для тренировки умений и навыков разрешения конфликтов в спорах, развития убеждающей речи, развития чувства общения, создания установки на взаимопонимание и повышения культуры общения существуют специальные коммуникативные упражнения.

«Дар убеждения». (Цель упражнения — помочь участникам понять, что такое убеждающая речь, и развить навыки убеждающей речи).

Приглашаются два участника. Каждому дается коробка, в одной из которых лежит красная ленточка. Оба участника заглядывают в свою коробку, только один из них видит ленточку, но остальные не знают, у кого она. Их цель — доказать «зрителям», что в их коробке находится ленточка. Зрители должны решить, у кого находится ленточка. Во время обсуждения важно проанализировать случаи, когда «зрители» ошиблись — какие вербальные и невербальные сигналы заставили их поверить в ложь.

«Разговор через стекло».

— Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой ждет снаружи. Однако вы забыли договориться о том, что купить, а выход находится в другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках через стекло витрины. Но помните, что стекло между вами настолько толстое, что кричать бессмысленно — вы все равно друг друга не услышите.

IX. Итог. Рефлексия.

Я хотел бы напомнить вам замечательное высказывание великого математика Пифагора, жившего в Древней Греции. Он сказал: «Живите с людьми так, чтобы ваши друзья не становились врагами, а ваши враги — друзьями. Не позволяйте никаким разногласиям помешать вам в этом.

Представьте, что вы вышли в чистое поле, трава там зеленая и шелковистая. Нарисуйте на листьях то, что вы получили. Это и есть та информация, которую вы получили в ходе сегодняшней дискуссии. А если вы услышали много полезной, новой информации, нарисуйте на траве цветы. Чем больше новой информации

  1. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. – М., 1991.
  2. Бадлиев Б.Ц., Малышев А.А. Психология обучения речевому мастерству. –М., 1999.
  3. Дейл Карнеги. Собрание сочинений в трех томах. Том 1 – Азбука, 1998
  4. Школьная риторика. Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1998.
  5. Ожегов И.С., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1994.
  6. Поварнин С. Спор. О теории и практике спора // Вопросы философии. 1990. №3.
Оцените статью
Ручки Не Крючки
Добавить комментарий