Шифтер (манетки) на велосипеде: что это такое и как их выбрать

Переключатели передач незаменимы для велосипедов с одной или несколькими передачами, особенно для гоночных и горных велосипедов, где они лучше всего подходят для использования в тандемной системе с тормозами.

Манетки (шифтеры). Виды и выбор

манетки на велосипед

Шифтер (манетки) на велосипеде: что это такое и как их выбрать 2

Использование нескольких передач на велосипедах с несколькими передачами позволяет ехать с минимальными усилиями и достигать оптимального соотношения скорости и педали. Передачи управляются переключателем скоростей. Переключение передач — это механическая система переключения, прикрепленная к рулю или раме велосипеда.

Усилие переключения передается от рычага переключения передач к переключателю через трос, благодаря чему цепь на звездочках со временем меняется.

манетки на велосипед

Велосипеды с несколькими передачами обычно оснащаются двумя рычагами переключения:

  • для левой руки с управлением переднего переключателя;
  • для правой – заднего.

Инновационная система A GE компании Acros устанавливается на велосипеды с гидравлическим механизмом; в этой конструкции передний и задний рычаги переключения передач регулируются.

Разновидности шифтеров

В первые годы рычаги переключения передач могли приводиться в действие только за счет трения, при этом удлиненный трос обеспечивал перемещение цепи только за счет затягивания гаек. С появлением храпового механизма характеристики значительно изменились. Каждый год на рынке появлялись новые рычаги переключения передач для велосипедов с более сложными механизмами и функциями.

Основные типы рычагов переключения передач следующие:

  • Фрикционный механизм переключателя;
  • Триггерная двухрычажная система;
  • Крутящаяся ручка – grip-shift;
  • Dual control совмещаемый с тормозной системой.

Фрикционная система

Фрикционный рычаг переключения передач, которым до 1980-х годов оснащались все гоночные велосипеды, в 1990-х годах стал устанавливаться на недорогие модели велосипедов. В современном велоспорте такие модели встречаются только в старых или импровизированных конструкциях. Модель с фрикционной системой представляет собой рычаг, который натягивает или ослабляет трос. Сам рычаг не прикреплен к рулю и предотвращает смещение только за счет трения или самодельного устройства.

Рычаг переключения передач крепится к раме и трубе руля велосипеда:

  • рама – у дорожного и полудорожного байка;
  • руль – вседорожник и маунтинбайк.
  1. Сложность в точном регулировании передач из-за произвольного движения рычага. При ослабленном натяжении передачи могут переключаться самостоятельно, а сильный натяг препятствует переключению, поэтому требуется огромное усилие для переключения скоростей.
  2. При последовательных переключениях рычажок фрикционного шифтера передвигается с места крепления и фиксируется в неудобном расположении для управления скоростями.

манетки на велосипед

Индексный однорычажный

Поворотники были установлены на дешевых горных велосипедах в 1990-х годах. Сегодня их можно встретить и на гоночных велосипедах. В отличие от диска замка, рычаг переключения передач фиксируется в различных положениях с помощью специальной гайки. Он крепится на раме и на трубе руля велосипеда.

Несмотря на свои преимущества и понятность рычага переключения передач, модель нельзя назвать удобной для езды.

Статья по теме:  Байкпакинг — что это, плюсы и минусы сумок для байкпакинга

Основным производителем рычага переключения передач с индикатором является компания Shimano.

манетки на велосипед

Триггерный двухрычажный шифтер

Rapidfire+ — это триггерная рукоятка, самая популярная модификация системы контроля скорости. Она устанавливается на горные, гибридные и другие велосипеды, но не на дорожные.

Спусковая рукоятка устанавливается на руль и использует рычаг переключения передач, состоящий из двух рычагов или рычага и ручки. Самым известным производителем рычагов переключения передач является Shimano Nexave.

Принцип работы механизма заключается в перемещении цепи путем нажатия первого рычага в одну сторону и нажатия второго рычага или кнопки в противоположную сторону.

После всех операций по переключению рычаг возвращается в исходное положение. Он прост в использовании и позволяет переключать скорость без физических усилий, не отвлекаясь от дороги.

манетки на велосипед

Что такое шифтеры для велосипеда

манетки для велосипеда

Это механизм, установленный на руле, который позволяет велосипедисту переключать передачи. Для непосвященных велосипедный переключатель — это то, на что вы нажимаете, чтобы переключить передачу. Часто переключатели передач называют шифтерами, потому что в английском языке они называются shifters. Если вы хотите узнать больше о переключателях скоростей велосипеда, прочитайте, что они собой представляют и каковы их основные характеристики.

Разновидности манеток

грипшифт

В зависимости от конструкции существуют следующие типы переключателей скоростей на велосипеде:

  1. триггерные;
  2. «грипшифт»;
  3. «дуал-контрол».

Триггерные переключатели передач предпочитают большинство велосипедистов. Двойные переключатели — это более совершенные переключатели передач, которые обычно встречаются на более дорогих велосипедах.

Виды манеток и их различия

При покупке переключателя скоростей следует учитывать различия в конструкции даже между отдельными линиями велосипедных аксессуаров. Каждый производитель стремится разработать более совершенные механизмы переключения передач. Такой подход привел к разработке различных механизмов переключения передач.

Шифтер (манетки) на велосипеде: что это такое и как их выбрать 3

1. переключение передач. Меняет натяжение путем перемещения барабана на штоке руля. В центре находится индикатор, который используется для выбора передачи. Иногда встречаются также индикаторы со стрелками. Например: Shimano Nexus, 3S35E.

Шифтер (манетки) на велосипеде: что это такое и как их выбрать 4

Триггеры. Триггеры приводятся в действие с помощью спускового рычага и рычага натяжения. Первый опускает шестеренки, а второй поднимает их. Shimano производит переключатели Rapidfire, Ez-Fire Plus с рычагом и кнопкой над рулем и SRAM с одинарными переключателями.

Шифтер (манетки) на велосипеде: что это такое и как их выбрать 5

3. тормоза (двойной тормоз). Они приводятся в действие простым перемещением тормозного рычага в вертикальном направлении. Это фирменная технология Shimano, типичный пример — серия 105, BR-R7070.

Шифтер (манетки) на велосипеде: что это такое и как их выбрать 6

Существует еще одна категория — пистолеты. Эти рычаги переключения предназначены для дорожных велосипедов. По конструкции они похожи на переключатели Dual Control, но имеют несколько иной принцип работы.

Шифтер (манетки) на велосипеде: что это такое и как их выбрать 7

Например, тормозное усилие меньше, хотя владельцы отмечают легкость управления при каждом хвате. Переключение передач вверх осуществляется легким движением внутрь, а вниз — с помощью вспомогательного рычага под клешней.

Статья по теме:  Как правильно перевозить велосипед в электричке

Шифтер (манетки) на велосипеде: что это такое и как их выбрать 8

Выводы

При небольшом сроке службы обычно пытаются отрегулировать рычаг переключения передач, чтобы вернуть ему точность переключения. Однако при интенсивном использовании рычага переключения передач может потребоваться его замена. В этот момент владелец должен выяснить, какой рычаг переключения передач лучше всего установить.

Шифтер (манетки) на велосипеде: что это такое и как их выбрать 9

Существует определенная совместимость между продуктами в каталоге Shimano.

Шифтер (манетки) на велосипеде: что это такое и как их выбрать 10

Шифтер (манетки) на велосипеде: что это такое и как их выбрать 11

Шифтер (манетки) на велосипеде: что это такое и как их выбрать 12

Шифтер (манетки) на велосипеде: что это такое и как их выбрать 13

5. atlus M370 — atlus M2000, atlus M2100.

Шифтер (манетки) на велосипеде: что это такое и как их выбрать 14

Переключатели передач можно заменить самостоятельно, используя гаечный ключ, плоскогубцы или пассатижи. При этом необходимо убедиться, что на рычаге переключения нет отложений, механизм смазан, а трещотка не разобрана. Последнее необходимо для того, чтобы избежать трудностей при регулировке.

Шифтер (манетки) на велосипеде: что это такое и как их выбрать 15

После установки рекомендуется протестировать механизм переключения передач на малых скоростях.

Виды манеток, их отличия

Первоначально велосипедные редукторы работали по принципу: трос натягивался и фиксировался гайкой. Скорость определялась натяжением на корпусе рычага переключения передач, примерно так, как описано выше. Позже была установлена трещотка, а метод изменения положения троса называется индексацией.

Современные модели велосипедов оснащаются более чем одним типом механизма переключения:

  • грипшифтовые;
  • триггеры;
  • тормозные — Dual control;
  • пистолеты.

Рычажные переключатели меняют натяжение троса, перемещая барабан вокруг штока руля. Они двигаются вперед и назад и имеют индикатор в центре руля, который показывает, какая передача включена. Другие модели могут иметь индикатор со стрелками.

К преимуществам таких индикаторов относятся геометрическая целостность, отсутствие выступающих частей и мгновенная реакция при срабатывании барабана. Рычаги переключения передач просты в управлении.

К недостаткам относятся:

  • случайное переключение;
  • занимают много пространства на руле;
  • поворотный механизм бюджетных моделей легко ломается.

Shimano-манетка типа GripShift

Переключатели Shimano типа GripShift

Приводы — второй распространенный тип селектора, в котором переключение осуществляется с помощью выступающих рычагов: рычага подъема и рычага опускания. Первый поднимает переключатель, а второй опускает. Передние рычаги переключения работают в противоположных направлениях: рычаг подъема спереди действует как рычаг опускания для заднего переключателя и наоборот.

Шифтер SRAM

Задний переключатель SRAM Передний переключатель 9-скоростной

Преимущества триггеров:

  • понятный принцип работы;
  • рычаги легки на ощупь, не отвлекают от управления;
  • нет риска случайного переключения как с грипшифтерами – руки на грипсах не задевают манетки.

Конечно, есть и недостатки, при которых переключатели передач лучше триггеров:

  • при падении велосипеда рычаги могут сломаться;
  • тугое натягивание троса на быстрых перебросах через 2-3 передачи, что вызывает запаздывание переключения;
  • неправильное совмещение с тормозными клешнями (правда, это больше «косяк» производителя велосипеда, нежели манеток).

Триггеры бывают разных видов:

  • рычаг и кнопка над рулем (Ez-Fire Plus) – бюджетные «шимановские» модели;
  • с подрулевым размещением рычагов (Rapidfire) – Shimano высокого класса;
  • Trigger: манетки SRAM с одним подрулевым рычагом, новые модели SRAM с подрулевым рычагом и кнопкой.
Статья по теме:  Парковка для велосипедов: виды, устройство и правила

Dual Control, или тормозные переключатели, активируются вертикальным движением тормозного рычага. Это новшество было введено компанией Shimano. По сравнению с предыдущими типами, этот тип переключателей используется в более узких кругах и устанавливается на дорогие зарубежные модели.

Dualontrol не влияет на управляемость велосипеда даже при смещении руля. Его конструкция также интересна: тормозная щеколда имеет две степени свободы. Можно сказать, что этот тип рычага переключения встроен в тормоза. В то же время, однако, есть и серьезные недостатки:

Как самостоятельно заменить и перебрать манетки на велосипеде

Рано или поздно может случиться так, что рычаг переключения перестанет работать должным образом или не будет работать вообще. Затягивание или ослабление троса не может решить проблему, и вам придется заменить старый рычаг переключения.

Новые рычаги переключения передач поставляются в сборе с тросом, поэтому вам не придется собирать их с нуля. Все, что вам нужно сделать, это снять старую деталь, установить новую и убедиться, что вы отрегулировали рычаги.

Вот так можно заменить рычаги переключения передач:

  1. Снимаем грипсы с руля велосипеда. Чаще всего они толще, чем охват хомутов манеток, и будут мешать снятию.
  2. Отсоединить тросики переключения скоростей от дерайлеров.
  3. Ослабить крепежные болты и снять манетки с руля.

Затем вы можете установить новые компоненты на велосипед:

  1. Закрепить шифтеры на руле. Во время работы не смещаем тормозные ручки.
  2. Аккуратно продеть тросики через раму к переключателям.
  3. Подсоединить новые тросы.
  4. Отрегулировать переключатели, проверить работу новых манеток. Настройку надо проводить, когда оба тросика закреплены на переключателях.

В качестве альтернативы, если рычаги переключения передач работают плохо, и вы придерживаетесь изменений, вы можете собрать, почистить и смазать рычаги переключения передач. Если какой-то компонент не совсем подходит, можно поменять его на аналогичную модель и заменить деталь переключения передач. В любом случае ее необходимо разобрать, и как это сделать, мы узнаем позже.

Разборка и ремонт на примере рычага переключения передач Shimano. Открутите винт нижней крышки и вытащите ее. 2.

шаг 1

2. снимите верхнюю крышку, где находится индикатор передачи. 3.

шаг 2

3. доберитесь до храпового механизма с защелками. Распространенные проблемы, которые могут возникнуть: застрявшие водила, грязь или отсутствие смазки. В первом случае дальнейшая разборка полезна, если установлена новая шайба с цангами от другого рычага переключения передач.

шаг 3

4. Открутите центральную гайку. 5.

шаг 4

Снимите нажимной диск и рычаги. 6.

шаг 5

Выкрутите винт, крепящий корпус. 7.

шаг 6

7. снимите корпус.

шаг 7

шаг 9

шаг 10

Оцените статью
Ручки Не Крючки
Добавить комментарий