Что такое абстрактное мышление и как его развивать у младших школьников

Абстрактное мышление не развивается до пятого-седьмого года жизни. Первоначально дети ориентируются на зрительное восприятие окружающей среды, используя наглядно-образное и логическое мышление. Примерно с полутора лет начинается использование конкретно-образного мышления.

Абстрактное логическое мышление

Мышление — это познавательная деятельность, которая осуществляется путем логического и опосредованного изучения окружающей среды.

Все законы функционирования общества и физической среды познаются через человеческое восприятие, ощущения, сенсорный аспект и память. Это также возможно благодаря процессам мышления.

Существует несколько видов мышления. Наиболее распространенным видом мышления, активизирующимся на последней фазе развития личности, является абстрактно-логическое мышление.

Абстрактно-логическое мышление — это вид мыслительной деятельности, которая осуществляется посредством логических операций с теоретическими понятиями.

Что такое абстрактное мышление и как его развивать у младших школьников 2

Это мышление характеризует общие отношения и взаимодействия, которые происходят между объектами, процессами и явлениями в окружающей среде.

Формы абстрактного логического мышления

Можно выделить три основные формы абстрактно-логического мышления:

  1. Понятие – форма, характеризующая объект, как обладателя единичного признака или их группы, являющимися наиболее приоритетными и, отражающими его сущность. Например, в качестве абстрактных понятий можно выделить слова и словосочетания: рыба, зеленоглазая девушка, продавец магазина, учитель.
  2. Суждение – форма, характеризующая объект путем его отрицания и подтверждения существования, используя для этого конкретную фразу. Примером могут выступать такие суждения: девочка кушает суп – простое суждение, ребенок уехал, дом опустел – повествовательное предложение.
  3. Умозаключение – форма, занимающаяся построением нового суждения, конкретизацией, выводами на основе одного суждения или их комплекса. На ней базируется абстрактно-логическое мышление.

Определение

При абстрактно-логическом мышлении человек обращается к логике, начинает рассуждать, строить догадки и делать выводы. Таким образом, активизируется абстрактно-логическое мышление. Этот тип мышления является завершающим этапом в процессе развития личности. Он основан на логическом, опосредованном усвоении данных, при котором понятия не обладают непосредственной ясностью, присущей восприятию и представлению.

В психологии этот вид познавательной деятельности рассматривается как опосредованное отражение общих цепей, наблюдаемых между явлениями и объектами в мире. Другими словами, это когнитивный процесс, в котором неизвестная информация воспринимается через уже известные факты.

Деятельность абстрактного мышления включает в себя числа, формулы, символы и абстрактные понятия, которые не воспринимаются органами чувств человека. Именно этот тип мышления позволяет человеку воспринимать целостную картину реальности, не увязая в мелких деталях и не рассказывая о них.

Формирование абстрактного мышления тесно связано с системой языка. Значение явлений, предметов и абстрактных смыслов обозначается определенными словами.

Язык помогает активизировать воображение, представлять понятия и укреплять способность к воспроизведению.

Формы и признаки

Существует прямая взаимосвязь между факторами абстрактного мышления и логического мышления. Эта связь позволяет находить нестандартные решения различных проблем и адаптироваться к часто меняющимся условиям жизни. Существуют аналитические, обобщенные, идеализированные, конструктивные, примитивно-чувственные и реально-экспериментальные абстракции.

Формами этого вида мышления являются понятие, суждение и абстракция.

  • Понятие отражает предмет, явление или процесс посредством существенных и обоснованных признаков. Иногда понятие свойства объекта передаёт один-единственный признак. К основным внешним свойствам относят взаимосвязь объекта с другими предметами. Внутренние свойства присущи самому объекту. Примерами первичной и преобладающей формы мысленного абстрактного отображения служат различные слова и словосочетания: крыса, вкусный пряник, сотрудник службы безопасности. В воображении человека моментально всплывают общие признаки этих понятий.
  • Суждение конкретного субъекта подтверждает или отрицает наличие какой-либо ситуации, предмета, явления. Раскрывают содержание понятий простые и сложные повествовательные высказывания, которые называют суждениями. Пример простого типа суждения: ребёнок рисует жирафа. Сложные высказывания содержат 2 и более ситуации: автобус остановился, и пассажиры покинули его.
  • Умозаключение подразумевает получение нового суждения с помощью существующей одной или нескольких посылок. Вывод делают из существующих суждений: семена имеют свойства давать ростки, следовательно, у меня весной появится рассада. Эта форма мыслительного процесса является основой абстрактно-логического мышления. Она включает в себя предпосылку, вывод и заключение.

Первоначальное суждение является предпосылкой, логическое мышление — заключением, которое в конечном итоге приводит к результату.

Ментально-логические операции обладают следующими признаками:

  • умение прибегать к критериям и понятиям, которых может не существовать в реальности;
  • оценка событий и их сравнение;
  • систематизация почерпнутых сведений;
  • обобщение происходящих явлений и предметов;
  • вычленение отдельных фактов;
  • соединение разрозненных данных в общую картину;
  • анализ информации;
  • выявление закономерностей среды обитания без явного контакта с ней;
  • построение причинно-следственных цепочек.
Статья по теме:  Как перестать бояться людей и побороть стеснение в общении – правила и упражнения

Признаки абстрактно-логического мышления у детей

Что такое абстрактное мышление и как его развивать у младших школьников 3

Такие признаки можно заметить уже у детей дошкольного возраста, так как специалисты считают, что старший дошкольный возраст является оптимальным периодом для перехода от наглядно-образного мышления к абстрактному. Предполагается, что когнитивное развитие детей достигает относительно высокого уровня к моменту поступления в школу. Семилетний ребенок уже обладает большим количеством знаний и умений, приобретает определенный жизненный опыт, например, ориентируется во внешнем мире, легко запоминает информацию, хорошо знает литературные произведения, понимает смысл загадок, решает задачи, предпосылки которых очевидны, связно выражает свои мысли о различных событиях, интересуется компьютером и получает удовольствие от творческой деятельности (лепка, рисование, конструирование). В то же время мышление младшего школьника находится на критической стадии развития, абстрактно-логическое мышление еще не завершено. Чтобы понять, на какой стадии развития мышления находится ваш ребенок, можно воспользоваться простым тестом, который часто используют психологи при обследовании детей младшего школьного возраста.

Диагностика способности мыслить абстрактно

Вычеркните лишнее слово

  • Лампа, фонарь,Солнце, свеча.
  • Сапоги, ботинки,Шнурок, валенки.
  • Собака, лошадь, корова,Волк.
  • Стол, стул,земля, диван.
  • Сладкий, горький, кислый,горячий.
  • Очки, глаза, нос, уши.
  • Трактор, комбайн, машина,Сани.
  • Суп, каша,Сковорода, картошка.
  • Береза, сосна, дуб,Роза.
  • Абрикос, персик,Помидор, апельсин.

Вставьте пропущенные буквы в слова

  • д…р…в… (дерево); к…м…нь (камень); р…б… (рыба); к…р…в… (корова); б…р…з… (береза)

Найдите слово, которое имеет смысл

  • 1) волк: пасть = птица: ? а) воздух б)Клювв) соловей г) яйцо д) пение
  • 2) библиотека: книга = лес: ? а) береза б)Деревов) ветка г) бревно д) клен
  • 3) птица: гнездо = человек: ? а) люди б) рабочий в) птенец г)домд) разумный
  • 4) школа: обучение = больница: ? а) доктор б) больной в)лечитьг) учреждение

Найдите слово с противоположным значением

  • Начало -. (конец). День -. (ночь). Зло -. (добро).
  • Высокий -. (низкий). Молодой -. (старый). Сильный -. (слабый).
  • Плакать -. (смеяться). Мириться -. (ссориться). Находить -. (терять).

Игра

Проанализируйте результаты

За каждое правильное действие начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов — 29.

  • 29 – 26 – повышенный уровень логического мышления
  • 25 – 22 – высокий уровень
  • 21 – 18 – средний уровень
  • 17 – 14 – уровень логического мышления ниже среднего
  • 13 – 10 – низкий уровень
  • 9 – 0 – критический уровень.

Зачем развивать абстрактное мышление у детей

Вы убеждены, что определенный объем абстрактного мышления необходим для успешного обучения в школе? Считаете ли вы, что у вашего ребенка проблемы с логическим мышлением и поиском нестандартных решений? Хотели бы вы смоделировать формы абстрактного мышления для своего ребенка? Тогда необходимо прислушаться к мнению специалистов. Например, психологи предупреждают, что развитие мышления — довольно длительный процесс и требует ежедневной работы. Возможно, ребенок не сможет быстро и хорошо освоить абстрактные функции. Поэтому родители должны помочь ему развить абстрактные навыки. В психолого-педагогической практике разработано множество методик, направленных на развитие абстрактных процессов у младших школьников. Родители могут выбрать тот метод, который им кажется наиболее доступным и приемлемым для домашнего обучения.

Упражнения и игры на логическое мышление

Игры

Для младших школьников по-прежнему важна игровая деятельность, поэтому для развития абстрактного мышления успешно используются игры и упражнения. Этот способ доступен и интересен для детей и может быть использован для совершенствования навыков абстрактного мышления. Каждый взрослый может придумать свои игровые задания для своего ребенка. Главное — ваше творчество и изобретательность! Чтобы дети не уставали, игры легко «оживить» элементами подвижных игр (бег, прыжки, хлопки) или спортивными предметами (мяч, крокет, скакалка). Не помешает и момент соревнования (кто быстрее назовет?) и шутки. Что можно предложить для домашнего использования?

Синонимы — антонимы

Классическая игра в сравнение синонимов с антонимами всегда нравится детям. Им нравится соревнование «кто первым найдет слово (синоним или антоним)». Они могут играть в эту игру устно или бросать друг другу мяч с выбранным словом. Примеры синонимов (с похожими значениями): скупой — жадный, бросать — кидать, собака — пес, ленивый — ленивый, друг — друг, мокрый — мокрый, ложь — ложь.

Статья по теме:  Полунаркотическая зависимость»: кто такая женщина-абьюзер и можно ли строить с ней отношения

Более легкая задача для детей — подобрать антонимы (слова с противоположными значениями). Оно аналогично предыдущему, например: друг — враг, храбрый — трус, будущее — прошлое, хороший — плохой, грустный — счастливый, красивый — некрасивый. Интерес к игре можно поддерживать, вводя игровые моменты: за неправильный ответ игрок дает штраф, а затем искупает его определенным заданием: поет, танцует, произносит строчку, отгадывает загадку.

Закончи предложение

Как и в предыдущей игре, здесь есть упражнение на завершение предложения. Игроки должны поймать мяч с началом предложения и вернуть его с концом, например: Собаки лают, а кошки лают. (мяу), зимой холодно и …. (жарко), машина едет, а самолет … (летает). Более сложный вариант — нужно закончить сложноподчиненное предложение прилагательным, например: зимой холодно, …. (потому что холодно), ученик получил пятерку, … (потому что он выучил уроки) и т.п.

Расшифруй!

Девочка играет

Такое упражнение должно быть подготовлено заранее, и вначале используются картинки или слова, написанные на карточках. Позже, когда ученик научится мысленно разбивать слово на слоги, его можно проводить как игру в слова. Суть упражнения заключается в следующем:

Формы абстрактного мышления

Абстрактное мышление состоит из понятий, суждений и выводов. Когда вы начинаете мыслить абстрактно, вы поочередно проходите через все три формы и приходите к общему выводу.

Понятие. Оно помогает обобщить общие свойства предметов или явлений. Свойства могут иметь разное назначение, но относиться к одной и той же группе вещей. Например: хашпул, двухквартирный дом, многоквартирный дом и террасный дом. Все они относятся к зданиям, но некоторые из них являются квартирами, некоторые — офисами, а некоторые — кафе.

Кризис. Это мысль, которая говорит что-то о предмете. Она может быть истинной или ложной, простой или сложной. Например, утверждение «Дом находится на поверхности» — это простое утверждение. Сложное утверждение звучит так: «Дом стоит на поверхности, потому что у него есть фундамент». Оба утверждения истинны.

Суждения становятся ложными, когда мы руководствуемся собственными интересами или собственной логикой, а не объективной реальностью. Пример такого суждения: «Дом стоит на поверхности, потому что его держат черепахи».

Выводы. Это мысль, сформированная из различных суждений. Умозаключение состоит из посылки, умозаключения и вывода. Посылка — это суждение о понятии. Заключение состоит из логического аргумента о суждении с добавлением рассуждений о других суждениях. Заключение — это результат абстрактного рассуждения. Например, заключение, вытекающее из умозаключения, следующее: Вывод, который следует из умозаключения, — это заключение, которое следует из умозаключения:

«В доме есть окна» + «В доме нет сквозняка» → «В окнах дома нет щелей».

Как развить абстрактное мышление

Швейцарский психолог Жан Пиаже придерживался мнения1, что абстрактное мышление развивается у человека только в возрасте от 11 до 16 лет. У одаренных детей оно развивается раньше. В то же время дети обладают определенным уровнем абстрактного мышления, даже если они не могут строить сложные логические цепочки. Такие дети делают абстрактные выводы о добре и зле, например, из сказок.

Некоторые психологи утверждают, что абстрактное мышление не является естественным этапом развития. Абстрактное мышление не является одной из базовых способностей человека, а формируется под влиянием накопленных знаний, опыта и окружающей культуры. Однако развить абстрактное мышление во взрослом возрасте вполне возможно. Эта работа улучшит креативность и творческую сторону ума.

Фото:Nicolas Picard / Unsplash

Вот несколько способов развить абстрактное мышление.

Занимайтесь головоломками. Головоломки и логические задачи помогут вам найти неожиданные решения.

Исследуйте визуальные иллюзии. Смотрите на вещи с разных точек зрения.

Импровизируйте. Запишитесь в театр импровизации или создайте его с друзьями. Импровизация развивает воображение и помогает мыслить абстрактно.

Занимайтесь творчеством. Исследование PNAS-2 показало, что занятия декоративно-прикладным искусством повышают творческий потенциал у людей с инженерным, математическим и технологическим образованием.

Статья по теме:  Негодование - Resentment

Если у вас есть дети, делайте поделки вместе. Например, делайте гоночные машины из пластиковых бутылок или мотайте катушки пряжи. Узнайте, как можно проводить такие занятия дома:

Фото:Tinxi / Shutterstock

Играйте со словами. Метафоры, сравнения и аналогии стимулируют абстрактное мышление. Подумайте, как можно по-другому назвать предметы. Например, вместо зеленой стены представьте стену цвета кактуса или мха.

Подумайте об ассоциациях. Начните с одного слова и создайте ряд ассоциаций с каждым последующим словом. Здание → дом → уют → семья → счастье. Это упражнение способствует развитию способности искать неожиданные связи между объектами и понятиями.

Какие преимущества даёт абстрактное мышление?

Абстрактное мышление — это источник творческих идей, которые важны практически в каждой профессии. Креативность позволяет разрабатывать идеи для новых проектов, находить необычные решения проблем, использовать инструменты и создавать новые. Творческий подход полезен во всех сферах жизни и в основном основан на способности к абстрактному мышлению.

Сильное абстрактное мышление имеет, помимо прочего, следующие преимущества:

  • умение решать сложные проблемы;
  • высокий уровень интеллекта;
  • высокий уровень креативности;
  • склонность к различным искусствам;
  • умение выходить за рамки стереотипов;
  • умение генерировать новые идеи;
  • умение предсказывать и оценивать перспективы проекта;
  • способность замечать потенциальные подводные камни.

Как развить абстрактное мышление?

Как мы уже отмечали, способность к абстрактному мышлению очень важна, поэтому каждый должен работать над ее развитием. Как и другие когнитивные навыки, абстрактное мышление развивается путем активного применения. Вы можете сделать это с помощью 5 простых, но эффективных упражнений:

  1. Осмысление абстрактного объекта или явления. Каждый из нас постоянно оперирует различными абстрактными понятиями, например, такими как «любовь», «дружба», «уважение» и прочее. Очень хорошее упражнение на развитие способности мыслить абстрактно состоит в том, чтобы попытаться понять, что представляет собой каждое из этих абстрактных понятий. Нужно осмысливать их и давать им определения в простых и доступных для понимания словах.
  2. Игра в ассоциации. В эту игру очень любят играть дети, точнее, у них это получается непроизвольно. Глядя на облака, они узнают в них знакомые образы. Они могут сказать вам, на что похожа стоящая у обочины машина, какую форму имеет дерево, на что похож звук пылесоса или стиральной машины. Дети делают это непроизвольно, потому что изучают мир и всё, что их окружает, вызывает у них интерес. Но и взрослым стоит чаще играть в эту игру, пытаясь узнавать знакомые образы в очертаниях предметов, искать ассоциации к определённым звукам, пытаться понимать, на что похож вкус того или иного блюда.
  3. Развитие образного мышления. Абстрактно-логическое мышление во многом зависит от образного. Поэтому для его развития полезно активно использовать способность мыслить образами. Для этого можно вспоминать события, произошедшие за день, стараясь восстановить в воображении визуальные образы, голоса и иные звуки, испытанные эмоции, запахи и вкусы. При этом важна детализация. К примеру, вспоминая чьё-то лицо, желательно отчетливо представить форму носа, глаз и прочие детали.
  4. Использование метафор. Для того, чтобы придумать хорошую метафору, необходимо развитое абстрактное мышление. И его можно развивать, используя данную особенность. Для этого полезно читать художественную литературу, в которой часто встречаются интересные и неожиданные метафоры. Полезно также применять их в повседневном общении, стараясь, конечно же, чтобы это выглядело уместно. Впрочем, если вы не уверены в качестве придуманной метафоры, её совсем не обязательно озвучивать.
  5. Нахождение сути. Очень полезно докапываться до сути различных событий, явлений и даже собственных действий. Для этого можно задавать себе вопросы обо всём, что нас окружает. Примеры таких вопросов: «Почему эта вещь имеет именно такую форму?», «Почему я делаю эту работу именно так? Не должен ли я делать её иначе?», «Каким будет результат моих действий? Это именно то, что мне нужно?», «Могу ли я упростить свою работу, чтобы добиться того же результата меньшими усилиями?». Поиск ответов на подобные вопросы не только поможет развить абстрактное мышление, но и может заметно упростить жизнь.
Оцените статью
Ручки Не Крючки
Добавить комментарий